В Ростове стартовал проект «Рассекречивая историю»

О загадках прошлого, исторических документах и том, о чем раньше не принято было говорить

Это был один из самых интересных круглых столов уходящего 2016 года. В День Героев Отечества, в информационном холдинге «ДОН-МЕДИА» собрались ученые-историки и представители УФСБ для того, чтобы анонсировать новый проект, который будет рассказывать об истории Дона. А если смотреть более узко — истории становления Федеральной службы безопасности, которая раньше называлась и ВЧК, и НКВД.

О загадках прошлого, исторических документах и том, о чем раньше не принято было говорить
Легендарные разведчики Геворк и Гоар Вартанян. Фото: http://www.menswork.ru

Презентация проекта

Проект вызрел у историков давно — фактов достаточно, документы благодаря ученым обрели необходимую читателю литературную форму. Рабочее название труда — «На службе Отечеству». Это трехтомник. Первый том посвящен истории службы безопасности до 1917 года, второй расскажет о работе донского ЧК и НКВД до 1940-х. Третий том посвящен ратным подвигам и работе чекистов в годы Великой Отечественной и в послевоенное время.

Дата старта проекта выбрана неслучайно. Ведь историю, как известно, творят личности. А среди сотрудников службы безопасности во все времена было немало героев. Есть они и сегодня, просто работа такая — афишировать свои подвиги нельзя. По признанию военного историка Александра Нетесова, работа по обезвреживанию банд и терактов не прекращается. И именно благодаря ФСБ сегодня мы живем в мирном городе.

— О работе этой службы мало говорили всегда, — рассказал доктор исторических наук, завлабораторией казачества ЮНЦ РАН Андрей Венков. — И из-за повышенной секретности, из-за отсутствия объективной информации в 1980—1990-х жители России «кормились» слухами и легендами о работе спецслужб. Выпускались книги, которые представляли всех энкавэдэшников как жестоких палачей, снимались фильмы. А о том, как обстояло дело на самом деле, знали только историки, погруженные в тему.

— Наша задача — развенчать эти слухи, — сказал младший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных проблем ЮНЦ РАН Андрей Кудряков. — Развенчать их, опираясь на факты и документы.

Даже во время презентации проекта разговор получился жарким и интересным. И хотя тема загадок истории подробно будет раскрыта в трехтомнике, приведем несколько фрагментов первого обсуждения.

О времени

После революции 1917 года быть патриотом было стыдно. А слово «отечество» расценивалось как ругательство. И очень немногие из солдат гордились тем, что защищали родину. Да и само понятие родины было очень размыто. У белых она была своя, у красных — своя. С 1917 по 1921 годы шла братская война на уничтожение. В результате до 1934 года главным военным лозунгом было: «Вперед, за мировую революцию!». И только потом появилось: «Вперед, за Родину!».

Отголоски Гражданской войны стихли только после Великой Отечественной, а еще точнее, после смерти Сталина.

О жандармерии

В начале XX века российское общество было заражено нигилизмом, духовные и нравственные основы пошатнулись. И жандармское управление стало одним из главных изгоев. Жандармы по-прежнему служили Отечеству, но, поскольку что такое Отечество уже было не понятно, представителей этой профессии рисовали нелюдями, бесчестными и подлыми.

К 1902 году политическая ситуация в Ростове была накалена до предела. И жандармское управление в кратчайшие сроки создает успешный и талантливый проект, который вернул покой в город. На Дону появилась агентурная сеть. Причем в агенты не брали людей с улицы. Стать информаторами жандармерии могли только лучшие из лучших. Людей, склонных к провокациям и шантажу, туда не брали. Такой подход позволил в короткое время ликвидировать несколько крупных банд и предотвратить серию терактов. Интересно, что тогда, как и сейчас, подобные организации спонсировались из-за рубежа, а приходили они в Ростов из-за Кавказских гор.

Одно из самых нашумевших дел того времени — убийство жандармского подполковника Ивана Иванова. Он был расстрелян в 1905 году пятью выстрелами в спину прямо у жандармского управления. Причиной убийства стало то, что незадолго до нападения Иванов со своим маленьким управлением (в него входило всего 10 человек) смог остановить полторы тысячи рабочих железной дороги. Обошлось без жертв. Но экстремисты Иванову этого не простили.

После смерти подполковника жандармерии чиновников города охватил страх. Любой мог бросить в управленца камень, побить, обобрать. Но с помощью ума, таланта и хитрости управление смогло взять ситуацию под контроль. И уже к 1907 году Ростов был избавлен от экстремизма. Причем, как говорят документы, государство не особенно заботилось о благосостоянии тех, кто заботился о его безопасности. Да, жандармы имели неплохое жалование — в среднем офицер жандармерии получал 320 рублей в год. Но на эти деньги он покупал себе и оружие, и щиты, и панцири (бронежилеты).

О восстаниях и названиях улиц

В книгах по краеведению середины прошлого века можно было прочесть, что высочайшей точкой революционной борьбы ростовского пролетариата стали события 1905 года. И центром их был Темерник, руководителями — социал-демократы. 9 декабря и в Ростове началась общегородская политическая стачка, а 13 декабря рабочие поднялись на восстание. К вечеру на Темернике появились баррикады.

Восемь дней, с 13 по 20 декабря, сотни восставших рабочих сражались на баррикадах с превосходящими силами правительственных войск. Темерник обстреливала артиллерия, на баррикады накатывались атаки солдат и казаков. Боевая дружина отбивалась самодельными бомбами, огнем из разнокалиберных винтовок, ружей, револьверов. А когда подошли к концу боеприпасы и стало ясно, что для дальнейшего сопротивления не хватит сил, дружина, готовая продолжать борьбу, левым берегом Дона под покровом ночи перешла в Нахичевань. Однако происшедший ночью по невыясненным причинам взрыв боеприпасов и оружия, сложенных дружинниками в столовой завода «Аксай», перечеркнул эти планы. Восстание было подавлено.

Сегодня историки заявляют, что документы представляют несколько иную картину революционной борьбы. В первые дни жандармы сражались чуть ли не голыми руками, в то время как рабочих снабжали высококлассным оружием. И численность восставших была несопоставима со скромными силами сотрудников службы безопасности.

Память об этих событиях хранят площади и улицы города. Есть проспект Стачки 1902 года и площадь Дружинников, есть проспект Ставского, улица и парк братьев Собино, улица Гусева. Все эти названия они получили в память о революционерах, руководивших рабочими в те дни. Дворец культуры железнодорожников построен на месте баррикад 1905 года, а мемориальная доска на его фасаде хранит имена погибших за рабочее дело.

О донских чекистах

Культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» смотрели, наверное, все. Но мало кто знает, что на Дону жил человек, которому киношный Штирлиц даже в подметки не годился. Так считают наши историки. И этим человеком был Геворк Андреевич Вартанян.

Он родился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону в семье директора маслобойного завода. Его отец, Андрей Васильевич Вартанян, был связан с советской внешней разведкой и выехал за пределы СССР по заданию. Разведчиком Геворк стал уже в 16 лет.

Зимой 1940 года ему удалось установить прямой контакт с резидентурой НКВД в Тегеране. По поручению резидента Геворк возглавил спецгруппу по выявлению фашистской агентуры и немецких разведчиков в Тегеране и других иранских городах. За каких-то два года его группа установила около 400 человек, так или иначе связанных с германской разведкой. В период формирования и обучения группы сотрудники резидентуры окрестили ее «легкой кавалерией».

В 1942 году Амир — это был псевдоним Вартаняна — внедрился в британскую разведшколу, которая готовила резидентов для работы в Средней Азии. Благодаря информации Вартаняна все агенты, заброшенные на территорию СССР, были обезврежены.

Именно возглавляемая Вартаняном группа сорвала покушение на лидеров «Большой тройки» — Уинстона Черчилля, Франклина Рузвельта и Иосифа Сталина, которое планировал Гитлер в 1943 году. Тогда Вартаняну было всего 19 лет. Эта операция сегодня изучается во всем мире как идеальный пример работы контрразведчиков, но еще 30 лет назад подробности работы Геворка Вартаняна были одной из самых важных государственных тайн. На основе этих событий был снят фильм «Тегеран-43» с участием Армена Джигарханяна, Игоря Костолевского, Натальи Белохвостиковой и Алена Делона. Правда, сам Вартанян говорил, что почти все, кроме того, что немецкие агенты пытались найти дорогу в резиденцию «Большой тройки» через канализацию, не соответствует действительности.

В общей сложности Вартанян 46 лет проработал разведчиком-нелегалом за границей. Большинство проведенных им операций засекречены до сих пор. Геворк Вартанян — Герой Советского Союза, соответствующий указ был дан 28 мая 1984 года Президиумом Верховного Совета СССР, однако информация об этом нигде не печаталась. Самому Вартаняну об этом сообщили шифровкой из Москвы.

Имя Вартаняна было рассекречено 20 декабря 2000 года, в день 80-летнего юбилея Службы внешней разведки России (СВР). Геворк Вартанян был женат на Гоар Левоновне Вартанян, которая вместе с мужем не один десяток лет работала в разведке. Умер легендарный разведчик 10 января 2012 года.

Среди чекистов, которые защищали нашу землю, есть и Цезарь Куников, и диверсант № 1 Илья Старинов, и руководитель городского партизанского отряда Михаил Трифонов, и многие другие, чьи имена войдут в исторический трехтомник.

О советской атомной бомбе

Созданием атомной бомбы мы тоже обязаны донской земле. А вернее, трофею, добытому в районе Таганрога 23 февраля 1942 года старшиной Максимом Репиным. Это была толстая общая тетрадь погибшего в бою немецкого офицера из инженерных войск. В ней — графики и непонятные формулы. Поскольку никто из наших военных в этом не разбирался, трофей передали в центр. А вскоре выяснилось, что на самом деле «химические формулы» в тетради являлись схемами ядерных превращений урана. И это было еще одно свидетельство начавшейся в фашистской Германии работы по использованию атомной энергии в военных целях.

К тому времени Гитлер уже грозил человечеству секретным сверхоружием, а в западной научной печати, как по команде, внезапно прекратились публикации по ядерным исследованиям. На последнее обстоятельство обратил внимание в письме к Сталину служивший в то время в авиации лейтенант Флеров, в прошлом — научный сотрудник физико-химического института, открывший перед войной спонтанное деление ядер урана. По мнению Флерова, прекращение на Западе открытых публикаций по ядерной тематике означало, что эти исследования отнесены к строго секретным и, следовательно, Запад приступил к разработке атомного оружия.

Убитый же на Дону фашистский офицер прибыл в южные районы нашей страны не случайно, а для поисков урана.

В опубликованных воспоминаниях Сергея Васильевича Кафтанова прямо написано, что эта тетрадь наряду с предупреждениями Флерова побудила его и академика А. Ф. Иоффе обратиться к Сталину с письмом о необходимости создать научный центр по проблеме атомного оружия. И такой центр был создан в 1943 году.

***

Представленные фрагменты обсуждения в «ДОН-МЕДИА» — лишь малая часть того, что войдет в проект «Рассекречивая историю». Среди тем, запланированных к обсуждению, — правда о штрафбатах и заградотрядах на Дону, обсуждение знаменитого приказа «Ни шагу назад!», 75-летие второй обороны Ростова и становление ДонЧК, 100-летие февральско-октябрьской революции и многое другое.

Круглые столы по указанным темам будут собираться раз в месяц в течение 2017 года. В декабре 2017-го состоится презентация труда историков, посвященного 100-летию ФСБ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру