Эксперт: "Здание кукольного театра никогда не принадлежало церкви"

Любовь Волошинова рассказывает историю Ростовского театра кукол

Конфликт вокруг здания Ростовского государственного театра кукол набирает обороты. Не так давно прошла нашумевшая встреча в агентстве «МедиаС», на которой обсуждали этот острый вопрос. Точки соприкосновения между общественностью и РПЦ найдены не были. Появились заявления о том, что люди, которым не безразлична судьба любимого детского театра, будут бороться за право оставить театр на его привычном месте.

Любовь Волошинова рассказывает историю Ростовского театра кукол
Любовь Волошинова. Фото: Хлыстун Светлана.

Напомним, согласно федеральному закону до 2019 года здание театра должно быть передано в собственность епархии, так как ранее на этом месте находилась греческая Благовещенская церковь. Из-за планируемой передачи здания театру не выделяют средства на ремонт, а коллектив уже двенадцать лет не знает, что же с ним будет дальше.

Информационный отдел епархии дал обстоятельный письменный комментарий по поводу того, что исторически здание принадлежит им. Но эксперты-краеведы считают иначе.

Одна из противников передачи — известный архитектор, автор серии книг по истории Ростова и его окрестностей Любовь Волошинова. Она побывала в областном архиве и подготовила ряд документов, которые доказывают, что здание кукольного театра никогда не принадлежало церкви.

— Вот план, — показывает мне копию Любовь Феоктистовна. — Церковь была построена здесь в 1909 году. И на плане видно, что это был очень маленький участок. Строили здание эллинские греки. Их в Ростове было немало. Причем строили они его на свои средства.

Для того чтобы не быть голословной, приведу здесь полностью документ 1921 года (орфография и пунктуация сохранены):

«В отдел юстиции Донисполкома.

Заведующему отделением церкви от государства.

Вследствие отношения Вашего на имя религиозной общины Греческой Церкви Благовещения от 23 мая с. г. за № 71, имеем честь сообщить, что постановление /п. 8/ Донисполкома от 28/8/20 г. не выполнено до сего времени, так как полагалось, что действием декрета об отделении Церкви от Государства не распространяется на Греческую Церковь в Ростове н/Д. Мы полагаем, что местный греческий храм, сооруженный исключительно на средства эллинских граждан и эллинского правительства и постоянно содержавшийся на средства местных эллинско-поданных граждан, которыми приобретен также и участок земли под церковью на средства, собранные путём добровольных пожертвований и сборов, как храм иностранный, не подлежит отделению от Российского Государства, с которым он и не был, в сущности, ничем соединен; утварь же, иконы и проч. Имущество /кстати сказать, весьма скромное, так как после происшедшего года 2 тому назад святотатства церковь лишилась всех драгоценных предметов и имеет лишь самый необходимый инвентарь, не представляющий ценности/ не подлежит передаче под учет российских властей.

В виду изложенного, мы, принимая на себя полностью дальнейшее содержание храма, настоящим обязуемся не допускать в церкви политических собраний, раздачи книг, брошюр и воззваний, листков и пр., а равно и проповедей и речей враждебного Советской власти направления или направленных против отдельных представителей сов. власти. Кроме того, обязуемся не совершать натабных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, подчиняясь всем распоряжениям властей и порядке пользования колокольнями.

1921 года, мая 29 дня. Город Ростов н/Д.

Геор. Оалассинос».

(Под документом длинная вереница подписей прихожан.)

— То, что здание никогда не принадлежало церкви, доказывают и записи в «Оценке имущества города Ростова» за 1913—1915 годы, — пояснила краевед. — В 1937 году церковь закрыли, здание хотели передать под производственное обучение школе, которая находилась по соседству. А в 1938 году здесь размещался музей Изобразительных искусств. Есть даже снимки.

Во время оккупации здесь, как и во всех других храмах города, начались богослужения. После освобождения Ростова общины остались при своих храмах, с ними заключили договоры аренды. Эта община продержалась здесь аж до 1959 года, когда в последнюю волну хрущевского храморазрушения церковь закрыли. В августе 1960 года было решено передать это здание под реконструкцию театра кукол. Есть документы, где заказчик — управление культуры — утверждает проект. Здание было видоизменено до неузнаваемости: пристоен второй этаж, достроена часть с переулка Университетского, построены технические помещения, подвал, новая отделка, оборудование, вентиляция, водопровод. От прежней церкви осталось лишь несколько стен.

— Дальнейшую историю вы знаете. В 2007 году греческая община начала ходатайствовать о передаче помещения под храм, и тогда им выделили место под строительство возле Публичной библиотеки, теперь — новая история с ходатайством РПЦ, — размышляет Любовь Волошинова. — Вы знаете, сколько в России театров кукол? По пальцам перечитать можно. А у нас он есть. И театр такого уровня, что не всегда билет на представление купишь. Я слышала, что Министерство культуры обещало построить театру новое здание. Но откуда у них деньги? Тем более в эти непростые времена? Музыкальный театр строили двадцать лет, Публичную библиотеку — и того больше. С театром кукол будет та же история? Сегодня народ бурлит, потому что у него пытаются отнять то, что он любит. И как это связано с нравственным воспитанием, которому учат в церкви, мне, честно говоря, непонятно…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 6 апреля 2016

Заголовок в газете: О храме, сооруженном на средства эллинских граждан

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру