— Ирина, как-то не очень привычно говорить о вас как о гостье нашего музыкального театра, ведь ростовская публика знает вас очень хорошо…
— А я и не ощущаю себя в Ростове как в гостях. Ростов — это город, в котором я родилась, а значит мой любимый город. Здесь я училась и сделала первые шаги на профессиональной сцене. Ростовский музыкальный театр считаю своей родной сценической площадкой.
— Говорят, что ваш путь на оперную сцену был не совсем обычным. Как это было на самом деле?
— Действительно, мои родители не из сферы искусства: мама — экономист, папа — педагог-историк. Но они — большие поклонники музыки, театра. Пела я с раннего детства, но все же больше склонялась к точным наукам. Окончив машиностроительный институт, получила специальность инженера-механика и даже успела поработать на Ростовском часовом заводе. Во времена «романтического капитализма» пришлось покрутиться и в коммерческих структурах…
— Что же стало переломным моментом в вашей судьбе?
— Как это часто бывает, Его величество случай. Это была встреча с профессором Ростовской консерватории Александрой Петровной Беляевой. Она предложила мне позаниматься с ней, и я согласилась — почему бы и нет? После года занятий она сказала: «А давайте поступим в консерваторию!..» Согласилась без раздумий — наверное, потому что чувствовала: у меня получается… Александра Петровна была специалистом высочайшего класса. В консерватории она дала мне самое главное: поставила правильное дыхание и научила подбирать репертуар.
— Вы сказали, что встреча была случайной. Но, наверное, все же были какие-то предпосылки к профессиональному пению?
— Где-то в подсознании… конечно. У меня ведь была еще неплохая база, которую я получила в Музыкальной школе имени М. Глинки. Там работали опытные педагоги, был концертный зал с замечательной акустикой и прекрасным инструментом. Так что учиться в консерваторию я пришла готовой к освоению будущей профессии, и в этом смысле учеба там особых проблем не вызывала. Главным стало накопление репертуара. Думаю, натура у меня такая — чтобы постоянно чему-то учиться и пробовать себя во всем.
— А помните свой первый успех?
— Конечно, как же это забыть?! На сцене студенческого театра Ростовской консерватории я исполнила партию Иоланты в одноименной опере П. И. Чайковского. А настоящий успех и признание публики пришли в моем дебюте на профессиональной сцене только что открывшегося Ростовского музыкального театра — в роли Недды в опере Р. Леонкавалло «Паяцы». Было это в 1999 году, когда я еще училась на четвертом курсе консерватории. Затем я спела Марфу в «Царской невесте» Римского-Корсакова.
— Возникали ли у вас сложности в голосовом диапазоне, если учесть, сколь разные оперные партии приходилось исполнять?
— Вокальных трудностей не было, я пришла в театр с полным диапазоном, готовая к исполнению таких партий, как Татьяна и Чио-Чио-сан. «Мадам Баттерфляй» — опера специфическая, не из жизни королев. И все же я справилась. Спектакль был номинирован на «Золотую маску». Выступила я в нем около пятидесяти раз — и в Ростове, и на гастролях театра в Европе.
— А какое место в вашем творчестве занимает «Леди Макбет Мценского уезда»? Можно ли сказать, что это одна из ваших любимых оперных партий?
— Каждая роль для меня — это любимый ребенок. Не могу сказать, что Катерина в «Леди Макбет...» мне дороже, чем Лиза из «Пиковой дамы», Брунгильда из «Кольца Нибелунгов», Ярославна из «Князя Игоря»... Однако особое место этого персонажа в моей судьбе связано с новым витком творческого развития ростовской оперы. Обращение художественного руководителя театра Вячеслава Кущева и главного дирижера Александра Анисимова к этой партитуре Дмитрия Шостаковича было смелым, рискованным шагом, обреченным на успех. Для меня особенно важно, что этот спектакль и сегодня привлекает ростовскую публику.
— Ирина, вы упомянули маэстро Анисимова. Как вы познакомились с ним и какую роль он сыграл в вашей карьере оперной певицы?
— Мы познакомились с маэстро в Ирландии, когда Ростовский музыкальный театр приезжал туда на гастроли в 2002 году. Он был руководителем Национального симфонического оркестра.
Справка "МК на Дону": Александр АНИСИМОВ, заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь. Один из самых востребованных российских дирижеров. С 2003 по 2007 годы был главным дирижером Ростовского музыкального театра, ныне он возглавляет Государственный симфонический оркестр Республики Беларусь и Самарский театр оперы и балета.
Мы стали работать вместе. Для маэстро важно, что я быстро учу партии, музыкальна и могу петь обширный репертуар, вплоть до Вагнера и Ричарда Штрауса. Когда маэстро Анисимов за пультом, певцы чувствуют себя на сцене максимально комфортно, уверенные в надежной оркестровой поддержке. Он умеет убедить певца, заставить его поверить в свои возможности. Я почувствовала это в Ростове, приступив с ним к работе над партией Катерины Измайловой.
— Вы продолжаете работать с маэстро Анисимовым?
— Да, конечно. В настоящее время я занята во многих спектаклях Самарского академического театра оперы и балета, в котором маэстро Анисимов является музыкальным руководителем. Сейчас этот театр ставит оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Я рада, что премьеры последних пяти лет прошли с моим участием: «Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин», «Аида», «Тоска», «Пиковая дама»... Также я продолжаю активное сотрудничество с Белорусским симфоническим оркестром под руководством Александра Анисимова. И в Ростове 22 апреля Александр Михайлович будет дирижировать «Леди Макбет....» с моим участием.
— Известно, что вы много гастролируете и у вас достаточно плотный гастрольный график. На каких известных сценических площадках вам удалось выступить?
— Посчастливилось выступать в Большом театре в Москве, в Московской филармонии, Минской опере, Grand Teatre del Liceu в Барселоне, Royal Albert Hall в Лондоне, Carnegie Hall в Нью-Йорке, Teatro Massimo Вellini, San Carlo в Италии и других...
В мой гастрольный график входят Латвия, Литва, Польша, Южная Корея, Япония, Франция и другие страны... Недавно была на фестивале имени Галины Вишневский в Красноярске, пела Ярославну в «Князе Игоре».
— А в каких постановках вам хотелось бы сыграть, какие оперные партии исполнить?
— Мне очень хотелось бы спеть Норму Беллини, Клеопатру Генделя, Саломею Рихарда Штрауса, Февронию Римского-Корсакова («Невидимый град Китеж»). Ну, и конечно, Верди, Пуччини, Чайковский, те партии, которые есть в моих планах...
— Значит, вам будет чем еще удивить и порадовать ростовскую публику?
— Очень на это надеюсь!