Инклюзивная школа формирует новые взаимоотношения между особыми и здоровыми детьми

Вместе с образовательными учреждениями постепенно будет меняться и отношение всего общества к детям с ограниченными возможностями

Руководители образовательных учреждений Ростовской области собрались 24 марта на форум директоров инклюзивных школ. Южный федеральный университет (ЮФУ) не случайно стал площадкой для этого мероприятия. Научное сообщество университета активно сотрудничает с Министерством образования области в вопросе разработки и внедрения в жизнь моделей инклюзивного образования в донском крае. Это направление в последние годы стало приоритетным в образовательной сфере.

Вместе с образовательными учреждениями постепенно будет меняться и отношение всего общества к детям с ограниченными возможностями
Сегодня в Ростовской области в 20% школ создана доступная среда для детей с ограниченными возможностями. Фото: http://chita.pravoedelo.ru

Открывая форум, ректор ЮФУ Марина Боровская отметила, что диалог на тему инклюзивного образования сегодня чрезвычайно важен для всех ступеней школы, в том числе и высшей. Вузы готовы принимать на обучение выпускников школ с ограниченными возможностями. Для этого разрабатывают специальные методики, создается материально-техническая база, апробируются различные формы обучение, в том числе с помощью социальных сетей и удаленного обучения.

— Мы готовы формировать в своем учебном заведении максимально доступную среду для обучения в рамках инклюзивного образования, — сказала Марина Боровская. — И форум должен стать площадкой для обмена мнениями и открытого конструктивного диалога. Во многих школах уже практикуют инклюзивное образование. И важно, чтобы положительный опыт максимально тиражировался и дополнялся новыми возможностями.

По мнению министра общего и профессионального образования Ростовской области Ларисы Балиной, наступило время менять философию образования в целом. Уже запущен проект, в рамках которого идет обучение родителей, принявших решение об обучении детей в образовательных школах. Большая работа проводится по воспитанию толерантности у учеников, подготовке учителей, которым предстоит работать в новых условиях.

— Наша задача — обеспечить доступность образования для всех детей без исключения, — отметила Лариса Балина. — В сентябре 2016 года первоклассники с ОВЗ начнут обучаться по новым Федеральным государственным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наибольшую актуальность сегодня приобретают вопросы формирования новой философии взаимоотношений между особыми и здоровыми детьми, их родителями, педагогическим сообществом и эффективное использование созданных условий доступности образования.

Сегодня в Ростовской области в 20% школ создана доступная среда для детей с ограниченными возможностями, обучение прошли 722 педагога, 67% детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в школах.

Педагоги школ, которые уже работают в новом формате, настаивают на том, что само понятие инклюзивного образования должно правильно восприниматься обществом. Инклюзивное образование предполагает не только создание в обычных образовательных учреждениях комфортных условий для детей с ограниченными возможностями, но и индивидуальный подход к каждому ребенку.

— Каких детей считать особенными? — задается вопросом Ирина Анатольевна Овчаренко, директор ростовской школы № 43. — Того, у которого есть инвалидность? Но в привычное для нас понятие нормы не укладываются дети, которые часто болеют. И одаренные дети, и те, которые не имеют особо выраженных талантов и способностей к наукам. Согласно исследованиям, до 57% процентов учеников имеют особенные потребности и требуют особого подхода. Инклюзивное образование сегодня обросло мифами. Наша задача — развеять их, объяснить учителям, родителям, ученикам, что это новая ступень не только образовательного учреждения, но и всего общества в целом.

Один из мифов гласит, что инклюзивное образование — это дорого. Безусловно, школа нового типа требует финансовых вливаний: нужно устанавливать пандусы, менять дверные проемы, приобретать специальные пособия и наглядный материал. Но эти мероприятия предусмотрены программой «Доступная среда», и средства на них выделяются каждый год. А вот перестроить сознание учителя, научить его реагировать на любую ситуация, в которой главное действующие лицо — ребенок с синдромом Дауна или колясочник, — действительно дорогого стоит. Важно уметь быстро ориентироваться и принимать верное решение, доверять интуиции, используя весь педагогический опыт, наработанный годами.

Директора инклюзивных школ Ростовской области с гордостью рассказывают, каких успехов добиваются дети с ограниченными возможностями, вливаясь в школьную жизнь, какие бесценные навыки, которые обязательно им пригодятся, они получают. Именно в инклюзивной школе происходит социализация ребят с ограниченными возможностями. И сегодня все большее число родителей отказываются от домашнего обучения и готовы приводить своих детей в школу.

Вместе с образовательными учреждениями постепенно будет меняться и отношение всего общества к детям с ограниченными возможностями. Они обладают ровно такими же правами, как и здоровые дети, и должны иметь возможность в полной мере их реализовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру