Как с Донбасса вывозят беженцев при закрытой границе

Как с Донбасса вывозят беженцев при закрытой границе
Такие наклейки на машину можно получить в подарок, просто постояв на переходе «2-й Северный»

Сообщения то об обстреле, то о закрытии, то об открытии российско-украинской границы приходят ежедневно. Для жителей Ростовской области это чаще всего — информационный повод для очередного обсуждения войны в шаге от наших рубежей, а для граждан Украины, планирующих бегство в Россию, — причина для настоящей паники. Куда ехать? Как планировать дорогу, если ситуация не только в родном городе, но и на КПП может измениться в любой момент?

Всем известная тропа

Организованным вывозом беженцев сейчас занимается руководство ДНР и ЛНР. Для тех, кто желает покинуть опасный регион, прежде всего для женщин и детей, открыта горячая линия. По мере возможности формируются группы для вывоза большими автобусами, людей привозят на границу каждый день.

Ситуация такова, что теперь и донецкие, и луганские ополченцы вывозят автобусы через российский Донецк по известным им безопасным дорогам. Если не работает официальный КПП «Изварино», поток беженцев перемещается на переход «2-й Северный» под Донецком. По узкой тропе, где едва могут разъехаться два легковых автомобиля, ежедневно проходят сотни, если не тысячи человек.

Переход считается исключительно пешим. В редких случаях здесь пропускают машины. Автобусы проезжают после недолгого контроля, а затем, чтобы не задерживать очередь, за миграционными документами едут на «Изварино». Остальным беженцам приходится еще около сотни метров пройти пешком до остановки автобуса, на котором можно доехать до палаточного лагеря.

Российские нелегалы

С украинской стороны здесь стоят ополченцы, с российской — один таможенник в будке, где проверяют паспорта, и несколько неизвестных мужчин в штанах цвета хаки и черных майках «за ВДВ».

Мы припарковали машину на обочине рядом с десятками других автомобилей, в основном с луганскими номерами, и вышли осмотреться. Высматривая на украинской стороне лица знакомых, случайно заступили на огороженный с трех сторон тонкими цепочками участок земли примерно три на пять метров — очевидно, в межтаможенную зону. Нас тихонько подозвали и предложили пройти в будку для паспортного контроля, если мы хотим попасть в Украину. В очереди с российской стороны стояло всего три человека. С украинской ей не было видно конца.

Здесь же, на переходе, на глазах у беженцев и таможенников происходит передача гуманитарной помощи ополченцам. Людей, у которых при переходе «таможни» руки заняты мешками и коробками, уже и не просят показать паспорта. Передав все это крепким ребятам в военной форме и с георгиевскими ленточками на лацканах, то есть пробыв на территории соседнего государства несколько минут, «нелегалы» спокойно возвращаются обратно.

Обстрел у полупустого «Изварино»

Официальный КПП «Изварино — Донецк», через который шел транспортный поток в мирное время, работает для выдачи документов. Напрямую с украинской стороны транспорт не прибывает. Сюда за миграционными карточками приезжают беженцы на личном транспорте и на автобусах. Последние проходят медленно, ожидая порой по нескольку часов. Мужчин призывного возраста здесь почти нет, только женщины с детьми и старики. Рядом стоит автобус с молодыми парнями и девушками — абитуриентами ростовских вузов. Когда автобус подъезжает к КПП, первым делом из него выходит сопровождающий от ополчения. Даже дети здесь уже никак не реагируют на человека в темно-зеленой форме и черных перчатках.

Здесь же переговариваются между собой, с «таможенниками» в майках «за ВДВ» и с ростовскими волонтерами другие ополченцы. Время от времени они пытаются поймать по рации переговоры сослуживцев, чтобы узнать обстановку в родном городе. Здесь, на газоне, еще видно небольшую воронку от залетевшего несколько дней назад шального снаряда: присмотревшись издалека, можно заметить разрушенный бордюр. Несколько раз со стороны Украины слышатся взрывы.

— Минометы работают. Не страшно: километрах в десяти от нас, — тут же поясняет Алексей Зотьев, известный общественный деятель, с самого начала военного конфликта работающий с Новороссией. Но все-таки автобусы решено вывезти подальше от неспокойной зоны.

А уже в ночь после этого стрельба велась в непосредственной близости от КПП и несколько снарядов попало на российскую территорию. К счастью, обошлось без пострадавших: к тому времени все успели пройти контроль и разъехаться: кто-то по лагерям, абитуриенты — в ростовские общежития. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру