Знакомьтесь: цари

Новая выставка в известной в Ростове-на-Дону М-галерее

12.12.2012 в 13:46, просмотров: 1793

Сегодня все возвращаются к истокам, желая в далеких временах найти силы для движения в будущее. Художник Алексей Шагинов обратился к античным монетам с изображениями боспорских царей. Татьяна Колованова, глава М-галереи, на сей раз обосновалась в подвале на улице, знаковой для Ростова, — Пушкинскую в донской столице не зря называют улицей искусств.

Знакомьтесь: цари

Когда бываешь в других городах, становится обидно за свой. Там так здорово научились использовать андеграунд в разных общественных целях, а каково положение подвалов и полуподвалов ростовских?.. Да почти никакое! Ну ресторан «Пивопровод», ну филиал банка ОТП на Буденновском, ну бывший общественный туалет на Газетном, клуб «Подземка» под Дворцом культуры «Ростсельмаш», еще парочка примеров — и все! А ведь практически каждый старый дом в донской столице имеет подземный этаж с великолепными сводами. Один из таких и заняла М-галерея.

Они невелики, три зала этого помещения, арочные своды которых создают ощущение уюта. И первая выставка под стать им. Она называется «Цари».

— Мы долго думали, — говорит Татьяна Колованова, — чем бы открыться на этот раз. Эту выставку готовили более полугода.

Перед зрителями предстают не просто портреты правителей Боспорского царства, занимавшего Северное Причерноморье. К ним добавлены и портреты некоторых известных римлян, чьи профили также успели попасть на монеты. Вспомним, что монета как таковая утвердила свою форму еще в античные времена, сразу и окончательно. Сегодня ее грозит вытеснить пластик, хотя недавно прошло сообщение, что в США будет налажен выпуск однодолларовой монеты. Но что могут предложить американцы, история которых не имеет не только своей античности, но и средневековья? Лишь портреты своих президентов. Самой же прекрасной монетой всех времен и народов, признанной произведением искусства, является серебряная декадрахма с изображением нимфы Аретуса. Известен и ее автор — античный резчик Кимон.

Вот в чем прелесть этих кружочков из металла — они не толь ко обозначали некую стоимость, но и несли в себе информацию, порой единственно сохранившуюся, об исторических эпохах. А уж обнаружение монеты рядом с другими артефактами — это счастье для археолога, имеющего возможность сразу датировать свои находки.

Ростовский художник Алексей Шагинов не просто вдохновился красотой античных монет. В технике цветной графики он так воспроизводит чеканные профили, что за каждым изображением видится личность правителя, равно как и личность художника, одухотворившего данное изображение. Само лицо как бы выступает из тьмы веков, потому расплывчато, что, впрочем, дает простор воображению зрителя.

Алексей Иванович знает историю каждого своего персонажа. Стоило его только спросить, как у него оказалось изображение Савмака, вождя, поднявшего восстание рабов в Боспорском царстве в 107 году до нашей эры, и тут же последовал рассказ об этом удивительном человеке.

С портрета смотрит куда-то вдаль молодой человек с крупными чертами явно не греческого или римского, а, скорее, славянского лица с пухлыми губами. На голове у него нечто напоминающее скорее головной убор индейцев. «Да нет же, — говорит Шагинов, — это другое». И рассказывает, что восставшие рабы хотели построить государство Солнца, отсюда и похожие на солнечные лучи зубцы короны Савмака.

Как только рабы начали освобождать от своих господ территории, они тут же стали чеканить монеты, где изображался, конечно же, их предводитель. Так дошло до нас изображение лица, которое, казалось бы, ни при каких обстоятельствах не должно было сохраниться. Таких монет в мире осталось три: золотая в одном из музеев Нью-Йорка, серебряная в Лувре, бронзовая в Эрмитаже. Вот такая история, хотя можно не сомневаться, что Шагинов может рассказать историю каждого из изображенных им правителей, будь то Рискупорид (первый и второй) или Асандр, Иненфимей или Фарсанз, Септелий или Радамсад. Какие имена!

Словом, знакомьтесь — цари.