До Единого дня голосования осталось меньше недели

Ждать осталось недолго

Активность политических партий, которые принимают участие в нынешних выборах, набирает обороты. Волонтеров можно все чаще видеть на улицах, они пытаются заговаривать с потенциальными избирателями, вручить агитационные материалы. Больше стало политической рекламы и на телевидении.

Ждать осталось недолго
Согласно результатам исследования РАСО, в Госдуму пройдут партийные списки трех партий. Фото: http://uralpolit.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), прогнозирует, что явка избирателей на выборах 18 сентября составит 50–54%. Об этом 8 сентября в интервью РИА Новости говорил глава ВЦИОМа Валерий Федоров (https://ria.ru/election2016/20160908/1476390772.html). По его мнению, «чем ближе к выборам, тем больше людей включится в эту тему».

Директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов считает, что высокая явка на выборах важна не только для их легитимности. Чем выше явка избирателей в отдельных регионах, тем больше от них пройдет кандидатов по партийным спискам, тем больше у этого региона будут лоббистские ресурсы на федеральном уровне.

Выборы легитимные, но не очень конкурентные

Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью с 1 по 6 сентября проводил исследование (http://www.raso.ru/news/7312) с участием ведущих российских политологов и политконсультантов по вопросу предвыборных кампаний и результатов голосования в Госдуму.

По мнению экспертов, предвыборные кампании в большинстве случаев характеризуются невысокой конкурентностью, обусловленной следующими факторами: предварительные выборы «Единой России», снявшие ряд внутриэлитных противоречий, договоренности (как гласные, так и негласные) между партиями по одномандатным округам, дефицит финансовых ресурсов.

Директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов утверждает, что оппозиция так и не смогла или не захотела сориентироваться и навязать новую федеральную повестку. А директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов высказывает мнение, что, несмотря на рост легитимности и открытости, рост конкурентности ограничен в первую очередь из-за неготовности как системной, так и несистемной оппозиции конкурировать с «Единой Россией».

Экспертные оценки ресурсов и предвыборных кампаний партий

Судя по экспертным оценкам, по состоянию на 1 июля лучше всего с этими ресурсами дела обстояли у «Единой России». На второй строке этого своеобразного «ресурсного» рейтинга — ЛДПР и КПРФ, на третьей — «Справедливая Россия». Далее идут «Родина», Партия роста и ПАРНАС.

Эксперты РАСО оценили и качество предвыборных кампаний. В качестве критериев были выбраны основные лозунги и призывы, работа агитаторов, предвыборная наружная реклама и агитационные печатные материалы, агитация в СМИ, участие в дебатах, работа в социальных сетях и интернете, согласованность предвыборных кампаний разных уровней, управление информационной повесткой дня. На первую позицию они поставили предвыборную кампания «Единой России», затем следуют ЛДПР и КПРФ, немного отстает от лидеров кампания «Справедливой России». Далее партии распределились следующим образом: «Яблоко», «Родина», Партия роста, ПАРНАС, «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Патриоты России», Российская экологическая партия «Зеленые», «Гражданская платформа» и «Гражданская сила».

По мнению Евгения Минченко, президента коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», КПРФ стоило вести кампанию как «единственной партии реальной оппозиции». Это дало бы ей значительно больше голосов, чем ставка на базовый электорат, которую они сделали. А вот «яблочникам» надо было сделать акцент на новых лицах, в то время как партия выбрала инерционную ставку на Г. Явлинского. Партии роста не помешало бы предложить избирателю «базовый либеральный пакет», в том числе антисекуляризм, но она ушла в узкую нишу защиты предпринимателей. Из интересных находок можно отметить атаку партии «Родина» на «Справедливую Россию».

Шансы партий и кандидатов пройти в Госдуму

Согласно результатам исследования РАСО, в Госдуму пройдут партийные списки трех партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и, скорее всего, заветные мандаты появятся и у «Справедливой России». Предположительно, три партии преодолеют 3% барьер и получат госфинансирование: «Родина», «Яблоко» и «Российская партия пенсионеров за справедливость».

По оценкам экспертов «Единая Россия» может победить в 160–180 одномандатных округах, КПРФ — в 15–35, «Справедливая Россия» — в 7–15, ЛДПР — в 1–10, «Родина» — в 1–2, Партия Роста — в 1–3, «Яблоко» — в 1–2, «Патриоты России» — максимум в двух округах. Еще четыре партии (Российская экологическая партия «Зеленые», ПАРНАС, «Коммунисты России», «Гражданская платформа») смогут победить только в одном округе. От «Гражданской силы», по мнению экспертов, на этих выборах не победит ни один кандидат-одномандатник.

Андрей Максимов, глава агентства «Максимов-консалтинг», высказал свои замечания по поводу предвыборной кампании партий. По его мнению, главным неудачником стала «Российская партия пенсионеров за справедливость». Их козырем могли стать правительство и Пенсионный фонд. Но партия заняла, по сути, позицию эксплуатации названия без озвучивания проблем. «Коммунисты России» тоже не обозначили ни одной из «живых» социальных проблем, сконцентрировавшись на реанимации образа Сталина. «Зеленые», видимо, остались без средств к существованию и решили привлечь к себе внимание судебными процессами, подав иски об отмене регистрации В. Жириновского и А. Журавлева. «Родина» пытается акцентировать внимание на национальной проблематике, но сигнал слишком слабый и «забивается» ЛДПР. Получается, что малым партиям не хватило решимости и желания пойти ва-банк, чтобы прорваться.

Что определяет лидерство «Единой России» на этих выборах

Основными факторами, определяющими лидерские позиции «Единой России» на выборах, стали ее базовый электорат, публичная поддержка со стороны Владимира Путина, больший уровень предвыборных ресурсов, состав кандидатов как по партийным спискам, так и по одномандатным округам (в том числе, благодаря широкомасштабному предварительному голосованию), реалистичная, системная и электорально привлекательная предвыборная программа. Об этом свидетельствуют, в частности, исследования Фонда развития гражданского общества (http://civilfund.ru/mat/view/102).

Интересно, что в ходе предвыборной кампании большая часть партий подчеркивала свою солидарность с президентом. Однако Владимир Путин несколько раз подчеркивал свою давнюю и крепкую связь исключительно с «Единой Россией». В самом начале кампании он принял участие в ее предвыборном съезде, где напомнил, что «сам инициировал и создавал партию», и назвал ее «точкой сборки России». А 6 сентября Владимир Путин встретился в Кремле с депутатами парламентской фракции «Единой России» и экспертами — представителями профессиональных сообществ и общественных организаций.

Таким образом, «Единая Россия» при отсутствии серьезных вызовов со стороны соперников ведет кампанию по принципу разумной достаточности, рационально расходуя ресурсы, при этом не стремясь любой ценой взять максимальное число депутатских мандатов. Можно также отметить, что ЛДПР по партийным спискам может показать более высокий результат, чем КПРФ. «Справедливая Россия» существенно повысила свои шансы на прохождение в Госдуму по партспискам благодаря слабым предвыборным кампаниям непарламентских партий и притоку спонсоров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру