Андрей Барашев: «Вся русская литература учит ценить жизнь»

Наш земляк стал лучшим учителем страны и переезжает в столицу

Андрей Барашев — выпускник Южного федерального университета (РГУ), окончил отделение отечественной филологии. Во время учебы планировал стать журналистом, но к моменту получения диплома все-таки решил пойти работать учителем в ростовский лицей № 11. Через шесть лет Андрей стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года 2016».

Наш земляк стал лучшим учителем страны и переезжает в столицу
Андрей Барашев. Фото: Иванов Максим.

Корреспондент «Московского комсомольца» встретилась с Андреем Барашевым и поговорила с учителем русского языка и литературы.

О конкурсе

— Любой профессиональный конкурс — это движение вперед, новые открытия, общение, перспективы. Самое главное, наверное, это возможность собственного личностного роста. Ты как профессионал поднялся еще на одну ступеньку, преодолел еще один трудный перевал, доказал, прежде всего самому себе, что смог и не подвел тех, кто в тебя верил.

— Какие впечатления у вас остались от конкурса «Лучший учитель года 2016»?

— К концу конкурса мы все очень устали. Несколько дней жили в сумасшедшем напряжении. Неслучайно, видимо, до финала добрались только представители сильной половины человечества. Запомнились встречи с министром образования РФ и, конечно, беседа с Владимиром Владимировичем Путиным. Мне кажется, что президенту было интересно общаться с педагогами, которые получили звание лучших в стране. И возможно, идеи и предложения, которые были высказаны во время разговора, найдут отражение в решениях и документах Министерства образования.

— Вы пригласили президента на свой отрытый урок…

— Так получилось. Я был бы рад, если бы Владимир Путин смог на самом деле посетить наш лицей и поприсутствовать на открытом уроке, посвященном творчеству Лермонтова. Насколько это реально — сложно сказать, но в жизни случается много интересного и неожиданного.

— Андрей, где хранится пеликан, которого вам вручили в Москве?

— Статуэтка хранится в лицее, где я работаю. Птица попала в хорошую компанию: пеликан присоединился к двум другим, которые у меня уже были за победы в профессиональных конкурсах.

О школе

— Есть мнение, что школа относится к одним из самых консервативных организаций. Как вы считаете, это соответствует действительности?

— Сегодняшняя школа — это динамично развивающийся организм. Школа перестала быть просто местом, где дети получают знания по определенным предметам. Образовательное учреждение нашего времени — это социальный центр, в котором кипит жизнь, проводится множество внеклассных мероприятий, ребята вовлечены не только в школьную общественную деятельность, они принимают участие в мероприятиях общегородского и областного масштаба. И молодые специалисты приходят в школу, не в таком количестве, как хотелось бы, но все равно их больше, чем 20 лет назад. Знаете, школа должна чутко реагировать на перемены, но при этом оставаться островком стабильности, образовательное учреждение должно быть симбиозом фундаментальных основ и новых методик. Такая школа будет всегда оставаться современной.

— Вы строгий учитель?

— Нет, я не сторонник кнута в образовательном процессе. Прежде всего, я стараюсь донести лицеистам мысль о том, что хорошая учеба важна для них, а не для учителя. Литература — дама романтическая, она требует деликатного к себе отношения. Понимаете, если я буду заставлять ребят читать, например, роман «Преступление и наказание», то обижу и ученика, и себя, и Федора Михайловича. Не готов к такой ситуации. Лучше найти возможность убедить, провести параллели с современной жизнью, достучаться до разума и души. Моя задача — привить детям любовь к литературе в целом. Но при этом никто не обязан любить всех писателей — это невозможно. Интереснее разговаривать с человеком, который имеет собственное мнение, чем с учеником, который без запинки цитирует строчки из учебника.

— Вы в этом году выпускаете 11-й класс…

— Это очень дорогие для меня ученики. Мы с ними прошли большой путь вместе, с этими ребятами началась моя профессиональная деятельность. Итог нашего сотрудничества — несколько ребят планируют сдавать ЕГЭ по литературе, что для нашего лицея нетипично.

— Есть ли у победителя конкурса «Учитель года» собственная формула успеха?

— Нет такой формулы. Но есть глубокое убеждение в том, что достичь высоких результатов можно только благодаря усилиям. Причем усилиям не только тех, кто учит, но и тех, кто учится. Ученик и учитель должны понимать, что учеба — это не развлечение и не игра, а каждодневный труд и большое социальное благо. Как только эту мысль осознают все без исключения участники образовательного процесса, исчезнет масса вопросов и проблем.

— Как вы относитесь к попыткам найти точки пересечения религии и образования?

— Я учитель светской школы, который с уважением относится к русской культуре. Религия для меня является частью великой русской культуры. Сегодня ученики имеют возможность знакомиться с основами православной культуры в рамках одноименного факультатива. А кто желает изучать религию более основательно, может посещать воскресные школы при храмах.

— Андрей, не утихают споры по поводу ЕГЭ. Какова ваша позиция по этому вопросу?

— С момента введения единого государственного экзамена его форма претерпела существенные изменения. Сегодня это вполне достойный и качественный инструмент для проверки знаний выпускников. Много говорили о том, что отсутствует сочинение по литературе. Теперь ребята пишут сочинение в декабре как допуск к основному экзамену, в программе ЕГЭ по литературе тоже присутствует сочинение. Хорошая программа по русскому языку, одна из лучших. От тестовых ответов практически ушли. Школьники давно уже приняли ЕГЭ и отлично с ним справляются.

О литературе

До сих пор в обществе не утихают дискуссии о школьной программе по литературе. То и дело появляются новые предложения пересмотреть перечень тех произведений, которые изучают школьники. Кто-то предлагает исключить из программы «Войну и мир», мотивируя такое решение тем, что, мол, дети все равно не читают это произведение полностью и не могут в полной мере его понять. Других смущает еще один роман Льва Толстого — «Анна Каренина», который, по мнению некоторых, разрушает семейные устои. Третьи предлагают изучать на уроках литературы «Закон Божий» или «Библию»….

— На мой взгляд, современная программа по изучению литературы абсолютно сбалансирована. В свое время были сделаны существенные корректировки. В школе стали изучать творчество Солженицына, Ахматовой, Цветаевой, Шаламова. В итоге ученики имеют возможность познакомиться практически со всеми выдающимися мастерами слова, которые, кстати, в своих произведениях выражают различные точки зрения на те или иные события, которые происходили в нашей стране. Я бы ничего не стал менять. И не стоит делать трагедию из-за того, что школьники не читают, например, ту же «Войну и мир» полностью, это вполне понятно и закономерно — произведение большое, сложное. Но те, кому действительно интересно, обязательно вернутся еще не раз к творчеству Льва Толстого. К тому же у учителя всегда есть возможность провести урок так, чтобы заинтересовать ребят, может даже заинтриговать, заставить посмотреть на произведение, скучное на первый взгляд, под другим углом. В этом и должен проявляться талант педагога.

— Андрей, вы неоднократно говорили о том, что литературу любите больше, чем русский язык. Какие авторы вам ближе всего?

— Я люблю творчество Маяковского. Особенно его цикл об Америке. Маяковский живо, ярко, даже страстно рассуждает об Америке, но на самом деле он говорит о России, и, ругая Америку, он передает непростые чувства к своей стране. В этих стихах, которые отражали внутреннее состояние поэта, его поиски истины, много глубоких мыслей. У Маяковского замечательные стихи о любви. И когда мы с ребятами изучаем творчество этого неоднозначного поэта, то о любви все-таки говорим больше, чем о советском паспорте. И вообще, вся русская литература — о любви. О любви к слову, русскому языку, Родине, родителям.

Я большой поклонник творчества Федора Михайловича Достоевского. Это громадное явление в русской литературе. Достоевский — это автор, которого можно постигать всю жизнь. И чтобы понять все то, что он хотел донести до читателя, нужно думать, размышлять, а не просто механически читать диалоги героев его произведений. Кстати, роман «Преступление и наказание» является самым читаемым среди молодежи. Это еще раз говорит о том, что гениальные произведения актуальны в любую эпоху.

Мне близок А. П. Чехов, его легкая ирония, ненавязчивость. Кстати, именно по творчеству Антона Павловича я пишу диссертацию. Мне кажется, что его произведения всегда будут интересны, потому что они прежде всего про людей, про отношения, про поиск ответов на важные для каждого вопросы.

— А кто вам симпатичен из современных отечественных авторов?

— Я не большой любитель современной литературы, предпочитаю классику. И ничего не стал бы рекомендовать для прочтения — это слишком большая ответственность. Литературным произведениям оценку дает время. Но считаю одним из самых ярких нынешних авторов Виктора Пелевина. Нравится творчество Дмитрия Быкова. Очень понравилась его книга «Тринадцатый апостол» о литературе и моем любимом Маяковском.

О себе

— Андрей, в советское время рабочий день многих учителей заканчивался после пятого урока: можно было спокойно идти домой и заниматься своими делами. В каком ритме нужно работать сегодня, чтобы быть успешным?

— Я прихожу в школу в 07:20, ухожу около восьми часов вечера. Веду уроки, проверяю письменные домашние задания, готовлюсь к следующим урокам, занимаюсь научной работой, веду внеклассную работу с учениками, которые планируют участвовать в различных конкурсах и предметных олимпиадах. Получается, что рабочий день у современного учителя довольно напряженный. Но я сам выбрал свою профессию и хочу выполнять свои профессиональные обязанности хорошо.

Достойно ли оплачивается труд учителя?

— Мне кажется, что вполне. Как в любой другой сфере, есть прямая зависимость между уровнем заработной платы и эффективностью работы. Оплата труда, конечно, важна, но для учителей, которые искренне и беззаветно влюблены в свое дело, она никогда не была определяющим фактором. Но поддерживать и стимулировать педагогов необходимо, этим должны заниматься на государственном уровне.

При такой загруженности остается время на отдых? Чем вы увлекаетесь?

— Отдыхаю в основном в отпуске. Если говорить об увлечениях, то это книги, кино, плавание. Я не поклонник пляжного отдыха. Больше привлекает возможность познакомиться с новыми городами. У нас такая удивительно большая страна, что и жизни не хватит, чтобы посетить все замечательные и интересные места. Мы с семьей были в Казани, Карелии, Питере. Хотелось бы осуществить давнее желание попасть на Байкал и на Камчатку. Кстати, после конкурса это сделать гораздо легче — по всей стране у меня появились добрые друзья.

Как изменилась ваша жизнь после победы в профессиональном конкурсе?

— В целом, все осталось по-прежнему. Но есть одна заметная перемена. Раньше я всегда выключал телефон во время уроков, теперь не могу себе этого позволить — в любой момент может позвонить глава администрации города.

Литература — это уроки жизни. Какой урок мы до сих пор не выучили?

— Множество художественных книг и философских трудов посвящены мысли о том, что жизнь быстротечна и ее нужно ценить. Но мы пока так и не научились радоваться каждому прожитому дню, солнцу, дождю, снегу, человеческим отношениям.

Пока публикация готовилась к печати, стало известно, что Андрей Барашев отказался от предложения, которое ему поступило сразу после возвращения из столицы от главы администрации города Сергея Горбаня возглавить одну из ростовских школ. Но принял другое, более заманчивое: продолжить учить детей русскому языку и литературе в гимназии при МГУ.

— От таких предложений не отказываются, — сказал победитель Всероссийского конкурса «Учитель года — 2016. — Планирую, что начну преподавать на новом месте работы уже со второй четверти. Очень жаль расставаться с моими любимыми учениками, но они уже взрослые люди и прекрасно меня понимают.

Андрей Барашев пообещал, что, сменив место жительства, сохранит тесную связь с родным городом: здесь живут родители, друзья и коллеги. И обязательно постарается приехать на выпускной вечер к своему дорогому 11-му классу, чтобы сказать ребятам добрые слова напутствия, пожелать успехов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру