Опыт молчания

Опыт молчания

Оставить телефон, не пользоваться Интернетом, не смотреть телевизор, не читать книг, не проронить ни слова за 10 дней. Все это непростое испытание для современного человека, который, едва открыв глаза утром, тянется к сенсорному гаджету. Несмотря на это, от желающих отключиться, выпасть из повседневности больше чем на неделю нет отбоя.

Центр Випассаны в Подмосковье - один из трех, что работают в России. В переводе с древнеиндийского языка пали Випассана означает видеть реальность такой, какая она есть. Випассана является одной из самых древних техник медитации. Она была открыта Гаутамой Буддой более 2500 лет назад как универсальное средство от всех несчастий, как искусство жить.

Любовь с Игорем

Игорь и Любовь — фитнес-тренеры. Игорь специализируется на функциональном и реабилитационном тренинге, Любовь — сертифицированный тренер по Romana’s Pilates, единственный на Юге России, у кого есть такой сертификат. На протяжении всей своей карьеры супруги профессионально совершенствуются, проходят дополнительное обучение, мастер-классы. Даже на следующий день после свадьбы они отправились не в романтическое путешествие, а на обучающий курс по остеопатии.

— Я никогда специально не ищу какие-то тренинги, курсы, судьба сама преподносит интересные вещи самым неожиданным образом, — рассказывает Игорь Букин.

Именно там они познакомились с преподавателем Александром Шлыковым. Как оказалось, эта встреча если не изменила жизнь кардинально, то помогла посмотреть на нее по-другому.  

— У него очень интересный подход к работе с человеческим телом. В силу своей профессии нам часто приходится контактировать с телом, которое хранит в себе массу зажатостей, всевозможных проявлений негатива. Александр использует комплексный подход, чтобы убрать все эти зажимы, причем без боли, так сказать, используя технику мягкой руки, — объясняет тренер.

Супруги давно сделали для себя открытие, что взаимосвязь нашего сознания и нашего тела колоссальна. Это легко увидеть на примере тренировок. Именно поэтому Игорь советует всем своим клиентам не делиться ничем плохим перед тренировками, все неурядицы оставлять за стенами спортзала. Прежде чем начать тренировку, он просит их на протяжении трех минут понаблюдать за своим дыханием. Это позволяет почувствовать свое тело, сконцентрироваться на ощущениях. Так в течение следующего часа интенсивных занятий мышцы и мысли будут в гармонии, что сделает тренировку наиболее эффективной.

Далеко не у всех получается отвлечься от повседневных дел и полностью сосредоточиться на спорте. Это происходит и во время любого другого занятия, требующего концентрации. Чаще всего у женщин.

— У них всегда полно забот. Девушки приходят на тренировку, а сами думают о том, что надо забрать ребенка из садика, приготовить ужин и так далее, — добавляет Игорь.   

Семейный ретрит

Когда Александр Шлыков был в Ростове, супруги пригласили его в гости. Проговорив несколько часов, они узнали от него о медитации Випассана. Суть ее заключается в том, что на протяжении десяти дней люди находятся на ограниченной территории, придерживаются строгих правил и практически все время занимаются медитацией. Одним из правил был запрет на разговоры. В течение 10 дней нельзя не только ни с кем общаться, но и контактировать жестами, взглядом. Тренинг совершенно бесплатный. Только по окончании всего курса, если у человека есть желание, он может оставить любую сумму в качестве пожертвования.

Молодым специалистам, постоянно черпающим знания, эта практика показалась интересной. Александр посоветовал зарегистрироваться сразу после открытия набора группы, иначе пришлось бы ждать следующего. Когда все формальности были улажены, взяв с собой минимум необходимых вещей, супруги отправились в Подмосковье.

Жизнь отшельников

В 4.30 предрассветную тишину нарушали звуки гонга. Оглушительный звон пробегал по макушкам деревьев и врывался в комнаты. Небольшое помещение перегородками разделено на несколько спальных мест, занавешенных шторками. Вибрация от звуков гонга такая сильная, что не проснуться даже в этот ранний час невозможно.

 

Попавшие в Центр дают не только обет молчания, но и отказываются от насилия — нельзя убивать никакое живое существо, даже комара. Отсюда еще одно правило — исключается мясная пища. Рацион питания состоит исключительно из растительной еды, каш и хлеба.

— Последний, третий, прием пищи — это только немного фруктов и вода, — вспоминает Игорь. — Хотя стол был не таким разнообразным и обильным, я не думаю, что кто-то оставался голодным.  

После завтрака можно было ненадолго вернуться в свою «келью» и там продолжить медитацию. Но, как признается Игорь, в первое время он использовал эту возможность, чтобы поспать.

Условия жизни в Центре самые аскетичные. Его территория разделена на две части — женскую и мужскую, поэтому видеться Игорь и Любовь могли только в общем зале медитации. И то лишь украдкой взглянув друг на друга. Зал также делился на две половины.

— Я только краем глаза видел, что моя жена сидит, предположим, четвертая в пятом ряду.  

На каждый день было четкое расписание. Хотя на протяжении всех 10 дней оно не менялось, каждое утро листок с распорядком вешали на информационную доску, где также были общие правила. Сменой расписания, пробуждением участников ударами гонга, приготовлением еды занимались добровольцы. Как правило, это те, кто сам прошел курс Випассаны и вернулся сюда уже в качестве помощника.

Единение с природой – Центр находился в лесу – тишина и молчание окружающих сами по себе располагали к откровенному диалогу с собой. Однако бродить по лесу, когда захочется, предаваясь размышлениям, было нельзя. На протяжении всего дня ученики должны были заниматься медитацией. А это 7-8 часов подряд с небольшими перерывами по 5-7 минут.

Не всем такое испытание оказалось по силам. Примерно 10% людей в первые дни покинули Центр.

— Я видела, как несколько кроватей в нашей комнате опустели, — рассказывает Любовь. — Мне тяжело было смотреть на них, потому что в этот момент я думала, что эти люди уже дома, они вернулись к привычному образу жизни, им не надо вставать в 4 утра, весь день медитировать. Становилось очень грустно. Но я понимала, что Игорь рядом, и от этого становилось легче, появлялись силы на новый день.

Те, кто оставался, строго придерживались правил. Большинство слушателей — мужчины и женщины в возрасте 30 плюс. Как говорит Игорь, это время, когда вся юношеская чепуха уже вышла из головы и человек начинает подводить первые итоги сознательной жизни, думать, что делать дальше. Но были и те, кому за 50, по виду солидные мужчины и женщины, которых в жизни можно встретить разве что в бизнес-центре. Но таких было немного.

На 10-й день снимался обед молчания. Ученики могли немного пообщаться друг с другом, чтобы, оказавшись за пределами Центра, не испытать шок. Но какого-то резко возникшего гула людских разговоров не было. Все очень спокойно и тихо делились впечатлениями. Оказалось, они сталкивались с одними и теми же трудностями. Разве что самые тяжелые по счету дни были у всех разные. У Игоря и Любови они совпали – 3-й и 7-й.  

Очная ставка с самим собой

Нам часто приходится слышать о разного рода медитациях. Как правило, в понимании обычного человека это сводится к визуализации чего-либо. Что в этот момент должно происходить, толком никто не понимает. Как рассказывает Игорь, на курсе это очень простой и понятный механизм. В Випассане медитация — это не что иное, как наблюдение за своим телом.

— Ты садишься, принимаешь удобное положение и в течение часа-полутора наблюдаешь за ощущениями в своем теле. Звучит вроде элементарно. На практике же это невероятно тяжело, — поясняет ростовчанин.

      

Медитация представляла собой медленное «сканирование» вниманием разных участков тела и улавливание различных ощущений, которые возникают в этих местах. Тишина снаружи, а внутри — рой мыслей, картинки, калейдоскопом сменяющие одна другую. Не думать ни о чем, оставаясь наедине с собой, безумно трудно. Сосредоточиться на ощущениях своего тела невероятно тяжело.

Начинается все с элементарной практики анапаны. Это наблюдение за своим дыханием. Тут и возникают первые трудности. Сконцентрироваться на том, как происходит вдох, почувствовать верхней губой, как из носа выходит теплый воздух, получается далеко не с первого раза. Раз вдох, два – и только через время понимаешь, что перестаешь считать, отдавшись потоку мыслей.

Здесь не нужно думать – только наблюдать. Час-полтора практики, 5-7-минутный перерыв и снова практика.

— За первые три дня я пересмотрел в голове, наверное, все фильмы, которые видел за последние полгода. В этот момент ты начинаешь понимать, какая мусорная яма твое сознание: здесь столько всего, что не можешь сконцентрировать внимание на чем-то одном.

Через время практика усложняется. Свое внимание необходимо двигать от дыхания по всему телу. И это все, что касается медитации в практике Випассана. Основной упор делается на то, насколько непрерывно человек может это внимание сохранять. И тут происходит трансформация, когда на поверхность начинают выскакивать всевозможные страхи, комплексы.  

— Это очень интересный опыт. На курсе одновременно находится порядка 100 человек, но ощущение, что ты всегда один. Из-за отсутствия межличностного контакта ты смотришь на людей, но не видишь их. По сути все 10 дней находишься сам с собой.

Операция на сознании

Как говорит Игорь, самое сложное – не молчать, а не слушать себя. Вспоминается все, и, как правило, плохое. Оно становится перед тобой стеной, окружает, и уйти тебе некуда. Оправдать себя перед кем-то легко, а здесь вокруг никого нет. Стену приходится постепенно разбивать.

— Весь негатив, который есть в тебе, начинает подниматься, и никого, кроме тебя, нет. Ты наблюдаешь ощущения в теле, проблема трансформируется и уходит. Ты сделал себя свободным от нее. Все причинно-следственные связи описать невозможно. Не нужно думать, как это произошло, почему, — поясняет Игорь. — Учителя говорят, что в эти 10 дней происходит тонкая хирургическая операция на сознании, которую вы проводите сами. И насколько она будет кровавой и болезненной, решать только вам. Как известно, ничего не убивает так, как собственные мысли.

Самыми трудными днями для супругов стали 3-й и 7-й, когда хотелось все бросить и уехать домой.

— Ты находишься в ужасном состоянии, всё и все вокруг бесят, кажется, у всех получается, а у тебя нет. Для того чтобы не сорваться, каждый день есть 3-4-минутные встречи с учителем. Ему можно задать вопрос, который тревожит тебя больше всего, который заставляет тебя собрать вещи и уйти прямо сейчас. При этом он не говорит ничего особенного, никаких вдохновляющих речей. «Продолжайте наблюдать», - единственная фраза. Этого было достаточно, чтобы мир вокруг поменялся на 180 градусов и все, что тебе казалось трудным, невыносимым, тут же стало ничтожным и неважным.

В лекциях это объяснялось тем, что с детства нас учат подавлять свои эмоции, не выражать агрессию. А как это сделать? Как не пустить наружу то, что накипело внутри? С точки зрения физиологии, нейробиологии, когда возникает раздражитель, например, человек, который вам неприятен, в голове рождается психологическая реакция. Между появлением раздражителя и началом психологической реакции есть маленькое звено. Это дополнительная точка, которая позволяет вам не впасть в ту психологическую реакцию, к которой вы уже привыкли.

— Мы все 10 дней учимся чувствовать свое тело, чтобы в момент, когда возникает какая-то раздражающая реакция, получить контроль над ней. Например, когда мы испытываем страх, по коже бегут мурашки и немеют ноги, они появляются за секунду до того, как нас охватывает панический страх. Если вы в сознании сможете остаться в ощущениях тела, то есть просто чувствовать мурашки, не ощущать собаку, которая на вас лает, а только дрожь, которая пробежала по ноге, то страх исчезнет, как мурашки. А они обязательно исчезнут, потому что наше тело адаптивно и ощущения в нем меняются ежесекундно. Развивая ощущения в теле, вы избавляетесь от тех психологических факторов, которые вас постоянно давят, вы становитесь от них свободны. Этот контроль внимания, умение его концентрировать – то, чему учат на Випассане.       

Искусство жить

Вернувшись в Ростов, супруги кардинально не поменяли свой образ жизни. Такой задачи и не ставилось. Как уже было сказано, Випассана — это «искусство жить», то есть в тех условиях, в какие нас поставила жизнь. Но при этом не размениваться по пустякам, не устраивать склоки, не тратить время на сплетни и пустую болтовню.  

— Ты вернулся в свое привычное русло, но ты — другой, — говорит Игорь. — Я теперь могу переживать из-за чего-то не полдня, как раньше, а 10 минут, пока не почувствую, что в этот момент происходит с моим телом.

К слову, некоторые привычки в молодой семье все-таки поменялись. К мясной пище Игорь и Любовь так и не вернулись.

— Как тренер я был уверен, что человек, который испытывает физические нагрузки, не может не есть мясо, что это необходимо. Но после 10 дней я почувствовал себя гораздо лучше. Поэтому к мясным продуктам мы пока решили не возвращаться. Не знаю, как будет дальше, но пока так.

Однако гораздо важнее оказалась пища духовная. После курса Випассаны супруги продолжили практиковать медитации дважды в день, чтобы не дать полученным навыкам рассеяться.

— Сейчас приходится вставать не в шесть утра, а в пять, чтобы перед работой посвятить час времени медитации. Но она дает такой заряд энергии на весь день, что потом нисколько не жалеешь, что провел этот лишний утренний час не в постели, — делится Любовь.

Супруги признаются, что они не стали вести затворнический образ жизни, посещают привычные места, но опыт чистого ума за десять дней молчания помог постичь «искусство жить».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру