В 90 лет— нырнуть в прорубь

Лидия Пешкова из села Пешково Азовского района — морж с 50-летним стажем

Лидии Федоровне 88 лет, она ветеран Великой Отечественной войны, но знаменита среди односельчан не только этим. Лидия Федоровна зимой обливается холодной водой, ходит босиком по снегу и купается в проруби. Она — председатель районной организации моржей.

Лидия Пешкова из села Пешково Азовского района — морж с 50-летним стажем

Закаляться заставила нужда

Большинство тех, кто ведет здоровый образ жизни, занимаются закаливанием добровольно, по убеждению. У Лидии Федоровны иная ситуация. Закаляться ее заставила нужда. В начале войны девушка была мобилизована в армию, в госпитале ухаживала за ранеными, оказалась в 1942 году в оккупированном Ростове и попала в концлагерь. Каторжный труд, голод, побои и два побега, последний из которых завершился успехом, подорвали здоровье Лидии Федоровны. Она не погибла в концлагере, но к 30 годам имела солидный букет болячек и I группу инвалидности. Только заболеваний сердечно-сосудистой системы врачи у нее насчитали шесть, что уж об остальном говорить? Медики отмерили Лидии Федоровне несколько лет жизни, да и то считали, что это слишком щедро. И только один пожилой профессор объяснил молодой женщине, матери двух малолетних детей, что спасением для нее может стать закаливание. А больницы, уколы, таблетки, профилактории — как раз верная дорога к быстрой смерти. И однажды Лидия Федоровна решилась.

— В 50-е годы прошлого века я проходила курс лечения в санатории на черноморском побережье, — вспоминает она. — В декабре стояла довольно теплая погода, вода не была столь уж холодна, и некоторые смельчаки плескались в море. И я рискнула. Окунулась, выскочила на берег, растерлась полотенцем — и почувствовала, что все тело горит. После этого не заболела, даже насморка не заработала. И стала регулярно купаться. Домой приехала в январе, в Азове стояли ядреные морозы, снег укутывал землю. На следующее утро после возвращения я вышла во двор в купальнике и рухнула в сугроб. Несколько минут купалась в снегу. В дом вбежала словно обновленная, какая-то сияющая...

Год спустя врачи, осматривая Лидию Федоровну, осторожно поинтересовались, как она себя чувствует. Женщина ответила, что прекрасно, рассказала о том, как закаляется. Доктора посоветовали не увлекаться, мол, это может быть опасно для организма. Но уже через несколько месяцев сняли с Лидии Федоровны по ее просьбе I группу инвалидности и дали III, рабочую. После этого Пешкова 25 лет проработала медицинской сестрой в больнице, в том числе 7 лет — в отделении наркологии. В 1962 году зимой она впервые окунулась в прорубь. С тех пор Лидия Федоровна — полноценный морж.

Секреты здоровья и долголетия от Пешковой

— Купание в проруби, обтирание снегом — это прекрасно для закалки, для укрепления иммунитета, — утверждает Лидия Федоровна. — Но это далеко не все. Важно, что человек ест и пьет, как относится к жизни. Когда душа радуется, никакая болезнь не страшна. Унылых особей болячки доконают, а оптимистам они нипочем. Страшный враг человека — лень. Надо постоянно трудиться, находиться в движении, чаще бывать на свежем воздухе. Активная жизненная позиция для здоровья обязательна!

Пешкова считает, что пища должна быть натуральной. У Лидии Федоровны квартира в Азове, но большую часть жизни она провела в сельском доме, выращивая овощи на грядке. Поразительно, но в середине января на ее столе — собственноручно выращенные помидоры. Наша героиня сорвала их в октябре зелеными, и овощи доспевают в течение нескольких месяцев. Краснеют и совсем не гниют, потому что в них нет ни грамма химии. А еще во дворе есть артезианский колодец, из него Лидия Федоровна пьет вкусную сырую воду, которая намного полезнее кипяченой или хлорированной из-под крана.

Чай и кофе она не признает, вместо заварки использует травы: шалфей, липу, мяту, белую акацию и другие. Температура в комнатах — 5—10 градусов тепла. Лидия Федоровна считает, что человек должен в холоде если не жить, то хотя бы спать. Холод — прекрасный природный лекарь, и Пешкова готова довести температуру в своем жилище до нуля. Но нельзя, потому что в этом случае погибнут растения, которые в горшках стоят во всех углах ее дома. Зеленые братья очищают воздух в комнатах, а значит, тоже укрепляют здоровье.

Что касается жизненной активности, то Лидия Федоровна каждый год участвует в спортивном ветеранском троеборье — беге, прыжках, стрельбе из малокалиберной винтовки. В 2010 году она заняла в соревнованиях первое место, несмотря на то что соперников было почти 200 человек. А еще Лидия Федоровна способствовала рождению в родном селе секции моржей.

— Когда несколько лет назад она выступила с этой инициативой, — рассказывает Вера Кадченко, заместитель директора Пешковской школы и первая помощница Лидии Федоровны, — то мы отнеслись к идее, честно говоря, недоверчиво. Не в каждом городе есть общество моржей, а чтобы в сельской местности... О таком никто даже не слышал. Но Лидия Федоровна была настойчива, и мы решили попробовать. Сейчас я сама — опытная моржиха со стажем, а в секции — 25 человек в возрасте от 4 до 88 лет. На первых порах к нам хлынуло довольно много народа, но затем часть желающих отсеялась. Моржевание — это ведь не совсем спорт и не просто хобби, это, скорее, образ жизни, отнимающий у человека практически все время. У кого времени нет, тот, увы, не морж.

Пророк в своем отечестве

Очень часто родня негативно относится к экстремальным, рискованным увлечениям своих домочадцев, особенно пожилых. Не зря ведь говорят: нет пророка в своем отечестве. А как с этим обстоят дела у Лидии Федоровны?

— У меня большая семья — 21 человек, — рассказывает Пешкова. — Супруг Виктор умер. Есть две дочери, Татьяна и Ирина, четверо внуков, трое правнуков, зятья, жены и мужья внуков и так далее. Практически все они закаляются. Кто ходит босиком по снегу, кто обтирается им, а кто и ныряет в прорубь.

А почему так? А потому что перед глазами пример Лидии Федоровны. Она не просто морж с полувековым стажем, она, как бы это поточнее выразиться, человек-результат. В 88 лет практически не болеет, не бегает по врачам, не пьет таблеток, прекрасно себя чувствует, сама себя обслуживает, всегда весела, активна и не требует повышенного внимания и любви со стороны молодых родственников, как подавляющее большинство пожилых людей. Наоборот, внимания и любви у Лидии Федоровны хватает на всех — на семью, на членов Пешковского общества моржей, на сверстников-ветеранов. Три года назад она отметила свое 85-летие, пригласила 40 человек, самых близких, а пришли 140. Все хотят в 88 лет быть такими же бодрыми, стремительными, как Лидия Федоровна. Ну, или хотя бы просто дожить до такого возраста. Уже неплохо. Вот и закаляются.

В этом году осень была теплая. Да и в начале декабря температура порой поднималась до плюс 10°. И вдруг ударили морозы. Настоящее раздолье для моржей. Под Новый год Лидия Федоровна купалась в проруби вместе с другими членами секции. Затем опять наступила оттепель на радость теплолюбивому народу. А вот моржи приуныли.

И вдруг, проснувшись 7 января, в Рождество, Пешкова увидела, что с неба сыплет снежная крупа и, падая на землю, не тает. Она очень обрадовалась. Значит, снова можно купаться в сугробах. Значит, жизнь продолжается. У Лидии Федоровны есть мечта — отметить свое 90-летие заплывом в проруби.

Вполне возможно, что она осуществится...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру