Здесь дети учатся летать

Молодежные образовательные центры готовят будущих космонавтов

Центр тренажеростроения и подготовки персонала более 37 лет сотрудничает с центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (ЦПК им. Ю. А. Гагарина), создаёт интеллектуальные комплексные и специализированные тренажёры, тренажёрные комплексы для подготовки экипажей российских космонавтов и зарубежных астронавтов.

Молодежные образовательные центры готовят будущих космонавтов

За это время нашим центром создано более 30 сложных, уникальных космических тренажёров, ряд тренажёрных комплексов, функционально-моделирующих стендов и учебно-тренировочных макетов пилотируемых космических аппаратов (ПКА), на которых космонавты учатся летать в космос на земле. Созданные нами тренажёры обеспечили подготовку космонавтов по космическим российским и международным программам: «долговременная орбитальная станция «Салют», «Орбитальный комплекс «Мир», «Мир-НАСА», «Мир-Шаттл», «Международная космическая станция (МКС)».

Используя этот богатейший опыт, а также разработанные нами технологии создания технических средств подготовки космонавтов, Центр тренажеростроения в последние 7 лет освоил разработку и создание модульных интерактивных программно-аппаратных комплексов для оснащения молодёжных образовательных космических центров (космо-центров), школ молодого космонавта, школ космического резерва, аэрокосмических музеев, планетариев. Один из таких комплексов в течение 7 лет испытан и прошёл проверку в рамках деятельности Молодёжного образовательного космоцентра «Астрон» им. космонавта Г. С. Шонина, созданного на базе Донского филиала Центра тренажеростроения (ДФЦТ) в Новочеркасске.

Космоцентр «Астрон» в Новочеркасске работает со школьниками и студентами - здесь проводятся экскурсии, ведутся кружки молодого космонавта по изучению истории космонавтики, изучению пилотируемых космических аппаратов, ракетоносителей, стартовых комплексов на космодроме Байконур.

В космоцентре «Астрон» школьникам и студентам предоставляется возможность работать на реальных и виртуальных космических тренажёрах (транспортный космический корабль «Союз-ТМА»), на тренажёре поисково-спасательного вертолёта, Международной космической станции. Специалисты космоцентра «Астрон» проводят соревнования между школьниками и студентами: например, кто точнее и быстрее при минимальной затрате «топлива» осуществит стыковку корабля «Союз-ТМА» с МКС, кто глубже освоит программу «Уроки из космоса». В виртуальном Музее Космонавтики Звёздного городка космоцентра «Астрон», созданного коллективом Центра тренажеростроения, посетители знакомятся с уникальными экспонатами.

Молодёжный космоцентр «Астрон» предоставляет школьникам и студентам возможность получить дополнительные знания в области математики, физики, механики, астрономии, экологии; постигать азы общекосмической подготовки для работы на борту транспортного космического корабля и станции; обеспечивать тесный «контакт» школьников и студентов с аналогами пилотируемых космических аппаратов; предоставлять им возможность тренироваться на космических тренажёрах; изучать бортовые системы ПКА; «летать» на аналогах ПКА в космос; проводить виртуальную экскурсию на борту российского и американского сегментов МКС; осуществлять «ликвидацию» аварийных ситуаций на борту станции («тушить пожар», «заделывать пробоины» её борта, вызванные попаданием метеорита и т. д.).
Новочеркасский космоцентр «Астрон» за 7 лет его работы посетили более 7000 школьников из различных городов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Все они проявили исключительный интерес, тягу к освоению высоких космических технологий, огромное желание самостоятельно поуправлять аналогами транспортного космического корабля и станции.

Школьники даже младших классов очень быстро осваивают сложнейшую космическую технику, не испытывают страха перед ней, бурно проявляют эмоции, если им удаётся успешно провести на тренажёре «стыковку» космического корабля с Международной космической станцией.

Молодёжный образовательный космоцентр «Астрон» имени космонавта Г. С. Шонина удостоился пристального внимания и большого интереса со стороны лётчиков-космонавтов. Десять лётчиков-космонавтов посетили Новочеркасский космоцентр и дали высокую оценку его оснащённости программно-техническими средствами и образовательными программами, которые там ведутся со школьниками и студентами.

Вот некоторые отзывы.
Василий Циблиев, лётчик-космонавт, Герой России: «Это уникальный центр. О таком могут мечтать многие столичные города. Он создавался на наших глазах. В космоцентр вложено много труда, знаний и теплоты сердец замечательного коллектива - Центра тренажеростроения и подготовки персонала и его Донского филиала в Новочеркасске».

Лётчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин: «Друзья, мне очень понравилось в вашем космоцентре, который может стать одним из самых лучших центров мира».

Возможности Молодёжного образовательного космоцентра очень большие: он позволяет на земле детям различных возрастных групп и студентам осуществлять «полный цикл космического полёта» - от «старта» транспортного космического корабля «Союз-ТМА», его «стыковки» с МКС, работы на борту станции до «расстыковки», «спуска» и «приземления» спускаемого аппарата «Союза-ТМА», которое «сопровождается» поисково-спасательными вертолётами.

Новочеркасск является не только столицей донского казачества, не только столицей электровозостроения, но и последние 37 лет он стал столицей космического тренажёростроения: здесь с 1975 года активно действует головная организация - Центр тренажеростроения по разработке, созданию и внедрению тренажёров для подготовки российских космонавтов и зарубежных астронавтов, а с 2002 года - головная организация по разработке, созданию и внедрению молодёжных образовательных космоцентров.
Коллектив Центра тренажеростроения и подготовки персонала делает всё, чтобы дело новочеркасских создателей космических тренажёров, без которых не может развиваться пилотируемая космонавтика, продолжили нынешние школьники и студенты. Именно это побудило нас, несмотря на большие затраты, разработать, создать и внедрить в 2005 году в Новочеркасске на базе Донского филиала Центра тренажеростроения первый в России Молодёжный образовательный космоцентр «Астрон».

Через два года (в 2007 г.) в Планетарии Нижнего Новгорода, в специально открытом космическом зале специалистами Центра тренажеростроения и его Донского филиала был введён в эксплуатацию интерактивный аналог транспортного космического корабля «Союз-ТМА», созданный нашей организацией, обучен персонал для его эксплуатации и подготовлены совместно с персоналом Планетария экипажи «космонавтов»-школьников. В этом зале всегда аншлаг. Дети с нетерпением и волнением ждут своей очереди, чтобы занять места в ложементах космического корабля и «порулить» им, «состыковаться» с виртуальной МКС.

Ещё через два года (11 апреля 2009 г.) в Мемориальном музее космонавтики в г. Москве после его реконструкции был введён в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс, в который входят: интерактивный аналог транспортного космического корабля «Союз-ТМА», интерактивный аналог поисково-спасательного вертолёта, виртуальная Международная космическая станция и стереопроекционный комплекс. В ноябре 2011 г. Центром тренажеростроения создан и смонтирован в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (Звёздный городок) комплекс объектов Молодёжного образовательного космоцентра, который по своим функциональным возможностям, спектру образовательных программ и кругу обучаемых - школьники младших и стерших классов, студенты аэрокосмических вузов, молодые специалисты, работающие в космической отрасли, космонавты - не имеет себе равных.

10 апреля 2012 г. в ЦПК им. Ю. А. Гагарина состоялось торжественное открытие этого космоцентра. Для школьников и студентов тем самым открылась ещё одна дверь в прекрасный, таинственный и интересный мир космоса.

Создавая молодёжные образовательные космоцентры в России, мы добровольно взяли на себя миссию - использовать достижения российской пилотируемой космонавтики как одной из наиболее инновационных и высокотехнологичных отраслей в нашей стране для обучения, организации досуга и воспитания молодого поколения.

Открытие в различных городах нашей страны школ молодых космонавтов, Школ космического резерва, молодёжных образовательных космоцентров и оснащение их программно-аппаратными комплексами, о которых шла речь выше, бесспорно, будет способствовать реализации молодёжной политики в России; приобщению молодёжи к космонавтике; отрыву детей от агрессивных, безумных и бессмысленных в большинстве случаев компьютерных игр; решению проблем повышения качества школьного образования; развитию современного дополнительного образования молодых людей; воспитанию у них чувства гордости за достижения отечественной космонавтики; воспитанию чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Космоцентр - это альтернатива тем компьютерным играм, которые развивают у молодых людей чувство ненависти к человеку, стремление к насилию и даже убийству.

Космоцентр - это возрождение у молодёжи интереса к космонавтике, воспитание патриотизма и гордости за свою страну, сумевшую первой в мире осуществить пилотируемый полёт человека в космос.
Я убеждён, что создание и открытие молодёжных образовательных космоцентров в различных городах России - это одна из эффективнейших форм инвестирования в человека, развитие его творческого потенциала, привитие ему инновационной культуры, формирование инновационного менталитета, а следовательно роста человеческого капитала в нашей стране.

Что еще почитать