В осадке только надежды

Речка Глубокая давно уже обмелела, а вот проблемы вокруг нее с каждым годом становятся все глубже

Миллеровский, Каменский, Тарасовский районы Ростовской области, по которым протекает эта небольшая речушка, давно пытаются предотвратить экологическое бедствие. Производственные выбросы уже погубили речку, сегодня превращенную в жалкую болотистую лужу.

Речка Глубокая давно уже обмелела, а вот проблемы вокруг нее с каждым годом становятся все глубже

— Многие из нас задыхаются, у большинства ослабло обоняние, у детей постоянные риниты, — рассказала Тамара Беспалова, живущая в Миллерово недалеко от берега реки, в районе ДСХТ (Донецкий сельскохозяйственный техникум).

Дом Валентины Черенковой находится в 200 метрах от речки, и она тоже жалуется на сильное удушье и зловоние.

— Летом настоящий ад, — говорит она, — окно не откроешь. Иной раз просыпаемся среди ночи, потому что трудно дышать. Запах такой, что без противогаза не обойтись.

Они с мужем любили собирать грибы и четко запомнили, когда первый раз ощутили этот смрадный дух: в октябре 2009-го возвращались с лукошком, кругом красота, и вдруг словно газовая атака.

Миллеровец Валерий Кривцов еще 4 года назад ловил в Глубокой рыбу и раков. Водились там ондатры, бобры и даже лебеди. А потом животные стали вымирать и покидать реку. Местные жители помнят, как черепашки уходили длинной вереницей, а лягушки висели на кустах без кожи. Однажды бобер зашел в школу и испустил дух прямо на глазах у детей.

— Утки, что в реке купались, все передохли, даже поросенок как-то сбежал со двора, хлебнул из реки воды и к вечеру сдох, — вспоминает Кривцов. — В районе «полячка» мы любили отдыхать, там было много земляники, боярышника. Сейчас они погибли, и даже в городе перестали плодоносить деревья.

Все местные жители точно называют время экологической катастрофы — 2009 год, время запуска завода «Амилко».

Вместо реанимации вынужденная эвтаназия

Мэр Миллерово Владимир Макаренко считает отправной точкой 1984 год — момент строительства и запуска очистных сооружений канализации. Тогда же шла бурная индустриализация региона — работали завод резинотехнических изделий, мясокомбинат с бойней в центре города, «Сельмаш», хлебокомбинат, маслозавод. Стоки кто-то сбрасывал напрямую в речку, кто-то — на очистные сооружения водоканала, которые пока с нагрузкой справлялись. Тогда мало кто задумывался, что будет через 30 лет — это время казалось таким далеким, а природа такой вечной...

К концу века стало очевидным, что нужно всерьез заняться оздоровлением экологии, и начинать следует с реорганизации очистных сооружений водоканала, единственных в городе. Был проект, не хватало, как всегда, денег.

— Очистные в разные годы пытались достроить. Нам говорили: да, ситуация непростая, ею нужно заниматься. Но находились более важные дела, которые необходимо решить в первую очередь, — рассказывает глава Миллерово Владимир Макаренко. — Проблемой очистных я начал заниматься еще в 1999 году — написал губернатору Чубу, в природоохранный комитет.

Это версия чиновника, а вот жители утверждают другое.

— Администрация на словах говорит, что радеет за нас, — считает Валентина Черенкова. — А на деле в отношении «Амилко» никогда не примет серьезных мер, потому что предприятие дает наполняемость бюджета.

Местные жители неоднократно выходили на митинги, писали письма, но получали отписки из различных инстанций, которые переправляли обращения в местные органы власти.

Горожанин Сергей не называет свое настоящее имя, так как уже полтора года его прессуют как бизнесмена, насылая различные проверки, чтобы оставил борьбу за экологию.

— Город вымирает, я как медик по образованию скажу. В 2,5 раза у нас увеличилось количество желудочно-кишечных заболеваний — это результат действия серной и соляной кислот, которые используются в производстве.

Сотрудники комбината не только сливают отходы в реку, но и вывозят машинами. Местные жители видели на полях и в лесопосадках грязно-желтые пятна, от которых исходило зловоние. Народ говорит, что машины сливали ядовитую жидкость даже в норы сурков и в сборники бывшего свинокомплекса.

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО в 2010 году сделал свое заключение: «Концентрация загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимой возрастает в десятки и даже сотни раз... Из общего количества загрязнений на ОСК 50,5% приходится на долю ООО «Амилко»... Превышение азота аммонийного — в 1,3 раза, фосфатов — в 2 раза, хлоридов — в 1,5 раза, железа — в 1,6 раза». В 2012 году лаборатория водоканала предоставила свои данные: количество хлоридов увеличено в 3 раза, азота аммонийного — в 3 раза, общая минерализация превышена в 6 раз.

Руководству района обо всем было известно. Но «Амилко» — бурно развивающееся предприятие, в нем заинтересованы большие люди в Москве и в Ростове. Деньги, деньги. Только одни получают дивиденды, а другие — заболевания.

И что же власть?

Сегодня то, что люди раньше пытались доказать местной власти, она с оттенком сожаления — дескать, что мы могли — открыто признает. Мэр Миллерово говорит, что ситуация находится на контроле правительства, ею занимаются Росприроднадзор, Роспотребнадзор, областной Комитет по охране природы, Следственный комитет.

— Эта проблема отняла у меня 4 года жизни, я не могу заниматься ремонтом дорог, другими делам, все поездки в Ростов связаны только с этим вопросом, — сетует Владимир Макаренко.

Аж жалость пробирает, какой заботливый мэр. И вопрос возникает: так почему же тогда ЭТО произошло?

Глава Миллеровского района Владимир Горшколепов поначалу от комментариев отказывался. Но потом по телефону засыпал цифрами и фактами: сколько, кто, для чего выделил денег, когда и что будет сделано. Видимо, прикинул, что с журналистами нужно быть осторожнее.

Н а реконструкцию очистных сооружений из областного бюджета сегодня выделено 209 миллионов рублей. Только в этом году из них должно быть освоено 94. По словам миллеровского руководства, «Амилко» тоже начало модернизацию собственных, локальных очистных сооружений.

Сейчас господин Горшколепов спокойно оперирует цифрами, только где же он был раньше, что делал, чтобы защитить земляков? Ведь именно он подписывал акт пусконаладочных работ при отсутствии системы очистки у предприятия. А потом и на его работу в полную мощность. Целых 4 года комбинат убивал все живое! А ведь глава своей властью мог это предотвратить.

— По моему глубокому убеждению, — говорит Алексей Бабушкин, в прошлом сам глава района, организатор и участник митингов протеста, — нельзя было запускать предприятие, пока не будут подготовлены очистные сооружения.

Миллионные средства напрасно инвестированы?

План восстановления у руководства района комплексный. Первое — реконструировать очистные сооружения водоканала. Параллельно с этим привести локальные очистные «Амилко» в состояние, позволяющее производить предварительную очистку своих стоков. Третье — очистка дна реки. Вся программа рассчитана на несколько лет. Преобразования намечены масштабные, и они будут включать в себя естественную биологическую очистку. Так, на водоканале предполагается многоступенчатая фильтрация, и один из главных этапов — очистка естественным, природным способом, когда запускаются живые микроорганизмы (дафнии). Это то, что должно было быть сделано еще в 1994 году.

Администрация рассчитывает, что 1 апреля заработает очистка в «Амилко», а к концу года — в водоканале.

— Я искренне надеюсь, что в апреле 2014 года мы получим уже воду чистую. Но жителям это не поможет избавиться от грязного воздуха, — признается мэр Миллерово. — Проблема в реке: отходы за десятилетия скопились в иле на дне и гниют. Попросту грязная вода забирает кислород, из-за чего и погибает все живое.

Один отрезок Глубокой, что проходит по территории города, недавно был почищен, но это мало что изменило: ил переворошили на 8 километрах, и только. Аж в 2017 году намечено сделать то же самое еще на 15-километровом отрезке реки вниз по течению.

Возможно, грандиозные планы по восстановлению и улучшат экологию. Только покойника реанимировать трудно, речка уже убита по всей ее протяженности почти до самого Донца. В 1994-м или хотя бы в 2009-м это еще могло помочь. Не получится ли, что сегодня огромные деньги будут напрасно инвестированы... в воду? С Темерником такой эксперимент уже проведен.

Трудно сказать, стоит ли чистить Глубокую, пусть решают специалисты. Сейчас важнее другое — как сохранить оставшуюся природу. И что сделать, чтобы ни бизнесмены, живущие на Кипре, ни чиновники, греющиеся возле их кормушки, не смогли уничтожить донскую землю.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру