Сыро. Рискованно. Дорого

Три кита, на которых держатся планы строительства стадиона к ЧМ-2018

Чем рискует Ростов при застройке левого берега? Чего боятся ростовчане? Что будет со стадионом, когда чемпионат мира 2018 года закончится? Какую цену заплатят бизнесмены за грандиозную стройку? Эти и другие вопросы обсуждали независимые эксперты с министром строительства, архитектуры и территориального развития Валерием Кузнецовым и главным архитектором Ростовской области Алексеем Полянским за круглым столом в пресс-центре «МедиаС» в рамках нового проекта «К стене».

Три кита, на которых держатся планы строительства стадиона к ЧМ-2018

Почему именно левый?

Предвосхищая первые вопросы, министр строительства и территориального развития РО Валерий Кузнецов начал свою речь с причины выбора места для стадиона. По его словам, именно в Левобережной зоне должен был располагаться спортивный стадион согласно генеральному плану строительства Ростова-на-Дону. Его согласование велось долгое время, окончательное принятие состоялось в 2007 году. Правда, в первоначальном варианте стадион должен был располагаться в восточной части Гребного канала. Когда в город приехала команда FIFA и речь зашла о конкретном месте размещения объекта, то площадка переместилась в продолжение улиц Пойменной и Левобережной. Но заграничным представителям никто другого места не представлял. Почему? Министр настаивает: потому что ни у кого на тот момент не было других предложений и возражений.

За проектирование стадиона в декабре 2012 года взялась московская фирма «Спорт-Инжиниринг». В данный момент проходят работы по подготовке площадки, где должно появиться спортивное сооружение. Чиновники не скрывают: работы по укреплению грунта нужно провести серьезные, ведь вся Левобережная зона находится в пойменной части Дона. После проведенных экспертиз строители пришли к выводу: чтобы обезопасить стадион, уровень грунта нужно поднять на 5—6 метров. Подъем осуществят за счет намывки песка. А добывать его будут с территории в пятистах метрах от будущего строения. На плане котлован обозначен как объект «Акватория», его размеры — примерно 300 на 500 метров. Намыв песка уже начали.

Кто в ответе за мундиаль?

Областное правительство создало три комиссии, курирующие вопросы строительства новых объектов к мундиалю. Замгубернатора Сергей Трифонов возглавляет две группы, которые отвечают за развитие всей Левобережной зоны и строительство стадиона. Оргкомитет по подготовке и проведению чемпионата мира возглавляет вице-губернатор Сергей Горбань. В двух комиссиях заместителем является министр строительства, архитектуры и территориального развития Валерий Кузнецов.

Голос городских властей учитывался только при составлении так называемой дорожной карты, то есть плана мероприятий. На мэра и администрацию Ростова выпало обязательство по благоустройству территорий, фасадов, крыш, парков, городских дорог и фан-зон.

Земля обетованная, или Кому достанется стадион

Земельный участок на территории, где будет стадион, — областная собственность. Остальная земля, которую занимает спортивный комплекс, носит статус неразграниченной собственности, но находится в черте Ростова. Чей будет стадион, на сегодняшний день не решили. Муниципалы его не потянут, твердо заявил Кузнецов. «На момент проектирования мы хотим учесть коммерческую зону, которая могла бы в момент эксплуатации восполнять издержки на содержание. Стадион будет либо в областной, либо в частной собственности. Мы отрабатываем эти вопросы, берем опыт других субъектов, например Украины с ее «Донбасс-Ареной», — отметил министр. Однако, по словам украинского гостя Андрея Санина, стадион в Донецке — это собственность «Шахтера». И еще во время строительства объект задумывался как домашняя арена футбольного клуба.

Строим, а в процессе мониторим

Новый стадион в Ростове появится, как бы ни причитали местные жители, чьего мнения никто не спросил. И построят его, скорее всего, там, где запланировали, какие бы идеи сейчас ни выдвигали заинтересованные лица. Все ученые, присутствующие за круглым столом, с этой мыслью быстро смирились. Но вот чего никто из них принять не захотел, так это рисков. Крымское бедствие Ростову испытывать не хочется. А риски, по мнению ученых высоки.

Во-первых, это природные изменения. Первое, что необходимо при строительстве стадиона и последующих объектов, — минимизировать ущерб при крупном пропуске половодья через Цимлянское водохранилище. Многие еще помнят 1994 год, когда подтопленными оказались более 40 районов области. По словам очевидцев, шашлычники продавали жареное мясо, стоя по пояс в воде. Вторая опасность — стеснение поймы Дона, в зоне которой находится весь левый берег реки. Застройка этой территории повышает вероятность подтопления других участков поймы.

Начальник отдела численных исследований Научно-производственного предприятия «Аквариус», доктор технических наук Виталий Беликов утверждает, что при правильной планировке воздействие на пойму Дона будет несущественное: «В 2008 году мы делали комплексную работу по заказу министерства. Это было моделирование участка всей длины нижнего Дона, от Цимлянской плотины до Таганрогского залива. Более детально — в районе поймы между Батайском и Ростовом. Мы моделировали как волну прорыва Цимлянской плотины, так и однопроцентное половодье. Получилось, что если пройдет паводок, как в 1917 году, близкий к однопроцентному, то уровни воды на нашем участке поднимутся на полметра по сравнению с 1917 годом. При прохождении волны прорыва Цимлянского гидроузла уровень будет еще на полметра выше. Время добегания волны к Ростову, то есть максимальный подъем уровня воды, — 5 суток. В районе стадиона максимальный подъем уровня воды — 5,5 метра».

Сильных угроз природе Ростовской области не наблюдает и начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов РО Ирина Кушнарева: «Что касается данной территории, она свободна от особо охраняемых природных зон. На данной территории не произрастают и не проживают краснокнижные растения и животные. Кроме того, строительство новых объектов даст канализование левобережной части Дона, к которому мы стремились очень давно. Снизится воздействие на поверхностные воды. Строительство дорог за пределами центральной жилой застройки с учетом розы ветров нам поможет также снизить воздействие автотранспорта на атмосферный воздух».

Дороги дóроги

Решение проблемы транспортных развязок — вопрос не менее важный. Видеоролик с визуализацией стадиона уже сделан и успешно гуляет по сети, однако плана дорог, подходящих к стадиону, там нет. «Обходную дорогу с западной части пока никто финансировать не хочет, она очень дорогая, но она действительно нам нужна. В настоящее время ведется проектирование кусочка дороги, на которой будет находиться стадион. Предполагаем, город подключится к развитию левобережной части в своей черте, определенные предпосылки на финансирование есть», — отметил Алексей Полянский.

Вопрос с транспортной развязкой остался нерешенным. Чтобы получить ответы, «МК на Дону» планирует пригласить на круглый стол заммэра по транспорту.

Бьемся за деньги

В марте правительством области была названа сумма в 14 миллиардов рублей, которую предполагалось затратить на строительство стадиона. По словам Игоря Шувалова, первого вице-премьера России, 250 миллиардов рублей федералы выделят на все 11 городов, где будет проходить мундиаль. Сколько из этих денег достанется нам, пока неизвестно. Рейтинговое агентство Standard & Poor's посчитало, что на инфраструктуру, необходимую для проведения ЧМ, необходимо 1,26 триллиона рублей, то есть в пять раз больше, чем выделило правительство. Откуда брать деньги? На этот вопрос модератора дискуссии ответил министр: «Наши запросы в Москву составляли 101 миллиард рублей. Это деньги, которые мы попросили на все нужды, которые необходимы городу к ЧМ. Мы бы хотели максимально использовать федеральные средства. Наша заявка была одной из самых мощных по объему финансов. Однако федералы цифру снизили. Сейчас этот вопрос решается. Известно, что гостиничная инфраструктура города будет финансироваться полностью бизнесом. Бизнесмены, которые попали в программу, взяли на себя обязательство завершить строительство к конкретному сроку. В окончательном варианте мы ничего сказать не можем. Все корректируется по ходу», — пояснил Валерий Кузнецов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру