Стоит ли поддаваться ценовой панике?

За месяц ростовчанами была куплена трехмесячная норма гречки

За месяц ростовчанами была куплена трехмесячная норма гречки

На прошлой неделе за круглым столом встретились чиновники, руководители торговых сетей, производители и даже психолог. Участники дискуссии пытались найти причины повышения цен, сделать прогнозы и выяснить, почему даже их собственные родственники поддались потребительскому ажиотажу.

Чуда не произошло

За последние полгода в Ростове прошло множество мероприятий, посвященных вопросу, как жить после введения санкций. Представители власти на них рассказывали о невиданном потенциале для подъема собственного производства, фермеры жаловались на никудышнюю логистику и слабую государственную поддержку. Рост цен эксперты признавали уже тогда, но риторика была несколько другой. Если в начале сентября звучало «мы победим», а в конце осени — «надо бороться», то в декабре из уст тех же самых экспертов стали звучать формулировки «мы ничего не можем сделать».

Но давайте же не будем голословны и поднимем несколько цитат. Итак, 3 сентября, офис Торгово-промышленной палаты Ростовской области:

- Если смотреть по итогам запретительных мер в прошлом, то можно с уверенностью сказать, что запреты на ввоз импорта в линейке продуктов питания давали новый импульс развитию отечественных сельхозпроизводителей, — заверял тогда советник президента Торгово-промышленной палаты Ростовской области по вопросам АПК Юрий Корнюш. — Я не стал бы поддерживать то мнение, что с запретом импорта вырастут цены или опустеют полки магазинов. По сравнению с прошлым годом наши показатели по многим отраслям улучшились.

Высказывался тогда и директор потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов. Он видел спасение и потребителя, и производителя в ярмарках. Мол, вот где должны лицом к лицу встречаться город и село, получая друг от друга все необходимое.

- Отдельное поручение по этому поводу было дано губернатором Ростовской области, и Ростов-на-Дону в скором времени откроет 14 дополнительных ярмарочных площадок, — пообещал 3 сентября Андрей Николаевич.

Но долой прошлое, вернемся к настоящему. На дворе декабрь и...

- Я выделили три основных продукта, по которым идет рост цен, по данным Росстата, — взяла первое слово старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. — Рост цен на гречневую крупу по России с ноября составил 30%. Мне представляется, что этот ценник необоснованный. Второй продукт — подсолнечное масло. Третий — сахар. Он вырос в цене на 21%.

И ведь это только данные Росстата, который собирает усредненные сведения по всей России. Что же до конкретных регионов, то там ситуация может быть еще хуже.

Лучший покупатель

Однако, заметьте, все три перечисленных товара производятся преимущественно в России. Неужели санкции добрались и до них?

- По поводу того, что у нас все плохо, скажу, что ситуация на продовольственном рынке действительно непростая, — не стал скрывать очевидное Андрей Иванов. — Кроме того, мы видим, что цены на продовольственные товары растут быстрее по сравнению сегментами. Средний россиянин съедает 3,5 килограмма гречки в год. Но это, что называется, в спокойном состоянии. Что происходит на сегодняшний день? Как говорят специалисты, самый лучший покупатель — это паника. И вот сейчас мы имеем самого лучшего покупателя. За последний месяц была куплена трехмесячная норма гречки. Разумеется, рынок такого давления не выдержал. А очевидно, что первыми раскупаются наиболее дешевые сорта и на прилавках остаются дорогие. Но не стоит забывать и о генетической памяти. Я недавно общался с ветеранами, и они рассказали, что в годы развитого социализма гречка была дефицитным товаром.

Причем, если верить участникам круглого стола, люди старшего возраста подвержены продуктовому ажиотажу вне зависимости от того, кто их дети.

— У меня мама вполне разумная женщина, но когда эта паника только началась, я пришел навестить ее в воскресенье и увидел у нее четыре пакета гречки, — рассказал начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин. Похожую историю рассказал и генеральный директор ООО «Солнечный круг» Александр Кириенков.

- Скажите, а есть ли какие-то рычаги воздействия на спрос? — спросила Анна Бодрова.

- К сожалению, наш народ не очень верит прогнозам, — ответил директор департамента потребительского рынка. — Когда мы говорим, что гречки достаточно, обыватель уверен, что здесь что-то нечисто. Но по аналогичному «гречневому» ажиотажу 2010 года мы помним, что спрос должен закончиться тогда, когда потребитель поймет, что, скупая гречку, он платит в четыре раза больше, чем платил бы за товары-заменители. И скажет сам себе: «Доколе?» Что же касается антимонопольной службы, то она уже проводила проверку и пришла к выводу, что доминирующих игроков и картельного сговора нет. Исключительно ажиотажный спрос.

Свое и чужое

И все же далеко не всегда причиной удорожания товара становится банальный ажиотаж. Ведь если гречку или сахар еще можно закупить впрок, тем самым подняв цену на рынке, то как может рядовой потребитель сделать большие запасы курятины? Холодильник дополнительный для нее приобретет? Между тем мясо птицы тоже дорожает. И никакого секрета здесь нет — товары-заменители всегда подтягиваются в цене друг за другом.

- Мы говорили, что Россия может сама себя обеспечить мясом птицы, — продолжил Андрей Иванов. — Однако подорожали баранина и свинина, и рынок мгновенно отреагировал на изменение спроса. Потом пришлось переориентироваться и переработчикам, которые раньше работали на импортном мясе. Все это вызвало значительный рост цен. Я напоминаю, объективно мы не можем его сдерживать.

Впрочем, подобные парадоксы случались на рынке и раньше. В качестве примера Андрей Иванов привел донские овощи, которые чаще всего «уезжают» в среднюю полосу, в то время как ростовчанам приходится есть турецкие, египетские и израильские. Просто потому, что отечественный товар можно выгоднее продать более состоятельным москвичам.

А может, проблема в нас?

Так как на встрече присутствовала кандидат психологических наук из ЮФУ Валерия Альперович, участники круглого стола захотели узнать, как же влияет удорожание всего и вся на саму человеческую натуру. На что эксперт предложила задуматься о загадочной русской душе.

- Россия — это страна, которая относится к коллективистским культурам, — сказала она. — То есть в людях воспитывается значимость мнения окружающих. Если сосед сказал, что это нужно, — значит, куплю. Причем молодежь, по результатам исследований моих коллег, даже более подвержена давлению общества. Верно, старушка купит гречку потому, что помнит советский дефицит. А молодой человек — потому что на него повлияли друзья и коллеги. Таким образом, поведение потребителей не является рациональным.

Вслед за коллегой выступил еще один представитель ЮФУ — преподаватель факультета управления Алексей Федоров. Он связал всплески потребительского ажиотажа со всплесками... патриотизма.

- Мы начали свои исследования в ноябре 2011 года, когда начались «болотные» выступления, — сказал он. — Мы замеряли недовольство населения в области политики, экономики, социальной жизни, права и творчества, а также индекс потребительского оптимизма. И в течение последних трех лет всплески покупательной активности прямо зависят от политической ситуации в стране. Недовольство, а вместе с ним и ажиотажный спрос снижаются перед любыми выборами, а также в моменты национального ликования, среди которых и присоединение Крыма. Однако этого хватает всего на пару недель. После введения санкций рынок дестабилизировался, а также появилось много желающих эмигрировать из страны. Потому что у потребителей нет четкий ориентиров, что будет завтра.

Договорится нельзя

- Прежде всего, я хочу сказать о невозможности картельного сговора, — вступил в разговор заместитель директора филиала «Южный» X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток») Алексей Полянский. — На Дону столько мощных федеральный сетей, что договориться о чем-либо фактически нереально. Ведь если потребитель увидит, что у нас гречка дороже, чем где либо, он просто пойдет на рынок и кроме гречки купит там все остальное. Кроме того, мы передаем всю информацию о ценах в УФАС, и в случае повышения больше чем на 5% компетентные органы тут же начинают проверку.

- Мы потеряли 5-7% покупателей в июле этого года, — рассказал вслед за Алексеем Полянским Александр Кириенков. — Правда, выручку мы пока не потеряли. Потребитель уличает нас в том, что мы полоучаем сверхприбыли. На самом наш диапазон влияния на цены настолько ничтожен, что о нем даже не стоит говорить.

Что ж, такие слова действительно кажутся вполне обоснованными. Винить во всех бедах продавца — давняя традиция нашего народа, от которой пора бы избавляться. Но если на прежних круглых столах по теме санкций недоставало представителей торговых сетей, то на этом почти не было производителей. Вернее, их было всего двое: директор по продажам ООО «Белый медведь» Денис Афанасьев и генеральный директор ГК «Агротехник» Вадим Бандурин. Вот только и они, как это ни странно, не согласились признать виновными в росте цен себя, перевалив всю ответственность на поставщиков различных ингредиентов, многие их которых, кстати, так и остались импортными. И если честно, производители сами часто оказываются в заложниках, ведь по контракту с торговыми сетями они не имеют права повышать отпускную цену в течение установленного срока, даже если какой-нибудь импортный консервант, который они добавляют в свой продукт, подорожал. Хотя проблем у них хватает и без цен: например, та же логистика. Как вы думаете, легко ли наладить доставку требуемого объема продукции в каждый из шестнадцати магазинов «Солнечный круг»? А ведь если вы не способны это сделать, с вами даже разговаривать не о чем — какой из вас партнер?!

Выводы из всего этого, к сожалению, невеселые. Производители, которые так и не избавились (да и не могут избавиться) от импортных компонентов, повышают цены, потому что растут доллар и евро. Торговые сети, реагируя на повышение цены одного товара и скачок спроса на его более дешевый заменитель, искренне этому радуются и наблюдают, как народ делает «стратегические запасы» потому, что не уверен, сможет ли он себе это позволить завтра. Правда, видные аналитики, например агентство «Финам», утверждают, что худшее произошло уже давно. А девальвация рубля, которая всех так пугает, — это лишь запоздалая реакция на продолжающееся несколько лет ухудшение экономики России, до этого находившее отражение лишь в котировках акций, а теперь усугубившееся падением цен на нефть и экономическими санкциями.

— Если прогнозы по инфляции будут сохраняться, розничной торговле ничего не угрожает, — успокоила потребителей ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Полякова. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру