Терпению мамы пришел конец, и она обратилась к дочери: «От твоего плохого поведения наша волшебная кукла заплакала». Катя, не поверив маминым словам, побежала в гостиную, заглянула в стеклянный шкаф и увидела слезы на сморщенном лице куклы.
Тогда девочка вернулась в комнату и убрала за собой игрушки. «Мама, я больше не кенгуру, а обычная девочка. Расскажи об этом кукле, я не хочу, что бы она плакала», — попросила Катя маму. «Пойдем и расскажем ей вместе», — ответила мама и направилась к шкафу. Кукла по-прежнему сидела на своей полочке, но на лице ее сияла нежная улыбка. «Вот видишь, ты умница, даже кукла тебе радуется», — сказала мама. Кате захотелось обо всем рассказать отцу, но тот заверил, что послушает историю завтра, а сейчас время позднее и пора отправляться в кровать, спят уже даже куклы. Катя снова прибежала в гостиную и замерла: кукла сидела на том же месте, только глаза ее были закрыты. «Случилось волшебство!» — подумала девочка, и отправилась готовиться ко сну.
Это не сказка на ночь, а реальная история, которая имела место в далеком детстве одной пожилой женщины. Волшебство здесь заключалось лишь в маминой находчивости и таланте кукольного мастера, который как раз для таких случаев создал куклу с тремя лицами: плачущим, улыбающимся и спящим. На ее макушке был расположен специальный рычаг, с помощью которого производилась смена лиц. Эту тайну женщина разгадала, когда выросла. А несколько лет назад решила подарить свою первую игрушку хозяйке ростовской Галереи кукол.
Как родился «кукольный дом»
Галерист Наталья Хлыстунова по образованию художник-модельер. После распределения она работала на фабрике художником. «Мне это не очень нравилось, — вспоминает Наталья. — Технологические возможности фабрики всегда ограничивают твою бурную фантазию. Мне всегда хотелось большего. После рождения сына я долго искала тот вид работы, который позволил бы мне реализовать свои желания. Моя преподавательница случайно показала мне фоторепортаж о выставке в Москве, где открылась первая Кукольная галерея «Вахтановъ». Я решила встретиться с ее организатором Ириной Мызиной. Это наш факел-зажигалочка, которая всех кукольников России ведет за собой, она меня любезно приняла, и я решила, что в Ростове тоже нужно открывать такую галерею». Сначала коллекция пополнялось только зарубежными куклами, которые Наталья привозила из поездок по миру. Позже в Москву стали приезжать иностранные художники, проводить мастер-классы. Постепенно новые технологии работы с пластиком, фарфором, папье-маше дошли и до Ростова. Трудно представить, но всего лишь 16 лет назад в России не было ни одной организации по изготовлению художественной куклы. При ростовской Галерее кукол более десяти лет работает студия под руководством Натальи Хлыстуновой. Значительная часть коллекции галереи состоит из работ ее выпускников. Часто кукол приносят люди, которым их некуда деть, но жалко выбросить. Тогда Наталья с коллегами определяет возраст будущего экспоната, реставрирует, если нужно, шьет новую одежду, предварительно изучив специфику эпохи. И потом маленькая красавица обретает свое место на одном из стендов галереи. Одна из самых старинных кукол коллекции — немецкая «фройляйн», датированная концом XIX века.
Модницы и красавицы
Художественная кукла — это уникальный, продуманный до мелочей образ и тончайшая, кропотливая работа, на которую у художника уходит в среднем около месяца. Если увидеть хотя бы одну такую куклу, ею можно любоваться часами, а при виде целой коллекции кружится от восторга голова. Перед интервью я посетила галерею три раза, и в каждый визит мой взгляд падал на новые экспонаты. Все работы не похожи друг на друга ни на йоту. Вот на полочке расположились красиво уложенные классические куклы-девочки в кружевных платьицах и милых шляпках. На другом стенде собраны куклы разных этносов: японские матрешки, русские народные мотанки. Целый шкаф заполнен обрядовыми куклами-скульптурами. Вот тебе кланяется арлекин в пестром костюме, вот заигрывает модница с аппетитными формами, из кресла-качалки выглядывают пупсы, а позади томно глядят высокие, ростом с человека, девушки, одетые в костюмы разных стран мира. «Это не куклы, а манекены», — предвосхищает мой вопрос Наталья. Костюмы — еще одна ее страсть. Армянская невеста, русская барыня, японская гейша, китайская принцесса и многие другие — об истории этих нарядов Наталья знает все до мельчайших деталей. Что-то она изготавливала сама из различных материалов — например, рукава платья русской барыни изготавливались из панталон самой госпожи Парамоновой, — а что-то покупала за границей.
Барби в галерее не место
В галерее можно встретить многое, но вот чего там точно никогда не увидеть, так это Барби. Ее Наталья считает пластиковой дивой с сомнительной семейной легендой. «Как-то, проводя экскурсию для первоклашек, я задала им вопрос: «Дети, как вы думаете, какой должна быть художественная кукла?». Вперед вышла крохотная девчушка и коверкая буквы сказала: «Сель-ксу-ляль-ная!» Вот так. С какими игрушками и в какие игры она играет? Может, в развод Барби и Кена? В моем детстве дети играли в добрые игры, растили кукол-малышек и читали добрые сказки, русские сказки. Я не против развития кукольного искусства. В наше время нет предела фантазиям, я лишь против разрушительной идеологии и кича. Кукла должна вызывать положительные эмоции и развивать у ребенка вкус», объясняет Наталья.
Как рассказывает галерист, в русских дворянских семьях всегда была особая кукла, которая стояла в отдельном шкафу и выдавалась детям в руки только по праздникам или за хорошее поведение. Зачастую это были работы французских и немецких мастеров. Любимым материалом был фарфор-бисквит. Бисквит здесь не пирожное, а французское слово, состоящее из двух частей: «би» — два, «квит» — обжиг. После первого обжига куклу расписывали, обжигали, и снова расписывали в финале масляными красками. Для одежды использовали дорогие ткани и кружева, украшали вышивкой, бисером, натуральным мехом и даже бриллиантовыми сережками. На таком примере, говорит Наталья, воспитывалось уважение к художественной работе.
Революция лишила девочек кукол
Сегодня в России нет ни одной фабрики, выпускающей художественную куклу. Есть небольшие артели или авторские мастерские, где художники делают свои работы в ограниченном количестве. Авторские куклы можно приобрести на выставках, в арт-салонах и художественных галереях. До 1917 года в Российской империи существовало четыре кукольных фабрики: «Журавлев и Кочешков», «Гудков и Федосеев» в Москве, «Дунаев» в подмосковном Хотьково и «Шраер и Фингергут» в Калише на территории Польши. Однако новой власти такие игрушки были не по душе. Уже в 1920-е годы по указу наркома просвещения Луначарского фарфоровые красавицы в пышных платьях и их элегантные спутники-гусары были объявлены буржуазными пережитками, их изготовление прекратилось, а оставшиеся куклы были переодеты в работниц и красноармейцев. Любопытно, что при этом супруга Луначарского была страстной ценительницей и собирательницей кукол. Старинных русских кукол тех времен сохранилось крайне мало, особенно в хорошем состоянии. Однако это направление все больше интересует коллекционеров российской старины, сейчас лучшие экземпляры русских игрушек в хорошем состоянии стоят около трех тысяч долларов.
«Современные кукольные артели иногда используют в своих работах тенденции новой молодежной «культуры» — суицидные куклы Муклы, которые имеют свою легенду и поражают фактами биографий: выбросилась в окно, убила подругу, зарезала воробушка маникюрными ножницами, — рассказывает Наталья. — Многим это интересно. Возможно, у взрослого коллекционера не поедет крыша от этих кукол, а вот чему они научат детей?»
Современные игрушки — инструкции для будущих киллеров
Многие ученые разделяют мнение, что игровая продукция сегодня не соответствует психопедагогическим требованиям формирования сознания ребенка. По мнению собирателя, организатора и реставратора народной игры Владимира Григорьева, современные куклы Барби формируют в ребенке стремление «быть хорошей американской супердевочкой», а не заботливой мамой. К тому же эти куклы откладывают отпечаток на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков — Супермен, Бэтмен, Пират, Завоеватель, Джек-Потрошитель — это «инструкции» для будущих киллеров. Анализ анкетирования родителей на тему «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
Но не все так удручающе. Возможно, мы только на пороге осознания того, как важны для нас семейные исконно русские традиции. Хозяйка Галереи кукол Наталья была приятно удивлена, когда на днях галерею посетил молодой человек, по виду принадлежавший к субкультуре готов. Осмотрев экспонаты, он попросил галериста выбрать красивую классическую куклу для его маленькой дочки.