Участники рынка малого и среднего бизнеса за здоровую конкуренцию

21.10.2019 в 18:04, просмотров: 868

Участники рынка малого и среднего бизнеса за здоровую конкуренцию

Международный валютный фонд спрогнозировал падение показателя, характеризующего состояние экономики России в 2019 году, до 1,1%. Комментируя эту ситуацию,эксперты МВФ считают необходимыми структурные реформы в стране, в числе которых улучшение процесса проведения государственных закупок. 24 октября в Совете Федерации планируется рассмотрение законопроекта, который сможет регулировать этот рынок.

Российская система госзакупок работает на трех уровнях: федеральном, субъектовом и муниципальном. Два последних доступны малому и среднему бизнесу, поэтому они показывают активный прирост сделок в количественном и денежном выражении. Сегодня большую часть региональных бюджетов составляют малые закупки. По данным РТС-тендер только через эту площадку в Ростовской области за 9 месяцев 2019 года размещено около 80 тысяч закупок, сумма по которым составляет более 4,4 миллиардов рублей. Поэтому для федеральных и региональных властей очень важно развитие этого направления.

За последние три года на субъектовом уровне заказчики все чаще стали размещать объявления о закупках и собираться заявки участников по ним в онлайн-магазинах. 85% малых закупок проходили именно в такой форме. Существует второй способ, при котором поставщик размещает цены на свои услуги в электронном магазине, а заказчик выбирает для себя наиболее подходящую стоимость и стороны договариваются о сделке.

В 2018 году количество таких оферт было больше 20 миллионов штук на сумму свыше 800 миллиардов рублей. В 2019 году эти цифры возросли. На данный момент среднее число ежемесячных онлайн-закупок составляет более 200 тысяч стоимостью 8 миллиардов рублей.

Сейчас предприятия малого и среднего бизнеса используют электронные магазины как основные торговые площадки. Эти предприятия усиливают экономику страны через инновационную активность. Как говорят участники рынка, развитие малого и среднего бизнеса во многом зависит от мер государственной поддержки, в том числе и через госзакупки, а без здоровой конкуренции невозможны развитие и функционирование экономики любой страны.

Но важно помнить, что чрезмерное административное регулирование без учета накопленного опыта и использования уже эффективно работающих технологий может отбросить регионы на 4-5 лет назад и сведет на «нет» все положительные достижения, полученные в этой области за последние годы.

- Большое количество электронных магазинов способствует повышению прозрачности торгов и их удобства. Мы смотрим, кто из операторов предлагает лучшие технические решения и перемещаемся туда. Хотя, стоит признать, что уровень конкуренции среди поставщиков очень высок. Мы участвуем не только в закупках малого объема, но и в госзакупках, - объясняет один из участников закупок малого объема.

Как считает представитель малого бизнеса, разница между закупками малого объема и государственными закупками колоссальная. Процедура госзакупок постоянно меняется, поэтому участники просто не успевают за этими нововведениями. В то время как закупки малого объема проще по процедуре и бесплатные.

На федеральном уровне с 1 марта 2019 года может работать только одна электронная площадка – единый агрегатор торговли «Березка». Но рынок скептично относится к этому решению. Например, в июле 2019 года объем торгов на «Березке» составил всего 190 миллионов рублей, что в 40 раз меньше торгов в других онлайн-магазинах.

К осенней сессии Госдумы может возникнуть ситуация, которая станет поводом перевода всего рынка полностью на ЕАТ Березка, несмотря на то, что у такого решения есть ряд недостатков:

- игнорирование накопленного опыта в отношении электронных магазинов, которые широко используются в регионах;

- монополизация, следовательно, стагнация рынка ЗМО, уход от конкуренции, которая дает импульс развитию этого сегмента;

- очередное изменение очень трудозатратно как для заказчиков, так и для поставщиков;

Участники рынка хотят сохранить возможность выбора и практику малых закупок, которая их вполне устраивает. Модель размещения закупок малого объема, которая существует на данный момент, зарекомендовала себя с лучшей стороны и вряд ли стоит ее менять. Хотя интеграции могут быть неплохим дополнительным решением.