Партийных спонсоров стало меньше

Но представители бизнеса есть и у коммунистов, и у пенсионеров

Избирателей интересуют не только лозунги и обещания политических партий, которые принимают участие в нынешних выборах, но и вопрос финансирования предвыборных кампаний.

Фонд «Петербургская политика» провел исследования спонсорского потенциала списков кандидатов в Государственную Думу РФ (http://fpp.spb.ru/fpp-2016-08-sponsorship-potential).

Но представители бизнеса есть и у коммунистов, и у пенсионеров
На специальные избирательные счета региональных отделений политических партий поступило 32,2 млн рублей. Фото: http://bezformata.ru

Согласно проведенному анализу в «Единой России», в сравнении с прошлыми избирательными кампаниями, заметно сократилось представительство потенциальных «спонсоров» в партийных списках. Даже несмотря на тот факт, что в списке кандидатов Николай Борцов, Зелимхан Муцоев, Леонид Симановский, Александр Скоробогатько, Андрей Скоч — состоятельные люди, которые в разное время попадали на страницы журнала Forbes. По мнению аналитиков, это связано с партийной тенденцией усилить акцент на кандидатах с «социальной» составляющей и итогами внутрипартийного голосования этой партии, которое прошло весной.

В КПРФ представители бизнеса в партийных списках находятся на вторых ролях. Исключение составляет создатель компании «Юг-нефтепродукт» Ваха Агаев, который попал в федеральную часть списка.

В «Справедливой России» масштаб присутствия бизнесменов в партийном предвыборном списке стал для многих серьезным сюрпризом. А произошла такая ситуация в том числе за счет перебежчиков из других партий. Серьезным подспорьем для «Справедливой России» стало наличие в списках бизнесменов из национальных республик, таких как Раиль Сарбаев, Тимур Каноков, Абубакар Арсамаков.

ЛДПР всегда была открытой для предпринимателей — выходцев из среднего и малого бизнеса, которым депутатский мандат порой позволял компенсировать нехватку публичного статуса. В нынешнем списке партии Владимира Жириновского исключением стал бывший губернатор Ставропольского края Александр Черногоров (в настоящее время — вице-президент ООО «Новое содружество»).

Солидное количество представителей местных отделений бизнес-ассоциаций (например, «ОПОРА России», «Деловая Россия») и бизнес-омбудсменов демонстрирует Партия Роста. Среди самых громких бизнес-имен помимо лидера Бориса Титова можно назвать Михаила Слипенчука и севастопольского предпринимателя Олега Николаева.

В партийном списке «Родины» такие крупные бизнесмены, как Евгений Трепов, гендиректор «Якутскэнерго» Олег Тарасов, Александр Петерман («Славтэк»), группа бизнесменов с Северного Кавказа. Среди «Патриотов России» наиболее заметные бизнес-фигуры — лидер партии Геннадий Семигин, близкие к шоу-бизнесу Александр Иншаков и Владимир Маркин. В партии «Яблоко» среди кандидатов выделяются персоны из политико-экономического мира «девяностых» — Артем Тарасов, Владимир Семаго, Марк Масарский. В списке партии «Коммунисты России» присутствуют региональные бизнесмены, например Марат Маршанкулов, Андраник Мусатян, Олег Головченко.

Среди кандидатов партии «зеленых» известные персоны — Олег Митволь и крупный предприниматель из Амурской области Валерий Паршинков.

В «Российской партии пенсионеров за справедливость» в качестве основных кандидатов-спонсоров названы Владимир Бураков, замуправделами ТПП РФ, и Владимир Ворожцов, председатель совета директоров ОАО «Алтайгазпром».

ПАРНАС представляют региональные бизнесмены, большинство из которых идет и по партсписку, и по одномандатным округам, например гендиректор ООО «АПРЕС» Марина Белова или гендиректор ООО «Капиталинвест» Павел Лебедев. Партию «Гражданская сила» представляет Бийсултан Хамзаев, член совета директоров компании «GERRUS групп», одного из крупнейших российских производителей вин, а также региональные бизнесмены.

Людмила Солодовник, доктор философских наук, профессор: «У всех партий, даже у коммунистических, среди кандидатов в Госдуму есть представители бизнеса. И это не менее важный момент в их политической самоидентификации, нежели их предвыборные и политические программы».

Сергей Гребнев, политтехнолог: «Многие бизнесмены проиграли праймериз “Единой России”, потому что изначально отнеслись к ним как к формальному мероприятию. И в результате в этот раз среди кандидатов-единороссов стало гораздо больше представителей бюджетной сферы».

Сергей Смирнов, политтехнолог: «На прошлых выборах у “Справедливой России” кандидаты-бизнесмены были обычно на вторых местах в партсписках и при этом проходили в Госдуму. Теперь партийным спонсорам, для того чтобы стать депутатами, необходимо быть во главе списков. Кстати, в последнее время в некоторых регионах эсеры убрали их оттуда».

Что касается финансирования выборов депутатов Государственной Думы в Ростовской области, то, по данным ИКРО по состоянию на 16 августа (http://www.ikro.ru/news/news_23524.html), на специальные избирательные счета региональных отделений политических партий поступило 32,2 млн рублей. А на специальные избирательные счета кандидатов по одномандатным округам — 53,1 млн рублей. Собственные средства региональных отделений политических партий составили 28,1 млн руб., собственные средства кандидатов — 12,5 млн рублей. Девятнадцать кандидатов получили финансовую поддержку политических партий в размере от 150 тыс. руб. до 6,6 млн руб. каждому на общую сумму 35,1 млн рублей. Пожертвования юридических лиц составили 4,8 млн руб., пожертвования граждан и индивидуальных предпринимателей — 4,6 млн руб. Жертвователям было возвращено 370 тыс. руб., так как они поступили на счета с нарушениями избирательного законодательства.

Политическими партиями и кандидатами-одномандатниками израсходовано 31,1 млн рублей: на изготовление и распространение печатных агитационных материалов потрачено 13,5 млн руб., на сбор подписей — 2,6 млн руб., на агитацию через периодические печатные издания — 1,7 тыс. руб., на услуги юридическим лицам и гражданам — 8,3 млн руб. По данным на начало августа, больше всего средств на предвыборную агитацию израсходовал кандидат от «Справедливой России» Михаил Емельянов. Его траты составили около 6 млн рублей.

Кстати, по мнению политического аналитика Юрия Гиренко, большинство кандидатов в депутаты Госдумы планируют свои предвыборные кампании на сентябрь, когда избиратели вернутся из отпусков. Поэтому и большая часть расходов на предвыборную агитацию придется на начало осени. Отмечают аналитики и еще один фактор предвыборной кампании на Дону: кандидаты демонстрируют чисто ростовскую черту — бережливость, а проще говоря, скупость.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру