До недавнего времени о проблемах с аферистами и недобросовестными агентами в Ростове знали только из московских новостей. В 2009 году 8 тысяч рублей за однокомнатную квартиру платили неохотно, а студенты и вовсе «соображали на четверых» — по 2 тысячи с носа. Сегодня пустая «однушка» за десять тысяч рублей — редкая удача, а уж поселиться поближе к центру в квартире с ремонтом меньше чем за 18 тысяч рублей — это из области фантастики. Число желающих перебраться в южную столицу растет, а цены и требования арендодателей просто бьют рекорды.
Из личных наблюдений квартиросъемщика. Телефонный диалог с хозяйкой:
— Кто будет жить?
— Молодая пара. Не пьем, не курим, детей нет, животных нет, не студенты, работаем оба, не шумные, платежеспособные.
— Нет! Так не бывает! Вы мне врете! — и бросается трубка.
Желанный жилец
«Без детей», «без животных» — распространенное требование. Куда деваться семье с детьми и, например, с собакой? Только искать по знакомым. Расчет хозяев понятен: в случае проблем с оплатой выгнать жильцов с малышом на руках будет сложно, а владельцы животных далеко не всегда опрятны и аккуратны. Еще одно популярное требование — чтобы пара была в зарегистрированном браке. Но чем продиктована такая забота о моральном облике жильцов, толком никто не объясняет. Самые желанные жильцы — семья работающих бездетных русских 30—35 лет. На первый взгляд, таких не слишком много. Но, оказывается, число пар, не торопящихся заводить детей и брать ипотеку, растет. Съезжаясь, они предпочитают сдать собственные квартиры и снять одну на двоих — с ремонтом, мебелью, поближе к центру. Это, скорее, психологический феномен: самостоятельные супруги, занятые карьерой, готовят «пути отступления» на случай расставания — съемная квартира, никаких общих трат, никакого раздела имущества. Именно сдающие и одновременно снимающие — подходящие арендодатели для студентов. В случае если квартира снова понадобилась, бравую компанию студиозусов проще выставить за порог.
Кручу-верчу, заработать хочу
Самая простая и отчетливо криминальная схема: аферист снимает хорошую квартиру посуточно, буквально на три-четыре дня. Тут же размещает объявление о срочной сдаче, занижая цену примерно на 30—40% от рыночной. Избегает агентов по недвижимости, представляясь обычно хозяином. Он рассказывает, что деньги нужны очень срочно — на операцию, ремонт авто и т. п., поэтому готов сдать обставленную «двушку» всего за 12 тысяч рублей в месяц, но нужно договариваться прямо сегодня и внести предоплату за пару месяцев (или даже полгода), а договор можно подписать чуть позже. Обрадованные жильцы получают ключи, отдают деньги и готовятся к переезду. Но через пару дней появляются настоящие владельцы!... Особо жадные аферисты успевают собрать предоплату с двух-трех клиентов разом. Защититься от мошенников не сложно — документы о собственности на жилье нужно смотреть раньше, чем само жилье. Даже если аферист представляется риэлтором и говорит, что документы у хозяина, у него должны быть как минимум копия свидетельства и договор с собственником.
Более распространенный способ мошенничества — информационные услуги. По сути, агент не обманывает клиента, обещая подобрать подходящий вариант, но то, что эти квартиры действительно существуют, ничем, кроме слов, не подтверждается. В договоре прописана лишь «передача базы данных», а то, что объявления давно не актуальны, выясняется позже. Стоимость такой «услуги», как правило, от 1 до 5 тысяч рублей.
Добросовестный агент не отдает за небольшие деньги свою клиентскую базу, напротив, он очень подробно выясняет, какое именно жилье интересует клиента, и сам показывает варианты. Его вознаграждение обычно равно стоимости одного месяца аренды, и он заинтересован как можно скорее подобрать нужное жилье.
Но далеко не все агенты готовы довольствоваться и без того немалым вознаграждением. Сравнительно недавно появился «условно законный» способ получить с клиента побольше. Квартира действительно существует, условия привлекательные, и на просмотр приглашаются сразу несколько клиентов. Когда выясняется, что жилье подходит всем, начинается «аукцион» — кто предложит агенту больше сверх оговоренной комиссии, тот и получит контакты хозяев. Бывает, что под видом клиентов в аукционе участвуют знакомые агента, специально накручивая цену. Нередко «аукционы» организуют риэлторы, представляющиеся сотрудниками крупных агентств. Если никаких документов, кроме дешевой визитки с известным логотипом, агент не предъявляет, стоит задуматься.
Ситуацию с «поддельными» агентами комментирует директор компании «Титул» Евгений Сосницкий: «Наши сотрудники не торгуют адресами, мы заключаем договоры об оказании услуг по подбору объекта. В момент сделки услуга не оканчивается, даже после того как договор заключен и объект сдан, мы еще некоторое время контролируем, добросовестно ли стороны исполняют условия договора найма. Печально, если недобросовестные дельцы используют названия крупных агентств, мне пока об этом не известно. В случае с «Титулом» все просто: у каждого сотрудника есть визитки с фотографиями и всеми необходимыми контактами. Подделать наши визитки — дорогое удовольствие, это просто нецелесообразно. При малейших сомнениях нужно позвонить в агентство и проверить, есть ли такой сотрудник. А продажа адресов — чистой воды мошенничество, привет из 1990-х».
Посмотреть с другой стороны
Стоит отметить, что в последнее время арендаторам есть что противопоставить недоступным «однушкам», требовательным хозяевам и недобросовестным агентам. Отчаявшись найти жилье по душе и по карману, многие пересматривают критерии: ведь востребованные маленькие квартиры почти сравнялись в цене с менее популярными трехкомнатными квартирами и домовладениями, а добираться на работу из Батайска, Овощного или Аксая бывает проще, чем с ростовской Орбитальной. На форумах и тематических сайтах появляются целые «черные списки» неблагонадежных риэлторов и «нехороших квартир», и все те же форумы и социальные сети помогают найти жилье без посредников через многочисленных виртуальных друзей (бывает, цепочки перепостов достигают полусотни цитирований; к примеру, квартиру в Санкт-Петербурге помогают найти ростовские родственники ставропольских друзей). В итоге все участники процесса надеются, что совсем скоро поиск жилья из многоуровневого кве-ста превратиться в простую, доступную, понятную и быструю процедуру.
Эксперимент «МК на Дону»
Итак, корреспондент на пару дней перевоплощается в бездетную, платежеспособную, но пока бездомную сотрудницу крупной компании. Ищем однокомнатную квартиру в центре по цене до 15 тысяч рублей с ремонтом и мебелью. Первым делом — бесплатные объявления в интернете. Предложений огромное количество.
Первым на глаза попадается заманчивое предложение: Красноармейская, кирпичный дом, третий этаж, всего 11 тысяч рублей. На фото — уютная кухня с бытовой техникой и просторная комната с изящной мягкой мебелью. Уже сдали. Но через 10 минут раздается звонок: «Вы квартиру ищете? У меня масса вариантов. Ну, не за 11, конечно, сами понимаете, цены выросли.» Следующий вариант, написано, от собственника. Большая «однушка» на Буденновском за восемь тысяч — мебель, ремонт, срочно. Мчусь по указанному адресу. А дальше, переспрашивая дорогу по телефону, пробираюсь в дебри за Центральным рынком, пересекаю Семашко. «Квартира» расположена в двухэтажном памятнике архитектуры с наружными лестницами. Ремонт — наклеенные поверх предыдущих бумажные обои в цветочек, мебель навевает воспоминания о советско-болгарской дружбе, а запах — о французских сыроделах. На все возражения, что по телефону обсуждалось совсем другое, аргумент один: «Но это же центр!!!»
В итоге поиски результатов не дали — все заманчивые предложения либо не соответствовали описанию, либо оказывались «крючком» агентов, тут же предлагающих гораздо более дорогие варианты. Спустя сутки вновь на глаза попался симпатичный серебристо-серый диванчик в просторной гостиной — это же та самая квартира на Красноармейской! Ан нет — это уже Пушкинская, и тоже за 11 тысяч. Беглый просмотр старых объявлений показал, что «диванчик» кочует с улицы на улицу уже не первый месяц. Но все же не настолько все печально! Параллельно жилье искали сразу несколько знакомых — студенты, офисные работники, семьи с детьми. В течение месяца все благополучно расселились, хотя и продолжают с содроганием вспоминать потраченные деньги, нервы и время.