Немного о грустном,

или Все там будем, но по-разному

В городе получили широкую огласку события вокруг Северного кладбища, происходящие в последние полгода. Тут и письма антимонопольной службы, и представления городской прокуратуры, и многочисленные обращения бизнесменов, занимающихся ритуальными услугами, и обращения недовольных горожан. Я попробую осветить эти события как обычный гражданин Ростова.

или Все там будем, но по-разному

В жизни любого человека есть два важных события — рождение и смерть. И в том и в другом случае он сам ничего не решает, за него и для него все делают родственники и государство (или должно делать). И если при рождении власть не выделяет место для проживания, то место для захоронения она должна предоставить.

Рассмотрим несколько аспектов этого события. Я заранее приношу извинения читателям за обильное цитирование документов, но без этого мы не составим полной картины.

Метры

Аспект 1. Площадь Северного кладбища составляет около 400 гектаров. В своем представлении городская прокуратура совершенно справедливо пишет, что в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий...» размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается, в нарушение других СанПиН отсутствует проект строительства кладбища. Второе нарушение целиком в сфере ответственности администрации города, и тут все просто — наказать виновных и сделать проект. С первым немного сложнее. По градостроительной квалификации Ростов относится к категории крупнейших городов, и, покопавшись в интернете, мы обнаружим, что СанПиН нарушены везде. В Москве Кузьминское кладбище имеет площадь 60 га, Востряковское — 146, Домодедовское — 60 (основано в 1984 г.), Николо-Архангельское — 150, Хованское (1972 г.) — 206 га. В Петербурге Северное и Южное кладбища занимают по 300 га, кладбище в Нижнем Новгороде — около 220 га. Наше Северное создано в 1972 г., а СанПиН появились значительно позже. Кроме того, с трудом верится, что никто из работников областной и межрайонной природоохранной прокуратур никогда не хоронил своих родственников и потребовалось обращение гр. Потапова Ф. Ф. в прокуратуру (!), чтобы заметить превышение площади в 10 раз. Мне кажется, что вряд ли МУП СКУ самовольно захватило земли Аксайского района (176 га), и никто в администрации города об этом не знал до получения представления прокуратуры. Наверное, это обычная неразбериха в структурах власти и необходимо просто все грамотно и правильно оформить. В любом случае, прах усопших никто тревожить не должен, и придется оформить то, что уже сложилось за много лет.

Теперь интересные выкладки. Позиция администрации города известна — хоронить негде и срочно нужно новое кладбище. Все помнят попытку провести тендер на право обустройства кладбища в районе Ростовского моря. Обратимся к документам. Существует Свод правил 42.13330.200 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.», утвержденный приказом Минрегиона РФ и введенный с 20.05.201 1; приложение Ж «Нормы расчета. предприятий обслуживания и размеры их земельных участков» гласит: кладбища традиционного захоронения — 0,24 га на 1 тыс. человек населения города. В Ростове проживает 1 миллион 200 тысяч. Считаем: 0,24 умножим на 1200 и получим 288 га. То есть площадь 400 га соответствует городу с населением 1 миллион 670 тысяч человек! А ведь у нас в Ростове еще 9 кладбищ со своей территорией, где разрешены подзахоронения, а еще есть крематорий.

Минстрой Ростовской области 29.03.2010 утвердил «Нормы градостроительного проектирования городских округов ... Ростовской области», где в п. 6.27 указано: «Размер участка земли ... для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом участке земли умершего супруга». Ростовская городская Дума приняла 23.06.2006 «Положение об оказании ритуальных услуг.», где в п. 3 ст. 14 указано: «Размер ... предоставляемого участка земли . для погребения умершего должен обеспечивать погребение на этом же участке умершего супруга. Фактический размер участка ... не должен превышать ... 2,3 х 2,3 м». То есть 5,29 кв. м на два захоронения. Считаем: 400 га умножаем на 0,7 (коэффициент использования площади — оставляем место для проездов, дорожек и строений), получаем 280 га, делим на 5,29 кв. м и умножаем на 2 — получается 1 миллион 60 тысяч захоронений!!!

В Ростове хоронят в среднем 35 человек в день, около 13 000 в год (не будем даже вычитать число подзахоронений и кремаций). Если на кладбище сейчас похоронено около 400 тысяч человек, то у нас запас земли (даже при щедрости городской Думы по сравнению с федеральными нормами) еще на 45 лет!!!

Сделав все эти расчеты, я задумался: или моих институтских знаний математики не хватает, или я чего-то не понимаю. Получается, что мэр города ставит задачу создать новое кладбище со слов своих подчиненных, которые не знают арифметики? Вопрос налогоплательщика: чем же занимаются соответствующие службы администрации?

Наверное, не надо объявлять тендер стоимостью 2 миллиона рублей для изучения проблемы, достаточно попросить студентов мехмата ЮФУ выполнить геометрическую модель территории кладбища.

Рубли

Аспект 2. Деньги. Родственники умершего платят за ритуальные услуги и за копку могилы при подзахоронении (для любой организации это физический труд, зависящий от наличия препятствий для работы, и это объяснимо), а также за лучшее место. Первые два направления существуют у любой фирмы, оказывающей услуги. Бороться с последним пунктом, на мой взгляд, так же бессмысленно, как с проституцией: если есть спрос — будет и предложение. Желающие похоронить родственника на «козырном» месте всегда были и будут, а требовать от чиновников справедливости для всех — бесполезное дело. Мне кажется, что только создание разумной схемы взаимодействия всех организаций может как-то помочь. И начинается самое интересное.

Конкуренция

Аспект 3. Управление антимонопольной службы справедливо указало администрации города на некорректное ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг. Сейчас свои услуги предлагают около 30 фирм и ИП, и безусловно, МУП СКУ как крупнейший игрок борется за свое лидирующее положение (не будем здесь обсуждать методы). Решить проблему можно чисто организационным мерами, и здесь все зависит от администрации города. В апреле 2013 г. постановлением мэра было создано муниципальное казенное учреждение «Служба городских кладбищ». К сожалению, в постановлении не были определены сроки и дальнейшие действия подразделений, и в результате с 1 июля этого года в действие вступил новый порядок оформления захоронений, который не был обсужден с горожанами и нигде не был опубликован. На новое учреждение возложили обязанность оформления разрешений на захоронение и сделали выходными субботу и воскресенье. Почему не подумали, прежде чем сделать, разумно объяснить нельзя. Куда спешили? Ростовчане, узнав об этом, реагировали исключительно с применением ненормативной лексики. Наконец, директор департамента ЖКХ города М. Неделин 30 июля утвердил и оформил задним числом со 2 июля 2013 г. «Временный порядок предоставления муниципальных услуг в сфере ритуально-похоронного обслуживания населения МКУ "Служба городских кладбищ"», с которым редакции удалось ознакомиться, а жителям города — пока нет.

Я попробую немного процитировать и прокомментировать этот документ. Не забудьте, что все действия граждан в этих случаях совершаются в состоянии стресса, когда люди не в силах анализировать документы, которые им предлагают подписать.

Итак, п. 4: «Заявителями на предоставление муниципальной услуги являются:

— лицо, указанное в волеизъявлении умершего;

— агенты ритуального обслуживания организаций ... оказывающих ритуальные услуги, при наличии договора с потребителем муниципальной услуги, предусматривающего передачу потребителем своих прав на получение муниципальной услуги» (этого в законе РФ нет).

Таблица п. 2. Заявление о предоставлении места захоронения для погребения. В тексте заявления предлагается подписать пункт об ознакомлении с выдержками из Закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», которые изложены некорректно и тенденциозно. В тексте заявления содержится согласие на обработку персональных данных лица, ответственного за захоронение (?!). Администрация решила выступить агентом ФСБ и в свободное время последить за гражданами? В той же таблице среди документов, удостоверяющих личность гражданина, кроме паспорта может быть и служебное удостоверение работника прокуратуры. А удостоверения работника ФСБ, полиции и государственного гражданского служащего по этому документу не могут удостоверять личность. Откуда такая любовь к прокуратуре? Я бы на месте ФСБ и полиции обиделся.

П. 10.2: «Доверенность от похоронной организации своему агенту» (нотариальная! хотя организация выдает доверенности без нотариуса).

П. 10.3: «...оформляется разрешение и выдается потребителям для начала работ по копке могилы. Исполнитель до начала работ регистрирует разрешение у ведущего инженера кладбища и приступает к рытью могилы. После завершения рытья могилы информирует об этом ведущего инженера кладбища, который проверяет качество подготовленного места захоронения для погребения». Вы себе такое представляете?

П. 17: «Место захоронения для погребения определяется МКУ «Служба городских кладбищ» с учетом места смерти, наличия свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством» (то есть раньше было за деньги, а теперь — с учетом заслуг).

На самом деле, конечно, все не так страшно. Сидят в БСМП № 2 три молоденькие девушки, и, глядя на них, невозможно поверить, что они-то и поломают систему отношений, сложившуюся у нас за много лет. (Не надо забывать, что сложившаяся система оформления была привычна для ростовчан.) Девушки определяют только квартал, а место называют в МУП СКУ. Как сообщили знающие консультанты на месте, если при входе на кладбище написать заявление об отказе от разрешения по каким-то причинам, то и без него похоронят. А если взять у девушек бланк разрешения, заполнить его на кладбище и вернуть им потом для регистрации, то еще проще (не говорите мне, что эта незатейливая мысль никому не пришла в голову).

Можно сказать, что гора родила мышь, непригодную для использования в повседневной практике.

Хотя есть простое представление о разделении полномочий:

— муниципальное кладбище (с регистрационными функциями и обязанностью по содержанию территории);

— муниципальные обязанности по захоронению определенных категорий граждан (которые можно по конкурсу отдать кому-либо);

— частные предприятия по оказанию ритуальных услуг. МУП СКУ тоже можно приватизировать — зачем муниципалитету предприятие, которое фактически давно перестало быть муниципальным?

Возможны и другие варианты, а все возникающие проблемы во взаимоотношениях вполне могут решить правоохранительные органы (если будет на то политическая воля).

Будем надеяться, что городская Дума на своем заседании 13 августа примет поправки в «Положение об оказании ритуальных услуг.» и вместе с администрацией постарается решить проблемы, существующие в нашем городе. Чтобы ростовчане достойно и без лишней суеты хоронили на городском кладбище близких людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру