История одной судьбы: Тамара Ильинская - основательница театра на Газетном

В память об актрисе, режиссере и педагоге

В феврале 1991 года по улицам Ростова шла необычная траурная процессия. Большинство скорбящих были одеты дорого и элегантно. Они несли огромные букеты цветов. На фоне серой улицы шествие выглядело яркой лентой, которая уходила далеко за горизонт. Среди провожающих были и статные мужи, и красивые дамы, и еще не оформившиеся подростки. Плакали все.

— Что за крутую старуху хоронят? — глядя на процессию, бросил один из зевак.

— Это самая крутая старуха, которая жила когда-либо в нашем городе, — ответили ему, — Тамара Ильинична Ильинская. Людей, подобных ей, больше нет…

В память об актрисе, режиссере и педагоге
Дом пионеров, на котором висит мемориальная доска. Фото: Хлыстун Светлана.

Крутая старуха

И действительно, нет. Благодаря ей сотни ростовчан стали известными артистами и режиссерами: лауреат государственной премии Российской Федерации, создатель Школы драматического искусства Александр Васильев, народная артистка России Евгения Глущенко, советский и российский театральный режиссер, педагог Геннадий Тростенецкий, российский кинорежиссер и сценарист Юрий Феттинг, заслуженная артистка России Елена Прудникова и многие другие…

В 2000 году благодаря ученикам Тамары Ильинской на здании Дворца пионеров, где она проработала два десятка лет, появилась мемориальная доска в ее честь. А спустя одиннадцать лет на донской «Аллее звезд» появилась и именная звезда Ильинской.

На сайте «Аллеи звезд» об этой выдающейся ростовчанке написано так: «Ильинская Тамара Ильинична (1910—1991). Театральный педагог. Возглавляла театральную студию Дворца пионеров и Театр на Газетном в Ростове-на-Дону.

"Проспект звёзд" в Ростове-на-Дону. Фото: Хлыстун Светлана.

Воспитала много профессиональных артистов и режиссеров, были поставлены десятки спектаклей, многие из которых становились событиями в культурной жизни города.

Профессиональная актриса и режиссер Ильинская родилась в Брянске в семье театрального режиссера Ильинского. В 1927-м окончила школу-студию ТРАБ (Театр рабочей молодежи) в г. Сталинграде. Затем работала в театральных труппах Куйбышева, Н. Новгорода, Ташкента. В 1950 году приехала в Ростов-на-Дону. Театральную студию Дворца пионеров возглавила с 1954 года. За 20 лет работы во дворце здесь были поставлены десятки спектаклей, многие из которых становились событиями в культурной жизни города, посмотреть их приходили не только дети и подростки, но и взрослые. С 1964-го по 1986-й параллельно была режиссером-постановщиком Театра на Газетном. Театральная студия воспитала много профессиональных артистов и режиссеров…»

Тамара Ильинична Ильинская. Фото из семейного архива.

Дом учителя

В истории бывают удивительные параллели. Вот и я, работая над этим материалом, наткнулась на необычный факт: имя Тамары Ильинской тесно связано с Дворцом пионеров (пер. Газетный, 47). Здесь она проводила дни и ночи, здесь рождались ее спектакли, и здесь же, на сцене самодеятельного театра, во время спектаклей она сотни раз погибала и возрождалась вновь.

Этот большой старинный особняк на пересечении улицы Большой Садовой и переулка Газетного — еще один памятник нашего города. В 1880 году здание это принадлежало ростовскому купцу Федору Николаевичу Солодову. По его распоряжению городской архитектор М. А. Дорошенко достроил его в соответствии с модой того времени — сложные многоярусные конструкции, трехмаршевая лестница с мраморными площадками, колонны, лепнина и масса декоративных элементов. Купец был богат и денег на строительство не жалел.

После революции, в 1920 году, здание занимали разные профсоюзные и советские организации. А с середины 1920-х и до конца 1980-х годов здесь размещался Дом работников просвещения. Или, как называли его ростовчане, Дом учителя. Дом работников просвещения мало отличался от подобных организаций. Но вот как писала о нем в 1986 году одна из ростовских газет: «…В Газетном переулке есть двухэтажный особняк. В нем размещается областной Дом работников просвещения… У входа, слева и справа, стенды. На одном из них — неизменное объявление для желающих заниматься в различных студиях. Второй стенд приглашает: сегодня — на лекцию, завтра — на концерт, послезавтра — на встречу с интересным человеком, а в субботу и в воскресенье — на спектакль Народного театра областного Дома работников просвещения, лауреата Первого всероссийского и дипломанта Первого всесоюзного фестивалей народного творчества. Главным и бессменным режиссером Народного театра на Газетном является Тамара Ильинична Ильинская…»

Мемориальная доска в честь Т.И. Ильинской. Фото: Хлыстун Светлана.

Без лоска и шарма

К сожалению, имя актрисы, режиссера и основательницы некогда популярного Театра на Газетном Тамары Ильинской сегодня помнят только люди старшего поколения. А в шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых ее знал чуть ли не каждый ростовчанин. Об этом рассказывает в своей книге «Тамарышня» Вера Макушкина, дочь Тамары Ильинской.

Тамара Ильинична обладала не только незаурядным актерским талантом, но и организаторскими способностями. Аккуратная, пунктуальная, не терпящая халтуры, она была сверхтребовательна и к себе, и к другим. Пропустить занятие, опоздать или не выучить роль — если для любого другого самодеятельного театра это было в порядке вещей, то у Тамары Ильиничны (Тамарышни, как коротко называли ее ученики) такого быть просто не могло. Этого горения она добивалась собственным примером: даже во время тяжелых болезней (а к старости у Ильинской их накопилось немало) она проводила репетиции у себя дома, лежа с грелкой на голове.

Но в 1960-х со здоровьем у Ильинской было еще не плохо, поэтому в Доме учителя она практически жила. Вот как вспоминает о том времени ее бывшая коллега Лариса Панченко: «Тамарышня — простенькая на вид женщина, без лоска и шарма, словно наэлектризованная током, носилась по студии, делала замечания, режиссировала мизансцены. Меня это так поразило, потому что она была уже в преклонном возрасте, столько энергии, столько эмоций, можно подумать, что ей не за 50 давно, а где-то 30 с небольшим. И только седые волосы выдавали истинный возраст. Внешность у нее была довольно обычная, но вот глаза — черные, огромные, влажные, будто сливы, — горели удивительным огнем… Она никогда не уставала и, словно ветер, носилась по Дворцу пионеров. Дети не просто любили, они обожали ее и боготворили свою Тамарышню… В дни зимних каникул они играли по 3—4 спектакля в день. И никто не жаловался, не канючил, что тяжело. В студии дети и Тамарышня делали многое своими руками: декорации, реквизит, костюмы, сами гримировались и гримировали других по всем правилам этого искусства…»

Театр на Газетном

Всему этому их учила Тамарышня. Если полистать старые газеты, то видно, что всего за несколько лет обычная самодеятельная студия превратилась в Народный театр ростовского Дома работников просвещения, а чуть позже за ним уже официально закрепилось название — Театр на Газетном. Каждую премьеру в зале был аншлаг. Не всякий профессиональный театр мог похвастаться такой народной любовью.

Вот что вспоминает о том времени дочь Тамары Ильинской Вера Макушкина: «Десятилетие театра. Торжественная часть готова. Отрывки из спектаклей готовы. Капустник готов. Поздравления, телеграммы, цветы, выступления — готово все на самом профессиональном уровне. Но вдруг директор Дома работников просвещения объявляет, что капустник она не пропустит, это аполитично. Тамара Ильинична молча начинает одеваться и собирается уходить домой: «Театр без капустника — это не театр». Директриса в панике, она понимает: Ильинская действительно уйдет и вечер сорвется. В зале полно представителей из Управления культуры, Облсовпрофа, театральный критик Браиловский, представитель из театра Г. М. Гуровский, родные актеров, друзья и знакомые…»

Ильинской разрешают провести капустник. Все проходит по высшему разряду — зал плачет от хохота. И тогда критик Леонид Браиловский рекомендовал маститым актерам поучиться у Театра на Газетном. Директор Дома работников просвещения больше не запрещала Тамарышне ничего и никогда…

Братство Ильинских

Атмосфера в самом театре была удивительная — здесь не было разграничения по возрасту или социальному статусу. Только талант и любовь к театральному искусству объединяли студийцев.

Бывший ученик Тамарышни, ныне доцент Санкт-Петербургской театральной академии Анатолий Черных рассказывает об этом так: «Когда я в девятом классе появился в Доме учителя, первое, что поразило меня: стояли рядом такой же мальчишка, как я, и взрослый, с бородой, дядя, спорили и разговаривали на равных, как два старых приятеля-одногодка. Коллеги? Я не помню серьезных ссор между нами, не было ни зависти, ни дурного соперничества, и самое главное, что дружба и какое-то нежное отношение друг к другу остались у многих на всю жизнь. Вообще, оказалось с годами, что есть такое незримое братство — Ильинские. Если раздавался звонок в дверь и на пороге стоял(а) незнакомый мальчик или девочка и говорили: «Здравствуйте, я от Ильинской», то это было как пароль — это свой, заходи, живи…»

Или вот воспоминания актрисы театра и кино Татьяны Кучеровой (г. Краснодар): «Я попала к Тамаре Ильиничне Ильинской еще школьницей. Это человек-феномен, вечно молодая, задорная, полная голова юмора и профессионализм в каждом слове, в каждом движении, в каждом взгляде. Это такое редкостное явление, чтобы из самодеятельного театра ежегодно «вылетали» по два-три человека и попадали в профессиональные театры нашей страны — естественно, сначала отучившись в театральных вузах, и провалов не было. Кто упорно стремился к этой цели — поступали все. И почти все стали народными, заслуженными, лауреатами. Помню один случай из жизни нашего театра-студии Тамары Ильиничны. Идет набор детей в разные коллективы Дворца творчества. Тамара Ильинична тоже набирает новую детскую труппу. Рядом стоит какая-то мамочка с очаровательным симпатичным мальчиком, которая перечитывает сыну список коллективов, куда можно записаться. Но мальчик упорно просит записать его в драматическую студию. Услышав этот разговор, Тамара Ильинична обращается к мамочке и спрашивает: «Вы, что, не любите театр?» Мамочка отвечает: «Что вы, что вы, очень любим, но мой Сережа заикается». И вот здесь проявляется режиссерская мудрость. Тамара Ильинична обращается к Сереже и говорит: «Я ставлю спектакль по пьесе Михалкова «Особое задание», так вот, в ней один мальчик заикается. Ты будешь играть эту роль. Пьеса у меня с собой. Прочти вот этот текст». И мы все обалдели. В пьесе не было никакого заикающегося мальчика. Сережа читал текст без запинки, не заикаясь, и вдруг сказал, что у него не получилось заикание. Тамара Ильинична тут же ответила: «Ну, не получилось — и не надо. Будешь играть этого мальчика?»

И постепенно, неспеша Сережа Задворный избавился от недостатка речи. К сожалению, я не знаю дальнейшей судьбы Сережи. Но я уверена: человека, который подарил тебе творческий мир, действительно по-настоящему счастливое детство, юность, забыть невозможно…»

Последние спектакли

К середине восьмидесятых Театр на Газетном был известен уже всей стране — он побеждал в конкурсах, становился дипломантом всероссийских фестивалей, его выпускники работали в лучших театрах Советского Союза. А Тамара Ильинична все искала и искала талантливых ребят. Правда, теперь это ей давалось гораздо сложнее, поэтому репетиционная база переместилась в квартиру Тамарышни. А по субботам и воскресеньям в Доме учителя по старой традиции проходили спектакли. Но видеть их она уже, к сожалению, не могла.

Спустя несколько лет после смерти Тамары Ильиничны Ильинской оборвалась и жизнь Театра на Газетном. Как показало время, искусство в бывшем доме купца Солодова держалось на этой «наэлектризованной женщине с черными, влажными, будто сливы, глазами»…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2015

Заголовок в газете: Звезда по имени Тамарышня

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру