Записывать или не записывать – вот в чем вопрос

17 июня в 13.00 в пресс-центре «Московский Комсомолец на Дону» началась беспрецедентная акция: «Адвокаты против судебного произвола».

Доведённые до отчаяния женщины не только обратились через СМИ к общественности, но и объявили в здании пресс-центра бессрочную голодовку, которая продолжается до сих пор.

17 июня в 13.00 в пресс-центре «Московский Комсомолец на Дону» началась беспрецедентная акция: «Адвокаты против судебного произвола».

Первой выступила адвокат Ермакова Юлия Викторовна, которая рассказала о том, что её конфликт с судом возник из-за нарушений судьей Азовского суда Инной Ивановной Ланко законных прав и интересов её клиента Валентина Шкодича. Юлия обжаловала действия судьи в Квалификационной коллегии судей. После этого возникло заявление о привлечении адвоката к уголовной ответственности за матерную брань. При этом Ермакова пыталась доказать отсутствие факта нарушения предъявлением аудиозаписи.

Собственно, весь вопрос на данный момент так и крутится вокруг аудиозаписи, на которой отчётливо слышно как судья Ланко требует от приставов задержания адвоката в зале суда и привлечения её к административной ответственности за ведение аудиозаписи судебного процесса. После этого Инна Ивановна, по словам Юлии, попыталась оклеветать её, совершив заведомо ложный донос о якобы проявленном ею неуважении к суду. В тот же день Юля предоставила аудиозапись судебного заседания, которую вела, и тем самым себя оправдала.

Однако это не остановило судью, которая отправила жалобу в Адвокатскую палату РО. Через два месяца ситуация повторилась: 18 ноября 2010 года на очередном судебном заседании Ермакову безосновательно удалили из зала судебного заседания, также отказав в ведении аудиозаписи. После удаления адвоката из зала суда на оставшегося без юридической помощи Шкодича (полуслепого инвалида) оказали давление судья и два представителя Администрации, и он вынужден был отказаться от иска (что подтверждено видеозаписью), а Юлия была вынуждена обратиться со второй жалобой в Квалификационную коллегию судей РО.

«После того, как вторая жалоба была передана коллегией судей на рассмотрение Председателю Азовского суда Олифиренко, в конце декабря возникло задним числом сфабрикованное против меня Уголовное дело. Тайно от меня», – рассказала Юлия. – «Чтобы я не смогла до возбуждения дела передать аудиозапись заседания, и дело против меня все же было бы возбуждено.

На данный момент известно, что в материалах уголовного дела один из свидетелей обвинения заменен, а в судебном заседании 18.11.2010 г. присутствовал совершенно иной человек. Видеозапись камер наблюдения в здании суда и в залах судебных заседаний от 18.11.2010 г. исчезла, чтобы скрыть факт присутствия иного человека и тот факт, что я не оскорбляла судью».

Юлия сообщила, что председатель Азовского суда «замял» вопиющие нарушения судьи Ланко, а Квалификационная коллегия судей, после многочисленных отписок и волокиты расписалась в своем бессилии против нарушений прав адвокатов и граждан, нарушений судебной этики и соблюдения законов со стороны судей, что и заставило Юлию обратиться к общественности и СМИ.

Избиение и грабёж в здании суда

Как и её коллега, Ирина Алексеевна Василенко решила обратиться к СМИ из-за, по её мнению, преступного бездействия правоохранительных органов. Её рассказ изобилует упрёками в произволе не только судебной, но и правоохранительной систем. История у Ирины очень долгая, избиения её и её семьи продолжались в течение нескольких лет, она и её родственники не раз попадали в больницу, адвокат лишилась многих материальных ценностей и недвижимости. Журналистам Василенко привела только два самых ярких примера из своей жизни:

«Первое нанесение телесных повреждений и грабёж произошли в апреле 2008 года в тот момент, когда судья Овсова Ольга Михайловна находилась в совещательной комнате, а ответчики по делу и их свидетели в количестве семи человек избили меня, - рассказала журналистам адвокат. – Один из нападавших сорвал золотую цепочку с кулоном, которую я до сих пор не могу вернуть никакими законными способами. Когда судья вышла, она сказала, что ничего не видела, в том числе она «не заметила» моего тяжелого состояния. Скорую помощь мне вызвал секретарь судьи. По факту причинения телесных повреждений я обратилась в травмпункт. Вызов скорой и побои зафиксированы».

Рассказывая о втором избиении в здании суда, когда Ирина пыталась спрятаться от нападавших в женском туалете, женщина пыталась сдержать слёзы. И её легко понять – все эти годы она боялась даже просто выйти на улицу. Но что самое страшное – все её обращения в правоохранительные органы оставались без ответа.

Ещё один случай поражает своей жестокостью по отношению не просто к адвокату, а к пожилой женщине, у которой уже давно растут внуки. Члены кооператива вызвали Василенко к её гаражу, сообщив о том, что у неё вывозят имущество. Когда она подошла к гаражу (которого её на данный момент лишили обманным путём) и увидела, кто там орудует, она попыталась убежать, но машина оказалась быстрее женских ног, а мужчины сильнее хрупкой женщины, поэтому, в конце концов, они запихнули её в автомобиль и привезли в её же гараж.

Там её долго и методично избивали. По словам Ирины её держали два человека, а третий разгонялся и бил ногами. Закончилось издевательство тем, что адвоката бросили в подвал, а гараж закрыли снаружи.

Дозвониться она ни до кого не могла, но, к счастью, одному из членов кооператива удалось дозвониться на её номер, женщина попросила этого человека вызвать скорую и милицию. Через несколько часов Василенко всё-таки вытащили и отвезли в больницу. На тот момент она ещё не знала, что избита также и её дочь… Рассказанная ситуация, конечно, повергала в шок. Но больше всего шокировало бездействие правоохранительных органов: в данный момент всё свелось к тому, что ни по одному из заявлений женщины не возбуждено никаких дел. Зато против Иры возбуждено уголовное дело, которое случайно или нет, ведет сын бывшего зампредседателя областного суда по гражданским делам. А все гражданские суды она проиграла…

Голодовка против произвола судебной и правоохранительной системы

В конце пресс-конференции Юлия Ермакова заявила о том, что объявляет бессрочную голодовку и не покинет здание пресс-центра «МК на Дону» до тех пор, пока правоохранительные органы и Ростовский Областной суд не ответят на поставленные вопросы. Ирина Василенко присоединилась к своей коллеге в этой акции протеста. Также голодовку поддержала присутствующая в зале пресс-центра пенсионерка, бывшая партизанка Роза Мухтаровна Курмаева 86-ти лет, которую вместе с её соседями незаконно лишили участка земли в г. Азове, решив построить на нём здание банка без согласия владельцев земельной собственности.

В настоящее время строительство на спорном участке не прекращается, а наоборот темпы его ускорились. Жители дома переживают, что в связи с длительностью судебных разбирательств и сроков реагирования правоохранительных органов, несмотря на их мнение, двухэтажное здание банка будет построено у них под носом, лишив их земли и веры в справедливость, а также возможности бороться с коррупционным произволом местной администрации. 86-летняя женщина решила не только обратиться к СМИ, но и объявить голодовку, чтобы остановить этот произвол.

Женщины сформулировали свои вопросы к правоохранительной и судебной системе, и руководитель пресс-центра «Московский Комсомолец на Дону» отправила журналистские запросы в ГУВД РО, СУ СК РФ по РО и Ростовский Областной суд.

Милиция в пресс-центре

Все пресс-службы отреагировали адекватно: Ростовский Областной суд попросил уточнить некоторые вопросы и пообещал ответить на журналистский запрос до конца дня, пресс-центр СУ СК РФ по РО не только прислал ответ по факсу, но и разместил его на своём сайте. И только с ГУВД РО возникли некоторые затруднения.

Руководитель пресс-службы ГУВД Алексей Полянский прокомментировал, что согласно закону о СМИ, он ответит в течение 10 дней. Редакция «Московского Комсомольца» очень не хотела, чтобы в пресс-центре «МК на Дону» от голода умирали люди, поэтому представители пресс-центра попытались обратиться в пресс-службу МВД РФ. На официальном сайте МВД РФ указано порядка пяти телефонных номеров, но с 14.00 до 16.00 ни один из этих телефонов так и не ответил.

Поняв, что вся пресс-служба МВД России, видимо, заседает на каком-то экстренном совещании, журналисты решили позвонить помощнику министра внутренних дел Рашида Гумаровича Нургалиева. И на удивление, этот телефон наконец-то ответил. Однако, вразумительного ответа, почему пресс-службы скрываются от СМИ, он дать не смог. Впрочем, так же он не смог пояснить, что необходимо сделать и кому позвонить, чтобы получить ответы на простые вопросы: как сделать так, чтобы люди остались живы.

Чтобы выкрутиться (нужно отдать ему должное), он проявил недюжинную милицейскую смекалку и дал телефон своего вышестоящего руководства, то есть референта министра. Пожилая женщина милым голосом долго убеждала назойливое СМИ позвонить в 02 или хотя бы в прокуратуру. Поняв, что в пресс-центре никого арестовывать не собираются, а крепкие парни с оружием мешают творческому воображению журналистов, она, также как и её подчинённый, послала к дежурному по МВД России, присовокупив фразу в ответ на вопрос, почему в течение двух часов в пресс-службе никто не поднимает трубку телефона: «Что вы хотите? Сегодня пятница...»

Водимые мыслью референта, представители пресс-центра позвонили дежурному по МВД России. Внимательно выслушав и попытавшись понять сущность проблем и смысл вопросов, он рекомендовал позвонить по телефону 02. Или на крайний случай в прокуратуру… Обладая недюжинной тренировкой по объяснению милицейским мозгам, что в цели журналистов не входит штурм бабушки-партизанки и матери-одиночки средствами отряда специального назначения, СМИ донесли до сознания дежурного офицера, что для ответа на вопрос достаточно, чтобы в пресс-службе ГУВД РО немного пошевелили некоторыми функциями своего организма и родили ответ в виде факсового сообщения, либо пошевелили другими функциями своего организма, и, перемещая центр тяжести тела с помощью своих конечностей, доставили какое-нибудь лицо в пресс-центр «МК на Дону» для общения с людьми, которые, рискуя своим здоровьем, требуют от чиновников, чтобы они выполняли свои обязанности. На этом разговор закончился, но не закончились происшествия в пресс-центре.

Через час здание пресс-центра посетили бравые ребята с автоматами, немного напугав журналистов своим появлением и фразой «Кто нас вызывал?». Как позже выяснилось, им поступил абсолютно непонятный приказ из Москвы, согласно которому полиция явилась посмотреть, что происходит в пресс-центре и проконтролировать процесс. В связи с тем, что мало кто из присутствующих понимал происходящее, пришлось вызвать начальство – благо, идти не далеко. Так как вышестоящее руководство также не могло своими силами урегулировать ситуацию, а выводить голодающих в наручниках никто не собирался, после продолжительных звонков и разговоров «Московский Комсомолец» посетил сам Алексей Полянский.

Проведя переговоры с голодающими, руководитель пресс-службы ГУВД РО назначил Розе Курмаевой и Ирине Василенко встречу 20 июня, пообещав лично разобраться в данном вопросе. К этому времени пришёл ответ из пресс-центра Следственного комитета, в котором говорилось о том, что пока идёт следствие, представители СУ СК РФ по РО не могут давать комментарии. Данные ответы удовлетворили Розу Мухтаровну и Ирину Алексеевну, что позволило им прекратить голодовку и покинуть пресс-центр.

Что касается Юлии Ермаковой, то она осталась голодать в здании пресс-центра на все выходные, потому что на заданные Ростовскому Областному суду вопросы получила, по её мнению, «бессодержательную отписку», а отправить второй журналистский запрос не представлялось возможным, так как пресс-служба суда прислала ответ в конце рабочего дня.

Третьи сутки голодовки

Утром 20-го июня голодающая Юлия, которая уже провела практически трое суток в здании пресс-центра, не употребляя пищу, попросила руководство пресс-центра собрать пресс-конференцию, чтобы показать журналистам, как Ростовский Областной суд вводит общественность в заблуждение, искажая содержание нормативно-правовых актов. К этому моменту у девушки уже кружилась голова, поэтому после пресс-конференции подъехала машина скорой помощи. Врач-реаниматолог Виталий Быков осмотрел Юлию и на вопрос журналистов о состоянии голодающей прокомментировал: «Я предложил девушке госпитализацию – это о чём-то говорит…». Однако адвокат стойко решила продолжать голодовку, несмотря на рекомендации врача.

Но вернёмся к пресс-конференции «Третьи сутки голодовки против судебного произвола». Задав три вопроса Ростовскому Областному суду, Юлия получила весьма расплывчатые ответы, один из которых настолько шокировал её своей беспардонной ложью, что она решила вынести его на суд общественности и СМИ:

Согласно ст. 27 (Рассмотрение жалобы или сообщения о совершении судьей дисциплинарного проступка), при поступлении жалобы <…> председатель квалификационной коллегии судей <…> принимает решение об их проверке квалификационной коллегией судей самостоятельно ЛИБО о направлении для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда. Тогда как в ответе суда сказано: «В соответствии со ст. 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, жалобы и сообщения граждан направляются для проверки председателю соответствующего или вышестоящего суда для принятия ими решения о внесении представления о дисциплинарной ответственности судьи или отказе в этом».

По мнению Ермаковой, это циничная ложь Ростовского Областного суда о содержании ведомственной инструкции. И, несмотря на это, начальник отдела общего делопроизводства, организации приёма граждан и работы с обращениями Ростовского областного суда Е. Хасиева присылает процитированный ответ. Возмущённая такой «отпиской» Юлия продолжает головку (уже четвёртые сутки!!!) в здании пресс-центра «МК на Дону», тогда как руководство редакции отправляет в Ростовский областной суд очередной журналистский запрос с вполне простым и понятным вопросом: «Почему Квалификационная коллегия судей не рассматривает самостоятельно вопросы нарушения законодательства судьями и председателями районных судов, а отправляет их им же на рассмотрение?»

Голодовка солидарности

Голодовка Ермаковой вызвала яркий отклик среди ростовчан, которые активно поддерживают её на сайте Донской Вещательной Корпорации (где идёт круглосуточная он-лайн трансляция из пресс-центра «МК на Дону»), в блоге, твиттере и других интернет-ресурсах, где она общается с людьми. Многие высказывают свои соболезнования женщине, которую произвол судебной системы довёл до столь отчаянного шага. Ростовское городское сообщество, пользователь «serg757»: «Юля молодец! К её чести, нужно сказать что квартиру у Шкодича так и не забрали. Она отбила участника устранения чернобыльской катастрофы от атак мерзавцев. Ценою уголовного дела против себя...».

На сайте Донской Вещательной Корпорации «недовольный» прокомментировал: «Нужно голосовать за людей, а не за нелюдей, украшенных разными должностями. Плевать эти нелюди хотели на народ. Их отношение очень ярко показала одна едроска, которая предлагала не пускать наших стариков в центр города без оплаты. Они видите ли ей портят вид. Оказывается она любит видеть успешных и красивых людей, а не реальных, доведённых нынешней жизнью до нищеты. Что потрясает, так отношение центральных СМИ, которые «не замечают» голодовку адвокатов. Эта для них новость не интересна. Оказывается их очень интересует, что Медведев не будет балотироваться одновременно с Путиным». Кстати, некоторые СМИ не смогли посетить пресс-конференцию, потому что «заблудились», несмотря на указанный в пресс-релизе адрес.

Некоторые жители Ростова не ограничиваются комментариями. Так, во время пресс-конференции 20 июня в 13.00 в пресс-центре «Московский Комсомолец на Дону», к голодовке Ермаковой Ю.В. присоединился известный организатор культурных мероприятий Валерий Владимирович Фурман (представлял в Ростове Эмира Кустурицу, Михаила Жванецкого, Евгения Гришковца и др.), также объявивший бессрочную голодовку в поддержку адвоката в связи с тем, что он сам не в первый раз сталкивается с произволом судебной системы.

Фурман В.В. сообщил о том, что по семейным обстоятельствам он не может постоянно находится в здании пресс-центра, но готов пройти любые медицинские освидетельствования для того, чтобы подтвердить, что он не принимал пищу. Закончить голодовку Валерий Владимирович готов тогда, когда прекратит свою акцию протеста Юлия Викторовна. И даже готов продолжить её один в случае, если адвокат не сможет по медицинским показаниям продолжать голодовку. В связи с этими событиями руководство пресс-центра просит ростовчан не присоединяться к голодовке, чтобы журналисты и врачи могли не опасаться за здоровье жителей города.

А в это время в здании ГУВД…

Ирина Василенко после обещанного общения с руководителем пресс-службы ГУВД РО Алексеем Полянским присоединилась к пресс-конференции и поведала журналистам о своей встрече с правоохранительными органами. Она сообщила о том, что на данный момент ей назначена повторная встреча на 21 июня, но пока все ответы, по её словам, звучат как игра в пинг-понг между ГУВД и СУ СК. Ирина готова вернуться к голодовке, если, как и раньше, не сможет получить вразумительных и юридически обоснованных ответов.

Вместе с Ириной Алексеевной на приём к руководителю пресс-службы УВД ходила и Ольга Семёнова, жительница г. Азова, проживающая в доме по ул. Московская, 51, соседка бабушки-партизанки Розы Мухтаровны. Их сопровождала журналист «Московского Комсомольца». Ольга Семёновна предъявила Полянскому отказ в возбуждении уголовного дела по факту подделки подписи жителей и другие документы, свидетельствующие о незаконности строительства на земельном участке дома по адресу: г. Азов, Московская, 51. Руководитель пресс-службы ГУВД РО принял от Семёновой О.С. заявление о проверке законности выдачи разрешения на строительство и правомерности отказа в возбуждении уголовного дела, после чего пообещал взять данное заявление на контроль.

Мы надеемся, что проверка будет проводиться тщательно, а все факты, которые могут свидетельствовать о коррупции в городской администрации Азова, не останутся незамеченными. В том числе, надеемся, что будет проверен порядок выделения земельных участков, выдачи разрешений на строительство и соблюдение прав жителей города. Конечно, не все вопросы, связанные с борьбой с коррупцией входят в компетенцию органов МВД, но мы верим, что прокуратура также не оставит без внимания факты, указанные в жалобах азовчан.

В настоящее время в редакцию поступают и другие заявления от жителей города. Очень жаль, что кроме прессы людям больше некуда обратиться, но мы не оставим их без возможности быть услышанными и постараемся убедить их всё же не повторять радикальные шаги, особенно, если речь идёт о голодовке пожилых людей. Также редакция «Московского Комсомольца» очень надеется получить достойный ответ от Ростовского Областного суда, который позволит прекратить голодовку в пресс-центре. Мы все переживаем за здоровье Юлии, у которой с каждым днём ухудшается самочувствие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру