Необычайные приключения узбеков в Ростове

По закону каждому арестанту полагается хотя бы что-то похожее на спальное место

С 9 августа вступили в силу принятые Госдумой поправки к миграционному законодательству, ужесточающие наказание за нарушение правил пребывания иностранцев на территории России.

По закону каждому арестанту полагается хотя бы что-то похожее на спальное место

Видимо, не случайно как раз накануне этой даты были проведены рейды полиции и ФМС по московским рынкам. В Ростове они тоже прошли: на Центральном рынке, рынке «Темерник», оптовом овощном рынке на выезде из города (это уже территория Аксайского района) была проведена тотальная проверка документов у торговцев, а заодно и у всех, кто тут находился (но не был похож на покупателя). Все, у кого оказались просрочены документы на право пребывания в России, будут оштрафованы по новой ставке — 10 тысяч рублей — и выдворены из страны. Причем вне зависимости от того, по своей ли вине они нарушили правила или по не зависящим от них обстоятельствам. Сплошь и рядом трудовые мигранты, дисциплинированно сдавшие в ФМС все необходимые документы, не могут вовремя получить патент на работу просто потому, что Федеральная миграционная служба не укладывается в отведенные ей законом сроки.

Четырнадцать узбеков приехали на заработки в Красносулинский район уже не первый раз. Сразу же, еще в апреле, отвезли в подразделение миграционной службы в Ростове, на улице Таганрогской, 27, заявление и все необходимые документы для получения патента на работу. Заветную «ксиву», дающую право законно пребывать и работать в России, они должны были получить через 10 дней. Но когда снова приехали по тому же адресу, получить документы не смогли — в загоне за колючей проволокой площадью шесть соток тут стоит такая толпа, что за день просто не доходит очередь. Ее надо занимать с вечера. Правда, в толпе крутятся какие-то мазурики и предлагают свою помощь всего за 3-5 тысяч рублей с человека (отдавшие им деньги действительно получают документы без очереди). А четырнадцати узбекам пришлось ехать из Красного Сулина еще раз, и еще... Четыре раза нанимали микроавтобус и ездили в Ростов, но документы так и не получили.

Вот тогда, в мае, они и написали заявление в областную прокуратуру. Ответ пришел в августе, и в нем написано, что... документы у заявителей в порядке, так что они должны ехать их получать. Всего и делов-то! О причинах задержки с оформлением и выдачей патентов в Федеральной миграционной службе в ответе не сказано ни слова. А между тем уже в июле закончился срок законного пребывания узбекских граждан в России. Вот тут-то и начались их приключения. Особенно не повезло четверым.

Рассказывает Александр Бурьянов, предприниматель из Красносулинского района, депутат Владимирского сельского поселения:

— Мне позвонили узбеки, мои знакомые, и сказали, что они ехали на русско-украинскую границу, но по дороге их остановили полицейские и потребовали 10 тысяч рублей, а иначе пригрозили всех задержать.

Денег у них не было, и их действительно задержали и препроводили в Гуковский городской отдел внутренних дел. Там составили протокол о том, что документы просрочены, и посадили за решетку — в маленькое тесное помещение, называемое в народе обезьянником. Камеры предварительного задержания в ОВД нет, и больше суток люди просидели на лавке без еды, питья и элементарных гигиенических условий. Наконец в пятницу вечером 2 августа их доставили в суд, который присудил каждому 2000 рублей штрафа и выдворение из России. После суда ребят отправили в спецприемник в Новочеркасск, но там не оказалось свободных мест. Повезли дальше, в Ростов, но и там мест в спецприемнике не оказалось. Привезли обратно в Гуково, где они и просидели в помещении службы судебных приставов двое суток на стульях, без еды и элементарных гигиенических условий, пока наконец в новочеркасском спецприемнике не освободилось место. Там они пребывают и по сей день.

Подобное обращение с задержанными приравнивается к пыткам, запрещенным международными конвенциями. По закону каждому арестанту полагается хотя бы что-то похожее на спальное место. Но четырем приговоренным к выдворению узбекам еще повезло — за них все время хлопотал Бурьянов, у которого они когда-то недолго работали. Он бил во все колокола, звонил во все инстанции, обратился за помощью и в нашу редакцию. Не то чтобы Александр особенно расположен к узбекам — среди них, говорит, тоже, как и среди всех национальностей, разные люди попадаются. Некоторые наловчились звонить нашим предпринимателям, напрашиваться на работу и просить выслать деньги на дорогу. Наши по доброте русской души (а заодно в надежде заполучить такую нужную им рабсилу) высылают деньги на дорогу, помогают получить патент и оформить временную прописку. И нередки случаи, когда, оформив все документы, гастарбайтеры «делают им ручкой» — отправляются, например, работать в Москву, где разнорабочим-мигрантам платят больше.

Однако этих вот узбеков, попавших в такой переплет, Бурьянов чисто по-человечески пожалел. По образованию он учитель, много лет преподавал в школе физкультуру, по роду занятий — индивидуальный предприниматель (добывает камень-пластушку), а по натуре, видно, правозащитник. Даже адвоката нанял, чтобы обжаловать судебное решение о выдворении несчастных, просрочивших сроки законного пребывания не по своей вине. Адвокат уже подал в областной суд жалобу на решение Красносулинского суда, который даже разбираться не стал, по какой причине у трудовых мигрантов оказались просрочены документы. Заседание длилось всего пятнадцать минут, к тому же возникли языковые трудности: переводчика подсудимым не предоставили, поэтому судья задавал им вопрос на русском, а они отвечали ему на узбекском. Так они друг друга и не поняли.

Ну а что же десять остальных узбеков? Им удалось продлить срок своего законного пребывания в России еще на три месяца: они благополучно добрались до украинской границы в Гуково и законно, на пограничном переходе, зашли на территорию иностранного государства. И тут же вернулись, так что теперь могут дальше ездить в Ростов в надежде получить когда-нибудь заветный патент. Правда, ходить туда-сюда пришлось целый день: почему-то пограничники разрешили переходить границу по одному узбеку в час.

...Тема миграции и мигрантов нынче очень популярна, особенно в преддверии выборов. Некоторые партии пытаются завоевать националистически настроенный электорат криками «Понаехали тут!». Я, конечно же, спросила Бурьянова, почему предприниматели нанимают на работу гастарбайтеров, а не наших мужиков. Что же, они у нас совсем уже перевелись? Потому что, пояснил он мне, наши зачастую поработают-поработают и с первой же выплаты за свой и впрямь нелегкий труд уходят в загул. А узбекам надо домой деньги отправлять, семье, детям. У наших, конечно, тоже детишки имеются, их тоже кормить надо. Ну а жена на что? Русская женщина не только детей накормит, но и мужа непутевого. Когда тот проспится.

Такая вот у нас сложная социально-демографическая ситуация и, прямо скажем, непростое положение с трудовыми ресурсами. Неудивительно, что на этом фоне миграционная служба не справляется с потоком трудовых мигрантов, чем и пользуются мазурики всех мастей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру