На годовом собрании краеведов области она рассказывала об этой конференции и о том, что сегодня многие ключевые моменты истории России пересматриваются. Появляются новые факты, новые оценки: декабристы перестали быть романическими героями, а реформы Александра I в большинстве своем считаются неудачными. Но до сих пор не нашли своей разгадки таинственная смерть императора и легенда о страннике Федоре Кузьмиче, который, судя по воспоминаниям очевидцев, уж очень походил на русского царя...
Полсотни слухов о гибели государя
Зачином этой легенды можно считать 19 ноября 1825 года. В этот день в 10 часов 50 минут во время своего путешествия на юг в провинциальном городке Таганроге скончался император Александр I. Болезнь его началась еще в конце октября, когда, возвращаясь из Балаклавы в Георгиевский монастырь, царь сильно простудился, ибо ехал верхом в одном мундире при сыром, пронизывающем ветре. 5 ноября он возвратился в Таганрог уже тяжелобольным, о чем написал своей матери в Петербург. Лейб-медики констатировали лихорадку. Началось усиленное лечение, результатов оно не принесло.
Смерть государя потрясла Российскую империю: царь был молод (47 лет), отличался отменным здоровьем и жаждой жизни. Единственное, что смущало: в последние годы у императора развились некоторые странности. Как пишет именитый историк Андрей Николаевич Сахаров, царь стал любить уединение, держался особняком, хотя сделать это в его положении и при его обязанностях было чрезвычайно сложно, близкие к нему люди все чаще слышали от него мрачные высказывания, пессимистичные оценки. Он увлекся мистицизмом, практически перестал с прежней педантичностью вникать в вопросы управления государством, передоверив во многом эту важную часть своих дел всесильному временщику А. А. Аракчееву.
Странными были и стремительный отъезд в Таганрог, который происходил под покровом тайны, и скоротечная болезнь, закончившаяся смертью. Столь же неожиданной стала и кончина жены царя. Елизаветы Алексеевны не стало через полгода после смерти мужа по дороге из Таганрога в Петербург.
Слухи подогревало и то, что тело императора не показали народу. Для прощания с покойным гроб открыли лишь царской семье глухой ночью. Такова была воля великого князя Николая Павловича, взявшего после смерти брата управление страной в свои руки.
Много позже исследователь жизни императора Александра I Н. К. Шильдер подсчитал, что за несколько недель в народе родилась 51 версия гибели (или не гибели?) государя. Люди говорили, что царя продали в иностранную неволю, что видели, как он уехал на легкой шлюпке в море, что император попросту сбежал с престола, а вместо царя хоронили адъютанта. Говорили много, но толковых доказательств у этих версий не было.
Бродяга голубых кровей
Постепенно слухи поутихли, но в 30-40-х годах позапрошлого века вспыхнули с новой силой. И на этот раз они шли из Сибири, где в 1836 году появился таинственный странник Федор Кузьмич. Любопытно то, что история его жизни до Сибири не известна.
В 1837 году с партией ссыльнопоселенцев он был доставлен в Томскую губернию, где и поселился близ города Ачинска. По воспоминаниям современников, он сильно отличался от простого люда: величавый вид, прекрасное образование и обширные знания выдавали в нем человека высшего сословия. По описанию, он был примерно одного возраста с Александром I, выше среднего роста, с ласковыми голубыми глазами, необыкновенно чистым и белым лицом, длинной седой бородой и выразительными чертами лица.
Жил он праведно — в молитве, посте и душевном смирении. Очевидцы вспоминали православные чудеса, связанные с именем старца Федора Томского. Одним из его почитателей стал купец Семен Хромов, который в 1858 году уговорил старца переселиться к нему в Томск. Федор Кузьмич согласился.
К старцу приходило много мирян, и люди, близко знавшие Александра I, узнавали его в облике Федора Кузьмича. Говорили о переписке странника с Петербургом и Киевом. Профессор Сахаров пишет, что были отмечены и попытки отдельных лиц вступить в контакт с царской семьей, с императором Александром II, а затем с Александром III, с тем чтобы донести до сведения царской семьи факты, связанные с жизнью старца. Но дальнейшие события остались тайной.
20 января 1864 г. в возрасте около 87 лет старец Федор Кузьмич скончался в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска и был похоронен на кладбище томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря.
Чудны дела Твои, Господи
Перед смертью состоялась исповедь. Во время нее старец отказался назвать имя своего небесного покровителя («Это Бог знает»), а также имена своих родителей («Святая Церковь за них молится»). Сохранился известный со слов купца Хромова его разговор с Федором Кузьмичом накануне смерти святого:
— Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле, — попросил купец.
— Говори. Бог тебя благословит, — ответил старец.
— Есть молва, — продолжал Семен Феофанович, — что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?..
Старец, услышав эти слова, стал креститься и говорит: «Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась».
После смерти Федора Кузьмича купец Хромов разбирал оставшиеся после него вещи. Среди них якобы обнаружил документ о бракосочетании императора Александра I — «толстый лист синеватого цвета, где часть слов была отпечатана типографским способом, а часть написана от руки. Внизу листа находилась белая печать с изображением церкви»; небольшое резное распятие из слоновой кости; цепь ордена Андрея Первозванного; нарисованный вензель в виде буквы А; псалтырь с надписью: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву». Также были найдены короткие шифрованные записки, получившие название «тайна Федора Кузьмича».
За и против
Однако в легенде о «второй жизни» царя есть как яркие подтверждающие факты, так и явные нестыковки. К первым относятся дневниковые записи приближенных о пребывании Александра I в Таганроге; противоречия в протоколе вскрытия тела императора, которые не позволяют однозначно идентифицировать тело Александра I с телом, ставшим объектом этого протокола. И еще один весомый довод — по воспоминаниям современников, в гробу лежал человек совершенно не похожий на императора при жизни. Последний аргумент — на панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге императрицы Елизаветы Алексеевны и ближайшего сподвижника П. М. Волконского не было.
Однако профессор Андрей Николаевич Сахаров в своей книге «Александр I» приводит и аргументы против. Среди нихследующие: у императора и старца были разные почерки (но существует категорическое заключение юриста А. Ф. Кони о том, что «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека»); Федор Кузьмич часто употреблял южнорусские и малороссийские слова, что было совершенно несвойственно Александру I; несходство прижизненного и посмертного обликов императора может объясняться плохими условиями бальзамирования в Таганроге, тряской в пути, действием жары, стоявшей в ту пору на юге. Последний довод — сложно поверить, что властолюбивый и хитрый император добровольно оставил престол.
В качестве возможных аргументов, свидетельствующих в пользу версии о тождественности императора Александра и старца Федора, указывают также факты посещения в 1873 году могилы старца великим князем Алексеем Александровичем, а в 1891 году — цесаревичем Николаем (будущим императором Николаем II), пожелавшим построить на месте кельи старца каменную церковь (этого так и не произошло). Сообщается и о встрече со старцем Александра II в бытность его наследником престола. Ряд исследователей отмечают, что год рождения старца — 1777-й — определен исходя из его смерти в возрасте около 87 лет и совпадает с годом рождения Александра I.
Новые загадки истории
— Я была в Томске и Красноярске. К Федору Кузьмичу там особое отношение, воссозданы храм и монастырь, на территории которого он был похоронен, — рассказывала старший научный сотрудник Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Алла Цымбал. — И большинство сибиряков уверены, что Федор Кузьмич — это Александр I. Спорить с ними бесполезно. В Сибири разработан туристический маршрут — десять тысяч километров странствий старца Федора, издается масса литературы. Я купила «Житие Федора Томского». Но у меня как человека, придерживающегося версии, что Александр I умер в Таганроге, это не рождает сильного протеста. Общаясь с людьми, я поняла, что «перевоплощение императора» — это вопрос веры, а не умозаключений. Но могу сказать точно, что, стоя у мощей Федора Кузьмича, испытываешь особое чувство, которое дает тебе понять, что он действительно был святым. А когда человек обретает такую святость, не важно, кем он был при жизни: царем, бродягой, учителем или музыкантом... Но все-таки думаю и о том, что, когда Федора Кузьмича называют царем, искажают его память. Этот человек шел в Сибирь не с короной на голове. И он не хотел, чтобы его называли императором. Спорить по этому вопросу сложно... На конференции, посвященной Александру I, выступала доктор исторических наук Кира Владимировна Цеханская. Она работает над расшифровкой дневника Веры Молчальницы. Это единственная в православии женщина, которая приняла на себя обет молчания. И даже если не связывать ее имя с Федором Кузьмичом (а, по одной из версий, Вера Молчальница — жена императора Елизавета Алексеевна), эти дневниковые записи сами по себе интересны. Так что я думаю, что впереди у нас еще много открытий...
Справка «МК на Дону»:
Памятник Александру I установлен в Таганроге в 1831 году, напротив Греческого монастыря, в котором проходило отпевание государя. Это единственный памятник Александру в России. Скульптор — некогда ученик Таганрогской гимназии Мартос, автор памятников Дюку де Ришелье в Одессе и Минину и Пожарскому на Красной площади. Бронзовая фигура императора во весь рост была задрапирована простым плащом, из-под которого был виден генеральский мундир. Одной рукой царь поддерживал эфес шпаги, в другой держал свиток — свод законов. Нога Александра Освободителя попирала извивающееся тело змеи, символизируя победу над Наполеоном. Портретным сходством отличалось лицо императора, а расположившиеся у его ног крылатые ангелы указывали на ангельский характер Александра I. В 1920 году памятник снесли как символ поверженного царизма. Некоторое время фигура стояла забитая досками на площади, а потом ее увезли в Ростов на переплавку. Памятник восстановлен к 300-летию Таганрога. Копию изготовили по сохранившимся в Санкт-Петербурге чертежам.