Скалы донских степей: места силы родного края

Под руководством Бориса Панасюка, исследователя донского края, физика и фотографа, мы отправились в очередное путешествие

Вот и осень коснулась Ростовской области, принеся первую прохладу. Однако именно сентябрь — один из лучших месяцев для путешествий. Хоть летние отпуска закончились и уехать далеко и надолго теперь сложно, всегда есть возможность повидать достопримечательности, которые находятся совсем рядом. Именно поэтому под руководством Бориса Панасюка, исследователя донского края, физика и фотографа, мы отправились в очередное путешествие. Ранее, в августе, прошли первые организованные экскурсии к cкалам Две Сестры в окрестностях Белой Калитвы. Эти две горы-динозавры, похожие друг на друга как две капли воды, и теплый Северский Донец создали совершенно новое впечатление о нашей области. На этот раз 12 сентября наш путь лежал к скалам донских степей.

Под руководством Бориса Панасюка, исследователя донского края, физика и фотографа, мы отправились в очередное путешествие
Длинный каньон.

Камень, которому 300 миллионов лет, или ЗУБрим геологию

Перед нами уже хорошо знакомая после предыдущей экскурсии трасса М-4. Совсем скоро — Донецкий кряж, невысокая возвышенность со скалами, прячущимися в речных долинах и оврагах.

По словам экскурсовода, известняк из Жирновского карьера — самый красивый камень нашего края!

— Когда его отполируешь, из коричневой глубины появляются красноватые «туманности» гематита, будто светящиеся! — рассказывает Борис.

Удивительно, что вот так, запросто, можно подержать в руках камень возрастом 300 миллионов лет.

Следующее произведение природы — аргиллит. Если на простом языке — глина, которая превратилась в камень. По словам Бориса, именно она наиболее интересна для палеонтолога, потому что в ней можно обнаружить следы древних растений и животных. На нашем экземпляре заметна причудливая веточка древнего папоротника. Есть и другой, очень похожий на аргиллит, камень — алевролит, который получился из пылеватых грунтов — лёссов.

Однажды наш экскурсовод захотел понять, как различить эти две горные породы, и отнес их геологу.

— Он долго думал, в итоге отвернулся. Смотрю: жует что-то! В итоге геолог определил, где какой камень… на зуб. Если грызется, как таблетка, с «хрумом», значит, аргиллит, а если хрустит на зубах — алевролит, — со смехом рассказывает наш гид.

Вот следующий — черный как смоль и блестящий — камень. Все путешественники пытаются отгадать, как же он называется, однако это доступно только специалисту. Перед нами уголь, использующийся повсеместно в качестве топлива и сырья. Но и этот камень не так прост, как кажется. Было время, когда не могли выяснить причину некоторых взрывов в шахтах: взрывался явно не метан. А происходило это так: в один момент пространство забоя заполнялось раскаленной угольной пылью. Позже стало известно, что виной тому иногда встречающийся «седой» уголь с характерным белым налетом. Именно такой камешек и приводил к опасным углевыбросам.

Мимо мелькают знакомые с прошлой поездки терриконы — отвалы из пород, которые в свое время оказались непригодны для добычи угля. Они опасны — имеют свойство самовозгораться и потом долго отравлять воздух ядовитыми и удушливыми газами, но все-таки внешне привлекательны. Тут-то и появляется возможность прикоснуться к частице террикона, не подходя к нему: Борис передает путешественникам золотистый камень пирит — соединение железа и серы. Вот эта самая сера и является, по одной из гипотез, причиной самовозгорания терриконов.

Обсуждая ближайшие поездки по Ростовской области и так называемые места силы, движемся дальше.

— Как физик я с трудом воспринимаю понятие «место силы». Но знаю: для древнего человека некоторые объекты нашего края действительно были священными, например гора Городище и Большой Камень, — рассказывает нам исследователь.

Пристанище альпинистов, сторож-вяз и золото «Эльдорадо»

Первая остановка — немногим более чем через час — Ближние скалы. Спрятаны они от любопытных глаз — не видны со стороны дороги. Однако стоит спуститься — и вот они, двадцатиметровые скалы из песчаника, излюбленное место альпинистов. Здесь можно и без специального снаряжения спуститься по каменным ступенькам к подножию скал. А потом и подкрепиться — тут растет терн, его ягоды кисловатые и терпкие, но в этом есть своя прелесть. Внизу петляет речка Кундрючья, а у скал растет множество кленов. Такое оно, пристанище альпинистов.

Следующая остановка — смотровая площадка «Хоботок». Под нами раскинулся полноводный Северский Донец — самый крупный приток Дона. Вдоль его берегов простираются пойменные леса, в которых сохранились настоящие дубравы. Слева от нас хутор Хоботок и густой зеленый лес вдоль реки — одноименное урочище, памятник природы. А справа — скала, уходящая в воду, Орлинка. Словно приглашает к самому краю обрыва тоненький вяз — здешний сторож. На десятки метров в округе кроме него нет ни одного дерева, только низенькие кустарники и травы. Гнется под сильным осенним ветром это невысокое деревце, словно тянется к товарищам-кустарникам, сказать им что-то хочет.

И вот еще одна достопримечательность — смотровая площадка «Эльдорадо». Перед нами настоящий золотой каньон с бирюзовым озером! Однако у обрыва надо стоять осторожно — в любой момент может произойти обвал, поэтому за такой красотой лучше наблюдать издалека. Внизу раскинулись базы отдыха — маленький рай для туристов, желающих искупаться в чистом водоеме и просто весело провести время.

Так примерно за два часа мы побывали в трех маленьких сказках, расположенных совсем недалеко друг от друга.

Перевал у Длинного каньона

Длинный каньон — самый протяженный затопленный карьер в Ростовской области. Его длина — более двух километров, глубина воды достигает десятков метров, а высота скал — более 30 метров. Даже летом здесь прохладная вода — за счет подземных вод. Несмотря на крутое каменистое дно, у карьера часто отдыхают люди, наслаждаясь видом прозрачного озера. Сейчас, осенью, кроме нашей команды путешественников — ни души. Именно в это время года, когда золотится листва и спеет шиповник, пейзаж особенно живописен.

У одного из берегов озера уютно расположились столик и стулья, но не руками человека изготовлена эта «мебель» — природа смастерила их из каменных глыб. Мы устраиваем привал. Борис показывает еще более удивительные находки: кроме горных пород с отпечатками растений и моллюсков тут и зуб древней акулы, и часть окаменевшего дерева, и древняя водоросль, превратившаяся в кусок блестящего кварцевого песчаника, похожего на сахар. Об этом и не только в деталях рассказывает наш проводник, который, кажется, может ответить на любой интересующий нас вопрос. Ко всему прочему у него и лупа вместе с микроскопом имеется, так что камушки можно изучить по-настоящему.

— А этот кварцит, вернее кварцитовидный песчаник, добытый в Калитвинской станице, называют калитвинским камнем. Из него делали лучшие жернова для мельниц. А образовался он из песков около 45 миллионов лет назад, — объясняет Борис.

С интересом путешественники фотографируют породы, уточняя период, в который они появились, и другие детали. Набрав интересных камней по пути, движемся к последнему пункту нашей экскурсии — Осиновской балке, где находится родник Криница.

Итак, мы увезли с собой родниковую воду, новые знания о местах силы нашего родного края. Кто бы мог подумать, но камни-то, оказывается, действительно говорят и могут поведать удивительные истории.

А следующее наше путешествие — к Большому Камню и Городищу, которые тоже раскроют свои тайны любознательному путешественнику.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру