Михаил Гнесин. Любовь длиною в жизнь

О легендарном ростовчанине, которому мы обязаны возрождением музыкальной культуры Дона

— Вы не подскажете, где находится музыкальная школа имени Гнесина? — обратилась я к пожилой даме, которая неспешно прогуливалась по площади Свободы.

— В Ростове есть школа сестер Гнесиных? — удивленно вскинула брови она.

— Не сестер, Михаила Фабиановича, — уточнила я.

— Нет. Такого не знаю…

К сожалению, имя Михаила Гнесина сегодня не на слуху. И из десяти опрошенных мной прохожих (а останавливала я их в нескольких сотнях метров от музыкальной школы, которую основал Михаил Фабианович) об истории легендарного ростовского композитора что-то слышал только один.

О легендарном ростовчанине, которому мы обязаны возрождением музыкальной культуры Дона
Михаил Гнесин. Фото из музейной экспозиции.

А ведь именно Михаилу Гнесину мы обязаны тем, что музыкальная культура города поднялась на очень высокий уровень.

Детскую музыкальную школу я нашла сама, благо с современными технологиями это оказалось несложно. В холле меня встретила преподаватель и исследователь жизни и творчества Михаила Гнесина Людмила Александровна Рыбальченко. Вот уже несколько лет она собирает архивные сведения о семье выдающихся музыкантов: с помощью единомышленников и руководства школы организовала музейную экспозицию и даже создала фильм о нашем удивительном земляке.

Исследователь жизни и творчества композитора Людмила Рыбальченко. Фото Светланы Хлыстун.

Детские годы

Михаил Фабианович Гнесин родился 21 января (2 февраля по старому стилю) 1883 года. Гнесины жили в съемной квартире домовладельца Рязанова на улице Большой Садовой. Отец Фабий Иосифович Гнесин вышел из бедной еврейской семьи. Это был человек мудрый, благородный, с высокими нравственными идеалами. Поэтому, переехав в Ростов, он избирался на должность общественного раввина в течении 26 лет, в то время как его предшественники и последующие раввины находились на этом посту не более двух лет. Чтобы прокормить свою большую семью — девять детей, Фабиан Иосифович очень много работал, помимо должности общественного раввина он был секретарем общегородского благотворительного общества, состоял членом городской государственной управы, гласным думы. Гнесины жили очень скромно, но в доме всегда звучала музыка. Мать Белла Исаевна прекрасно пела и передала свой талант детям — все они были одаренными, а семеро стали профессиональными музыкантами.

Сёстры Гнесины. Фото из музейной экспозиции.

Когда умер отец, Мише было всего восемь лет. Материальное положение семьи ухудшилось. Пришлось даже продать рояль. Семья переехала со второго этажа дома № 67 по улице Тургеневской (в то время Полицейской) в квартиру поменьше. Дом этот стоит до сих пор, и в нем Михаил Фабианович провел свои детские и юношеские годы. Недалеко от дома Гнесиных, рядом с городским парком, находилось Петровское реальное училище, которое Михаил окончил в 1899 году. Любимым развлечением учащихся реального училища были концерты симфонического и военного духового оркестров проходившие в парке.

В годы учения Миша увлекался естествознанием и языками, но основные интересы были сосредоточены на музыке. Рядом с домом Гнесиных на Тургеневской находилась солдатская синагога, а ниже на улице Воронцовской (ныне Баумана, 70) — хоральная синагога. Эта синагога была восстановлена благодаря отцу Гнесиных.

Любовь и «Чайка»

Учась в Петербурге, Михаил Гнесин часто приезжал в Ростов. И большая часть музыки, написанной до 1931 года, была создана здесь. Это были лучшие произведения композитора, и среди них — романс «Чайка».

Предыстория его такова. В 1906 году Михаил Гнесин приехал на каникулы в Ростов с невестой, Надеждой Товиевной Марголиной (она была певицей и училась с ним вместе в консерватории). Здесь они поженились. В Донском областном архиве хранится книга регистрации браков евреев на Дону, где написано: «Учащийся Петербургской консерватории Михаил Гнесин сочетается браком с девицей Надеждой Марголиной…»

В начале лета 1907 года Михаил и Надежда Гнесины опять приезжают в Ростов. Михаил Фабианович пишет в своих воспоминаниях: «Приезд на родину в Ростов был ознаменован в первые же дни катанием по Дону (любимое занятие композитора. — Прим. авт.). Лежа в лодке, я любовался облаками, дула довольно сильная низовка, вода в Дону в этих случаях бывает чуть зеленоватая. Дон утрачивает свою прославленную тихость, было как-то особенно много чаек, они слепили мои глаза блеском крыльев на солнце… Мне хотелось услышать в музыке отражение сверкания голосов чаек... Придя домой, я принялся за этот романс и довольно быстро его закончил...»

По окончании консерватории Михаила Гнесина как одного из лучших студентов оставляли работать в Петербурге, сестры звали его в Москва. Здесь нельзя не вспомнить и о встрече в Париж весной 1910 года с Игорем Стравинским, достигшим к тому времени всемирной известности. Стравинский настойчиво уговаривал Гнесина порвать с родиной, обещал оказать поддержку во всех вопросах. Но Михаил Фабианович дал бывшему товарищу резкий ответ и вернулся в Россия — в провинцию, в родной город Ростов-на-Дону, где проработал до 1921 года.

Первые выставки и библиотека

Приехав на родину, Гнесин развернул кипучую и многообразную деятельность. В апреле 1910 года на территории в пять с половиной гектаров (ныне студенческий парк ДГТУ) Гнесин организовал праздник древонасаждения. Он пишет в своих воспоминаниях: «Многим казалось странным, что меня, профессионального композитора, так сильно увлекало это начинание. Но для меня насаждение леса в окрестностях Ростова, который украсил бы город и предохранил его от налетающей летом пыли, должно было стать начинанием завлекательным...»

В Ростове Михаил Фабианович заведовал кафедрой истории музыки в Археологическом институте. Гнесин принял участие в работе большинства учреждений как консультант по вопросам музыки, как лектор, устроитель концертов с тщательно продуманными программами. При помощи Коммерческого клуба Гнесин устроил концерт из произведений Римского-Корсакова. Были специально приглашены из Петербурга замечательные артисты — певица Надежда Забелла-Врубель и пианист Бихтер.

Сейчас в Ростове на улице Пушкинской есть Музей изобразительного искусства, во времена Гнесина таких выставочных залов не было. И Михаил Фабианович принял решение сопровождать свои выступления не только концертами, но и выставками картин, что было значительным событием в культурной жизни Ростова.

В 1916 году Гнесин вместе с другими энтузиастами создает музыкальную библиотеку имени Римского-Корсакова. В ее основе была личная нотная и книжная библиотека Михаила Фабиановича. Вначале библиотека находилась в квартире Гнесина (Газетный, 50), затем для нее было предоставлено отдельное помещение и вся литература была передана в общественное пользование.

С установлением советской власти в городе Михаил Гнесин был назначен руководителем музыкальной секции Донского отдела народного образования. Он был ректором Донской государственной консерватории. По его инициативе в Ростове начали работать три детские музыкальные школы, одной из них, открытой в Нахичевани, впоследствии и было присвоено его имя.

Вспоминая о родине

В 1921 году Михаил Фабианович Гнесин уже уехал из Ростова, он не забывал родной город и он был в курсе его музыкальной жизни. Часто приезжал сюда и встречался с педагогами. Некоторые из них были когда-то его учениками — Сотников, Захаров, Артамонов, Мелконов. Он виделся и со своим бывшим учителем Оскаром Оскаровичем Фритче, который тоже работал в Нахичеванской музыкальной школе. В газете «Молот» за 7 октября 1949 года была напечатана заметка о встрече Михаила Фабиановича с юными гнесинцами. Это был последний приезд композитора в родной город. На газетной иллюстрации Михаил Фабианович с улыбкой смотрит на ребят, ставших впоследствии гордостью всей нашей страны: Ким Назаретов, первый профессор джаза; Эмми Гентош, композитор педагог; Михаил Саямов, профессор, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных.

Удары судьбы

Собирая материал о нашем легендарном земляке, я практически ничего не нашла о личной жизни Михаила Фабиановича. На одном из сайтов, посвященных классической музыке, было лишь упоминание о том, что в 1942 году он потерял единственного сына, что послужило импульсом для создания одного из лучших его произведений — трио «Памяти наших погибших детей».

Однако исследователь Людмила Александровна Рыбальченко знает ответы и на те вопросы, которые в популярных источниках раскрывать не принято.

— В жизни Михаила Фабиановича Гнесина было немало трагедий. В 8 лет он потерял отца. Когда композитору исполнилось 26 лет, не стало его любимой матери. Она играла особую роль с жизни сына — всегда поддерживала и заставила поверить в свои силы, когда в 1900 году Михаила не приняли в Московскую консерваторию, где уже учились его сестры, — рассказывала Людмила Александровна. — Причиной послужил еврейский вопрос — произведения 17-летнего ростовчанина даже не открыли. Представьте себе, что чувствовал талантливый юноша! При поддержке родных и педагога Оскара Оскаровича Фритче он целый год готовился и поступил в Петербургскую консерваторию. Товарищ Гнесина Максимилиан Штейнберг привел его к Римскому-Корсакову, и тот, услышав произведения молодого ростовского композита, тут же взял его в свой класс.

Удары судьбы сопровождали Гнесина и в зрелые годы. В 1937 году по доносу расстреливают его любимого брата Григория. Спустя несколько лет умирает старшая сестра Евгения. Затем не стало и первой жены композитора. А в 1942 году, когда коллектив Ленинградской консерватории эвакуировали в Йошкар-Олу, а затем в Ташкент, от перенесенной блокады, голода и болезней умирает его единственный 35-летний сын.

В конце сороковых годов прошлого века, когда начались гонения на крупнейших музыкантов, Гнесин очень тяжело это переживал.

— Но его трогать боялись. Тогда он был очень популярен: имел высокую Музыкальную премию имени Глинки, две Сталинские премии. Его сестры расширили музыкальное училище и играли большую роль в культурной жизни страны. Взять его голыми руками было нельзя, поэтому пошли в обход, — показывает документы исследователь. — Решили убрать кафедру композиции, которую создал Гнесин. Это удивительное начинание позволило студентам раскрыть себя в качестве композиторов. И до Гнесина этим вопросом никто не занимался. На кафедре композиции учились великие музыканты — Хачатурян, Хренников, Светланов. Ее учениками были 80 композиторов, которые стали гордостью Советского Союза. Так вот, чтобы сохранить кафедру, Гнесин решил уволиться сам. Его место занял любимый ученик Арам Хачартурян.

Последние годы

Так, еще полный сил, Михаил Фабианович Гнесин вышел на пенсию. Но активная жизнь его на этом не закончилась: он консультировал молодых композиторов, ездил по миру, собирал удивительные образцы музыки и делал обработки. Исследователи отмечают, что немалую роль он сыграл и в культурной жизни малых республик СССР.

Михаила Гнесина не стало 5 мая 1957 года. Он умер в Москве. Его вторая жена Галина Маврикиевна Ванькович (она была пианисткой, а впоследствии и его личным секретарем) собрала большой архив документов, связанных с именем этого удивительного человека. Копии некоторых документов из этого собрания можно увидеть и на выставке в детской музыкальной школе имени М. Ф. Гнесина. Среди дневниковых записей и писем Михаила Фабиановича есть и такие слова: «Любовь и привязанность к Ростову — городу, в котором я родился, и ко всему донскому краю характеризуют всю мою жизнь. Степь с ее широкими просторами и ароматами трав, поля пшеницы, золотящейся на солнце, и водная гладь Дона — это первые и прекрасные мои впечатления и воспоминания».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру