Новая жизнь старой фабрики

В Ростове-на-Дону открылся Центр современного искусства под названием Makaronka

06.02.2013 в 13:58, просмотров: 2183

Появилось это новое художественное пространство благодаря замечательным людям, которые любят современное искусство — и искусство вообще — и хотят, чтобы все желающие могли с ним познакомиться. Помещение бывшей макаронной фабрики в Нахичевани оказалось для этого подходящим местом.

Новая жизнь старой фабрики

Необходимость появления в Ростове центра именно современного искусства витала в воздухе давно. Два года назад прошла Первая южно-российская биеннале современного искусства. Одна из экспозиционных площадей расположилась на огромном пространстве третьего этажа бывшей табачной фабрики. Помнится, только в день открытия расположившуюся там выставку современной живописи посетило столько зрителей, сколько, наверное, приходит на все выставки всех ростовских музеев за год!

Уже давно обсуждается идея (и даже есть проект!) Центра современного искусства с использованием руин Парамоновских складов на ростовской набережной. Там вопрос упирается в то, что памятник (или то, что от него осталось!) является федеральной собственностью, и вроде бы даже ведутся переговоры о передаче его в ведение области. Но, как говорится, пока травка подрастет...

Основал Центр современного искусства Makaronka Евгений Самойлов, учредитель галереи 16LINE, по жизни бизнесмен. Эта идея — абсолютно в тренде развития городского пространства Европы, когда бывшие промышленные помещения отдаются в распоряжение культурных центров. Таковы «Гараж», «Винзавод», «Флакон» и др. в Москве, таков и центр CreativeSpace на Суровова, 52а, в Ростове. И вот теперь — Makaronka, появившаяся без всякой помпы и помощи властей (и счастье, что этой помощи нет, не мешали бы!).

На отремонтированной площади, превышающей тысячу квадратных метров, расположились зрительный зал на 80 мест и экспозиционные площадки. Зал предназначен для театра «18+», который учрежден в составе центра.

Художественный руководитель театра «18+» — режиссер Юрий Муравицкий, ради создания нового театра поменявший первопрестольную на южную столицу. Открылся театр его постановкой «ПАПА» (автор — Любовь Мульменко). Это не пьеса, а именно проект, созданный в технике verbatim,, когда актеры отправляются «в народ» и берут интервью у реальных людей. Эти интервью обрабатываются и представляются на сцене. Так получился рассказ о современном Ростове — с его хамством и добротой, показухой и отзывчивостью.

Созвучна премьере оказалась и первая выставка «Протокол одной прогулки» арт-группы «СИТО», которая с помощью алкидной краски и фанеры показала наш южный мегаполис.

Во второй вечер публике был показан спектакль по пьесе Марии Зелинской «Как живые». Само пространство сцены небольшое, и нужно отдать должное режиссеру Ольге Калашниковой, которая обошлась с ним мастерски. Ведь для разговора о том одиночестве, в которое погружены люди, не нужно многого. Достаточно вывески «Магазин», звона разбитого стекла — и зритель понимает, что Настя (Марина Карлышева) разбила входную дверь. Почему ей так необходим лист ватмана, почему она так настойчиво добивается чего-то от отца (Артем Шкрабак), мы узнаем в финале. А пока на сцене абсолютное непонимание одного человека другим, даже близким. Все орут друг на друга, и при этом услышать собеседника никто не хочет. И вот катается по сцене дверная рама, обозначая вход то в подвал, то в квартиры, но даже попав в эти пространства, вовсе необязательно окажешься рядом с находящимся там человеком.

— Репертуар будет обновляться, будут привозиться гастрольные спектакли, например такого театра, как московский «Театр.doc», — говорит Евгений Самойлов. — Две представленные публике постановки будут идти до тех пор, пока собирают зрителей.

— А открыли театр пьесами ростовских драматургов потому, что они есть, но их в ростовских театрах не ставят, — добавляет Юрий Муравицкий.

Отвечая на вопрос, почему он решился вложить деньги в современное искусство, Евгений Самойлов ответил, что сам он — коллекционер живописи, причем не только современной. И вообще, нравится ему это дело. А идея театра витала в воздухе давно, и ее наконец-то удалось воплотить.