Ни дня без идеи - таково жизненное кредо ростовского изобретателя Геннадия Холодного

В следующем году известному скульптору и конструктору исполнится 80 лет

Скульптурная композиция «Тачанка» — достопримечательность Ростова-на-Дону, которая уже давно стала одним из символов города. Но мало кто знает, что к ее созданию свою руку приложил знаменитый изобретатель и скульптор многих известных памятников Геннадий Константинович Холодный. За его плечами более 170 различных изобретений и проектов, он мастер спорта международного класса по мотоспорту, тренер по картингу. А когда-то он был лишь любопытным мальчишкой, только вступавшим на путь гения-конструктора…

В следующем году известному скульптору и конструктору исполнится 80 лет
Изобретатель мечтает построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины. Фото: Владимир Солнечный.

Реактивный велосипед

В середине сороковых семилетнему Гене подарили сломанный мотоцикл.

— После войны в земле оставалось еще много неразорванных снарядов и мин. Сколько тогда любопытных мальчишек погибло в «исследованиях» этих снарядов!.. А меня, как самого любознательного, родители решили обезопасить и подарили этот поломанный двухколесный. Я его разобрал, собрал и починил!

С этого момента в Геннадии Холодном пробудился изобретатель. Мальчик интересовался всеми устройствами и машинами. Самоучка, он пробовал изобретать. Однажды чуть не погиб при попытке запустить реактивный велосипед собственного производства:

— Мне было 12 лет. Прикрепил под сиденье велосипеда снаряд, заполненный порохом, и металлический защитный кожух. На следующий день вся школа собралась посмотреть на испытания реактивного велосипеда. Я оседлал свою ракету, зажег фитиль и с гордым видом начал разгоняться. Велосипед дергало все сильнее и дальше, скорость увеличивалась, я понял, что переборщил с порохом, — раздался взрыв. Дальше осознаю себя летящим, но недолго — полет завершился в кусте терновника. Велосипед закинуло на дерево, а на месте взрыва — только черное пятно да погнутое колесо. На школьном дворе вопли ужаса, дети позвали учителей. На глазах моих одноклассников появляются слезы. Тут сверху падает велосипед, а из кустов весь подранный, с лохмотьями вместо одежды вылезаю я.

Но со временем баловство с техникой привело к созданию действительно полезных и уникальных вещей. Когда Геннадию было тринадцать, вместе с другими школьниками его послали на поле сажать саженцы тутовника. День мальчишка провел на поле. И пока работал, возникла мысль, как избежать тяжелой работы и при этом выполнить план. Он собрал лесопосадочную машину:

— Взял старый плуг, велосипед довоенного образца, старую духовку от печки, немного поработал в кузнице — и получился такой аппарат, на котором мы вдвоем с товарищем за два дня засеяли 60 гектаров полей — сезонная норма целой бригады рабочих!

Такое не могло остаться незамеченным. Тринадцатилетнего мальчишку пригласили в Москву — защищать свое изобретение перед 400 академиками. В столицу Геннадий ехал не с пустыми руками, кроме лесопосадочной машины он вез и другие чудеса — роторный комбайн и сеялку для многоколосной пшеницы.

Несмотря на то что Геннадия поддержал сам академик Лысенко, большое собрание в Академии наук СССР зарубило идею на корню. Не смог мальчик научным языком объяснить принцип своего изобретения. А через год в промышленном производстве появилась машина Чашкина. Она почти полностью копировала лесопосадочный аппарат Холодного.

— Помню, все крутился вокруг меня этот Чашкин, угощал эскимо, конфетами и расспрашивал про мое изобретение. Ну, а я маленький был, наивный, было приятно делиться своим успехом со взрослым ученым, — вздыхает Геннадий Константинович.

Но неудача не испугала юного изобретателя — в 19 лет он выдал почти 100 проектов по улучшению работы в сфере сельского хозяйства.

Изобретатель становится… скульптором

В конце пятидесятых Геннадий Холодный начал службу в армии. Одаренного конструктора заметили сразу — ему выделили помещение для творчества, где Геннадий собрал автомобиль. Машина с дюралевым корпусом по плацу аэродрома разгонялась до 250 километров в час. Здесь же Геннадий Холодный познакомился с авиационной техникой — окончил летное училище, служил пилотом, выполнял важные, иногда и секретные, миссии, одна из которых чуть не стоила ему жизни:

— Я пилотировал самолет на Северном полюсе. Произошло обледенение, самолет стал неуправляемым, и пришлось совершить аварийную посадку в дикой местности. Это суровый край, холод -52 °С, еды нет, ледяные торосы затрудняли ходьбу. Наши жизни спас белый медвежонок. Когда мы его заметили, хотели убить. Но поколебались, решили идти за ним. Медвежонок обходил все места с тонким льдом, и мы шли прямо по его следам, чтобы не провалиться в холодную воду. Через две недели закончилась еда, а наш спаситель поймал огромную рыбу — весом килограмм в сто, наверное, съел только голову, а остальное бросил. Так мы этой рыбой спасались целую неделю. Медведь вывел нас к воде, где мы смогли послать сигнальную ракету и вызвать помощь. Немного позже над местом, где нас забрали, пролетал вертолет, и его пилот обнаружил там целую семью взрослых белых медведей. Видимо, они шли по нашему следу, и страшно подумать, что бы было, если бы нашу ракету не заметили и нас не забрали.

Демобилизовался Геннадий как пилот-инструктор воздушной дозаправки. После службы он окончил Художественное училище имени Грекова и стал скульптором. На его счету скульптурная композиция «Тачанка» на южном въезде в донскую столицу и Памятник Стачке 1902 года, бюст Ленина во Дворце съездов СССР, памятник партизанам в Италии. Геннадий Холодный стал настолько известным, что сам Михаил Сергеевич Горбачев пригласил его сделать в родном Ставрополе композицию «Комсомольская горка». А благодаря монументу «Трудный хлеб» в городе Миллерово скульптор стал первым лауреатом Дона в области изобразительного искусства:

— Как-то раз я узнал, что в городе Миллерово во время войны погибло более 10 тысяч женщин-механизаторов, перевозивших хлеб на фронт. Этот факт вызвал настолько живой отклик в моей душе, что я решил увековечить этот геройский труд памятником. Назвал его «Трудный хлеб». Когда монумент был установлен, проезжающие мимо него женщины, пережившие тот сложный период, останавливались, смотрели и плакали, вспоминая свое прошлое, погибших боевых подруг. Эта искренняя человеческая реакция стала для меня самой большой наградой.

Вертолет своими руками

Конструктор и скульптор прекрасно уживались в Геннадии. Так, в одно время находчивый изобретатель собрал настоящий вертолет:

— В 60-х я работал на Украине — украшал остановочные павильоны художественными фресками из мозаики. Работа находилась за 500 километров от дома. Ездить на машине или мотоцикле было неудобно. Тогда я и собрал свою «вертушку». Мини-вертолет состоял из сиденья, двигателя с девятиметровым винтом и рулем управления. Моя «Стрекоза» развивала скорость до 250 километров в час и набирала до трех километров высоты! На ней я с легкостью преодолевал путь, бывало, и меньше, чем за пару часов.

Крыша дома изобретателя служила взлетно-посадочной площадкой для «вертушки». Своим «небесным конем» Геннадий пользовался два года! Любопытные ростовчане со всего города приезжали посмотреть, как Холодный сажает свою «Стрекозу». А потом местные власти летать запретили — рядом с его домом пролегала высоковольтная линия, пришлось вертолет разобрать.

Изобретательский гений Геннадия Холодного, казалось, никогда не засыпал. В середине семидесятых родился его «Вихрь» — микроавтобус, компактный снаружи, но просторный внутри, машина была рассчитана на пять посадочных мест. И расход бензина был минимальный — четыре литра на 100 километров. «Вихрем» заинтересовались многие, он стал участником нескольких выставок, его запустили в серийное производство на Подольском заводе. Геннадия Константиновича неоднократно приглашали на работу за рубеж. Но он гордо отказывался.

— Я ведь для нашей страны это делал, хотел улучшить жизнь советского человека, рассказывает он. — И «Вихрь» задумывался мной как дешевый, доступный автомобиль — не дороже мотоцикла. Таким он и вышел.

Следующим интересным изобретением Геннадия стал мини-грузовичок «Хуторок». Двигатель от мотоцикла «Ява», колеса — от мотороллера. А грузоподъемность — 500 килограммов! Машина набирала до 95 километров в час и имела малый расход дизельного топлива. Этот грузовичок должен был стать хорошим помощником в хозяйстве для фермеров и граждан, живущих в селах, где по дорогам не каждая машина проедет. А «Хуторок» проехал бы. Но в массовое производство машину запустить не удалось.

Для других могу, а для себя — нет

Геннадий Холодный не только изобретал, но и разрабатывал проекты создания мусоросжигательных заводов, экономичных электростанций и многого другого. И каждая его задумка рождалась из потребности улучшить качество жизни своих соотечественников.

— Для всех своих «детищ» запчасти я приобретал сам. Хорошо, что жена у нас в семье заведует финансами, знает, что я всю пенсию могу спустить на очередное изобретение, — смеется Геннадий Константинович.

Никто из родственников не разделяет тягу Геннадия Холодного к изобретательству.

— Из всей семьи только трехлетний внук проявляет интерес к моему делу, — сетует изобретатель. — Стоит малышу зайти в мастерскую, его отсюда не вытащишь — станки крутит, все ему интересно. Младшего сына я как-то «упустил», его интересуют совсем другие вещи. А вот старший, Максим, не только увлекался техникой и изобретательством, он был успешным спортсменом в мотоспорте, и я возлагал на него большие надежды. Но любимого сына я потерял — он погиб молодым в армии. Уже столько лет прошло, а я до сих пор не могу сделать его бюст. Недоделанная работа и сейчас находится здесь, у меня в мастерской. Все, кому показываю, говорят, что это отличная работа. Но для меня в ней как-то… нет души. Вот почему так — чужого человека сделать могу, а своего — нет?..

В этом вопросе весь Геннадий Константинович Холодный. Всю свою жизнь он посвятил другим людям. А мог бы жить для себя, уехать за границу по выгодному предложению, когда звали, жить припеваючи… Но нет, он остался на родине, из года в год рождал идеи, собирал устройства, стучался во все двери администраций, заводов, предприятий с предложениями. В следующем году Геннадию Константиновичу исполняется 80 лет. Но он до сих пор не опускает рук. Изобретателя не отпускает идея — уехать в деревню, взять несколько гектаров земли, провести испытания, построить технопарк и запустить в производство свои чудо-машины.

— В прошлом году я даже провел эксперимент, — рассказывает Геннадий Константинович. — Поднял свои старые разработки сельскохозяйственных машин, кое-что улучшил, собрал. В двух районах фермеры мне выделили несколько гектаров земли, которые я засеял с помощью своей машины. Когда стали собирать урожай, оказалось, что на моих крохотных кусочках урожая в 4—5 раз больше, чем на всем поле, засеянном обычным образом!

Геннадий Константинович считает, что его разработки могут произвести эволюцию в сельскохозяйственном производстве. Остается только пожелать ему дальнейших успехов в воплощении своих планов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру