Донской Вавилон

Топ-7 мест самого космополитичного города на юге России

Сегодня в совместной рубрике «МК на Дону» и проекта «Ваш персональный гид» мы прогуляемся по многонациональному Ростову-на-Дону — городу, в котором удавалось сочетать свои интересы представителям самых разных народов и вероисповеданий.

Топ-7 мест самого космополитичного города на юге России
Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Сразу после открытия Темерницкой таможни и начала строительства крепости св. Димитрия Ростовского территория современного Ростова-на-Дону стала местом притяжения наиболее предприимчивых и решительных представителей различных наций. Несмотря на разницу в укладе, религии и традициях, все вместе они создали неповторимый колорит, присущий нашему южному городу. Сегодня мы расскажем о самых интересных памятниках и сооружениях, которые достались современным ростовчанам от народов, переселившихся в наш край из самых разных уголков планеты.

Многонациональный Ростов и армянская Нахичевань появились в период, когда российские правители всерьез озаботились экономическим укреплением своих южных рубежей. Жившие на Дону казаки в любой момент должны были быть готовы выступить в поход, что исключало возможность создавать предприятия или вести сельское хозяйство. Когда стало понятно, что побережье Азовского моря будет российским, на эти обширные незаселенные территории нужно было направить людей, которые бы в короткие сроки построили города и наладили местную экономику.

Для переселенцев вводили специальные льготы и создавали новые возможности. Например, переселившиеся из Крыма и основавшие Нахичевань армяне были освобождены от податей и необходимости отправлять юношей в армию. А для иудеев, проживавших на территории присоединенной Польши, наш край стал одним из немногих вариантов для поселения в Российской империи. Да и другие предприимчивые народы увидели в юном Ростове большие перспективы.

Расчет властей оправдался. Приезжая сначала на заработки, иностранцы постепенно закреплялись в нашем городе, открывая здесь предприятия, создавая торговую и портовую инфраструктуру, строя красивые дома. С 60-х годов XIX века до начала XX века население нашего города выросло в шесть раз (до 120 тысяч жителей), ростовский порт стал основными судоходными воротами империи, а Большую Садовую за нарядность и красоту стали сравнивать с центральными улицами европейских столиц. До революции в Ростове было 130 промышленных предприятий, 113 из них — с участием иностранного капитала, в городе работали около двух десятков консульств и представительств ведущих мировых держав. Как отмечал в своих записках французский консул, путешественник и ученый Ксавье Оммер де Гелль, посетивший наш город в 1840 году, «общество в Ростове несравненно приятнее, чем в большинстве губернских городов... Здесь полное смешение народностей, вкусов, понятий, и каждый устраивается великолепно».

Итак, что же появилось в Ростове-на-Дону благодаря терпимости к разным национальностям и верам? Наш топ-7.

1. Сурб-Хач

В 1781 году армянские переселенцы из Крыма запланировали построить в Нахичевани девять церквей. Они привезли с собой 800 хачкаров (священных каменных крестов) XIV—XVII веков, в том числе знаменитый хачкар Сурб-Хач (XI век, Ани).

9 сентября 1783 года по инициативе архиепископа Овсепа Аргутянца (князя Иосифа Аргутинского-Долгорукого) был основан монастырь Сурб-Хач, построенный, как и положено по монастырским канонам, в семи верстах от города.

Самой почетной святыней в монастыре считается тот огромный хачкар, который помещен в колонну большого клироса нынешнего здания. При монастыре были учреждены типография и школа. В излучине реки Темерник находился парк, связанный с монастырем пешеходной дорогой, которая пересекала речку сначала по деревянному, а затем по железобетонному мосту и поднималась по каменной лестнице, выстроенной по склону балки в 1862 году. Вокруг церкви сохранились погребения известных деятелей армянской культуры: автора первого русско-армянского словаря и сборника стихотворений, архимандрита этого монастыря Арутюна Аламдаряна, живописцев Роберта Патканяна и Микаэла Налбандяна.

2. Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы

Старообрядческая община в Ростове-на-Дону начала формироваться в начале XIX века. До наших дней дошли сведения о первой церкви старообрядцев, которую они перенесли на нынешнюю Донскую улицу с берегов Белого моря.

В общину входили богатейшие жители Ростова, преимущественно из казаков — Елпидифор Парамонов, Иван Панченко, Петр Максимов, Фотий Золотарев и другие. Особенно много старообрядцев проживало на улицах Канкринской (сейчас Ульяновская), Воронцовской (Баумана) и Донской, в переулках Николаевском (Семашко) и Казанском (Газетный). В начале XX века «гвоздильный король» Николай Панин был лидером старообрядцев не только в Ростове, но и во всероссийском масштабе. В нашем городе он решил создать старообрядческий духовный центр.

На принадлежащем ему участке по улице Канкринской в 1910 году открывается двухэтажный дом причта, а через три года здесь же освящен новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (нынешний адрес — Ульяновская, 37). Для проектирования храма был приглашен выпускник Академии художеств, архитектор Владимир Покровский, известный многим как автор Военно-Исторического музея в Санкт-Петербурге. Он мастерски справился с задачей, идеально вписав культовое сооружение в уже сложившуюся застройку района.

3. Дворец бракосочетаний на Университетском

Первые греческие поселения на Дону и в Приазовье относятся к VII—VI вв. до н. э. Историки отмечают, что на нынешней территории нашего города в IV—II веках до н. э. существовала древнегреческая фактория. В наши края греки вернулись в 30-е годы XIX века, когда в Ростове стала работать собственная таможня. Уже к середине столетия среди контор, ведущих из будущей столицы юга иностранную торговлю, семь принадлежало греческим купцам (Скараманга, Муссури, Петрококино, Мариолаки, Ралли и др.). Формирование греческой диаспоры шло очень активно: со временем ей принадлежали табачный бизнес (Асланиди, Кундури, Ламбро), хлебная торговля (Вальяно, Маврогордато, Скараманга), крупные пароходства (Феофани) и др. Греки играли заметную роль в культурной жизни, а также в дипломатической, став консулами ряда стран — Аргентины, Уругвая, Греции, Португалии.

Со временем в городе образовались целые улицы, населенные в основном греками. В Ростове даже сформировался так называемый Греческий посад, о котором сейчас напоминает совсем небольшой переулок — Греческий. Он соединяет Университетский с Кировским между Пушкинской и Суворова. Здесь же, на месте, где ныне располагается Театр кукол, была построена греческая Благовещенская церковь. А рядом с ней находилось училище Эллинского благотворительного общества, построенное на деньги известного мецената Феофани.

В 1938 году в здании училища был размещен областной Музей изобразительного искусства, а в 1974 г. здание реконструировали, и в нем начал работать Дворец бракосочетаний.

4. Здание Главной хоральной Синагоги (ул. Баумана,70)

Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в начале XIX века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины (присоединены к России после трех разделов Польши). К 1920 году в Ростове были две большие двухэтажные синагоги и 6 молитвенных домов, а также значительное число благотворительных и просветительских учреждений, открытых представителями еврейского населения.

Главная хоральная синагога на Воронцовской улице (ныне Баумана) была открыта 30 августа 1868 года по инициативе раввина Фабиана Гнесина, отца известного композитора и основательниц музыкального училища в Москве. При синагоге действовало еврейское училище «Талмуд-Тора» (Ульяновская, 57). Синагогу поджигали во время погромов 1883 и 1905 годов. В начале прошлого века здесь бывал будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман. В 1930 году здание было национализировано, ныне в нем находится кожно-венерологический диспансер.

5. ТЦ «Континенталь» на Буденновском

Вполне логично, что законодателями мод в ростовском пивоварении были немцы. Одну из старейших в городе пивоварен в 1874 году на Таганрогском проспекте (ныне Буденновский) построил немецкий ТД «Карл Стукен и Ко». Предприятие получило название «Южная Бавария». В 1896 году его перекупил немец Эрнест Профет, баловавший дончан янтарным напитком до самой революции. После национализации пивоварня была переименована в завод «Новая Заря» и проработала на этом месте до 1990-х годов, когда производство было вынесено, а здание перепрофилировано под торговый центр.

6. Дом братьев Мартын

«Красный домик» в псевдоготическом стиле на пересечении Большой Садовой и Крепостного построен в 1894 году для британского подданного Ивана Романовича Мартын (многие иностранцы при переезде в Россию меняли свои имена на русский манер). Здание возведено по проекту Николая Соколова. В этом особняке главный архитектор города очень искусно объединил элементы, характерные как для российского, так и для немецкого средневекового зодчества.

Семья Мартын владела в Ростове литейно-механическим заводом, и до сих пор жители разных городов юга России с интересом рассматривают клейма этого предприятия на различных конструкциях. Например, изготовленная больше ста лет назад лестница до сих пор служит всем посетителям Армавирской педагогической академии.

Один из сыновей Ивана Романовича, Георгий Мартын, в 1910-е годы был консулом Северо-Американских Соединенных штатов и в этом здании принимал посетителей. В советское время в постройке размещался Дом художника, а в настоящий момент особняк переоборудуют под ростовский филиал Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова.

7. Дом Врангелей

Южная столица стала родной и для потомков знаменитого рода Врангелей — баронов датского происхождения. Большую известность Врангели получили в военной сфере, достойно неся службу в Дании, Швеции, Германии, Австрии, Голландии и Испании, а впоследствии — и в России. Этот род дал 7 фельдмаршалов, более 30 генералов, 7 адмиралов. Но прибывший в Ростов Николай Георгиевич Врангель свою судьбу с армией не связывал, отдав предпочтение предпринимательству и общественной деятельности. В наш город он переехал, получив назначение на должность уполномоченного Русского общества пароходства и торговли. Здесь он приобрел здания на пересечении современных Газетного и Донской и в 1885 году пристроил к ним жилой особняк в стиле неоклассицизма по проекту Николая Дорошенко.

В 1890-е годы Врангель избирается гласным Ростовской городской Думы, входит в состав финансовой подготовительной комиссии, становится почетным членом Ростовского съезда мировых судей, вместе с супругой много внимания уделяет благотворительности. Николай Георгиевич увлекался живописью, коллекционировал полотна эпохи Возрождения и русского классицизма. Это дело продолжил его младший сын Николай, который стал известным русским искусствоведом, определял политику и качество закупки антиквариата для собраний Эрмитажа и Музея императора Александра III.

Старший сын Петр Николаевич Врангель — одна из самых известных политических фигур Белого движения в Гражданской войне. В августе 1918 года он приезжает в Ростов, вступает в ряды Добровольческой армии и назначается командиром бригады 1-й Конной дивизии. Чуть позже он возглавляет Кавказскую добровольческую армию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру