Есть в Азове чудное место – зелёная улица Московская. Вроде центр города, но в то же время стоит зайти в глубь маленького дворика как погружаешься в атмосферу провинциального городка с его неторопливым размеренным образом жизни. Именно на этой улице и разгорелась необъявленная война за жизненное пространство между собственниками двух домов (№51 и № 59) и местной администрацией.
Началось всё тихо, даже кулуарно. В конце 2007 года в местной администрации появился протокол собрания собственников многоквартирного дома с согласием на изменение границ земельного участка за подписью Ахмедовой Л.В. Ни в частном, ни в судебном порядке так и не удалось выяснить, кто принёс в администрацию эту бумаг и кто её принял. Вот только документ этот оказался поддельным.
О том, что кто-то умело распорядился их голосами, жильцы дома №51 узнали случайно, когда через несколько месяцев на пятачке земли, занятом небольшим садиком, цветничком и бельевыми верёвками появились люди, всеми своими действиями предвещавшими скорое строительство. Добиваться справедливости пришлось через суд, который признал фальшивку недействительной. Но процесс был уже запущен.
«Изначально земельный участок площадью 1844 кв.м был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и поставлен на государственный кадастровый учёт с соответствующим номером. Подтверждением тому служит кадастровый план земельного участка (выписка от 19.02.2007)», – рассказывает одна из долевых собственников домовладения по адресу ул. Московская, 51 Семёнова Ольга Семёновна.
Для справки, в соответствии с ч.2 ст. 16 ФЗ №189-ФЗ, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имуществ, который формирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведён кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников в многоквартирном доме.
Между тем, в марте 2008 года Департамент имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса администрации г. Азова на основании липового протокола утвердил новый проект границ земельного участка площадью 1718 метров, отрезав от него 126 метров. Причём решение выносилось на основании того же поддельного протокола общего собрания жильцов. Решение суда о его неправомочности не вызвало сомнений у чиновников.
Людмила Ахмедова, от имени которой был составлен протокол, категорически отрицает свою причастность к этой фальсификации. «Моя и другие подписи под этим документом были подделаны. Я более 30 лет живу в этом доме. И при этом мне пришлось доказывать свою непричастность в суде, хотя ни на приём в администрацию, ни в земельный комитет я никогда не ходила», – заявила женщина.
Суд признал кадастровые поправки незаконными, но, видимо, вопрос о том, что участок обзавёлся новым хозяином был решён на совсем другом уровне. По мнению жильцов, повторная постановка участка на кадастровый учёт и внесение в план самовольных изменений является грубым нарушением прав собственников многоквартирного дома.
Сформированный таким сомнительным образом участок размером порядка 200 кв.м сначала был передан в аренду местному предпринимателю Ахмедову А.М. для строительства стоматологической клиники. Но увидев, какие страсти разгораются вокруг этой земли, тот предпочёл не рисковать и отказался от строительства. Однако попытки «освоить» участок повторялись снова и снова.
Последний договор аренды администрация заключила с Оксаной Тринц, которая сразу приступила к решительным действиям. На участке срубили все деревья, украшавшие придомовую территорию, старый забор снесли и поставили новый – высокий металлопрофиль высотой в полтора человеческих роста, лишивший местных жителей доступа на территорию. Вывеска гласит, что на этом месте в ближайшее время вырастет двухэтажное офисное здание.
Многие жильцы и пятиэтажного дома, и одноэтажного многоквартирного не довольны этим строительством. Если раньше окна квартир в многоэтажке выходили на опрятный садик, то есть опасность, что в ближайшем будущем, по крайней мере жильцы трёх нижних этажей, будут видеть в окно только кусок стены. Кроме того, фундаменты как дома эпохи строящегося социализма, так и двухэтажного могут не выдержать, когда тяжелая техника начнет копать котлован под новострой. А о том, что в случае беды помощи ждать неоткуда эти люди знают не понаслышке. Например, на четверть осыпавшийся балкон на третьем этаже, уже который год зияет дырами, и никому нет до этого дела.
«Мы против этого строительства, – говорят жильцы пятиэтажки. – Раньше на этом месте был подъезд к дому, нас лишили пожарного проезда. Никто не поинтересовался нашим мнением. Раньше здесь всё было по-другому: был проложен асфальтированный проезд к мусорным контейнерам, стоящим в глубине двора, росли фруктовые деревья. Мамы с маленькими детьми могли прикоснуться к живой природе. А теперь – каменные джунгли».Но это с одной стороны.
А с другой – добротный старый дом №51 с толстыми стенами давно поделённый на офис и маленькие квартирки. Привычные для горожан «удобства» расположены на улице. В таких спартанских условиях живет Курмаева Роза Мухтаровна – 86-летняя женщина, пережившая в Ростове Великую Отечественную войну. С мужем-военным они прожили 8 лет. В 1952 году он скончался. К сожалению, фотографии тех лет, документы пропали вместе с контейнером при переезде вместе с нехитрым скарбом. Вдова офицера одна воспитывала четырех детей – двух своих и двух приёмных. Во время войны была в партизанском отряде, защищая свою землю.
Она неоднократно жаловалась мэру, ходатайствовала, чтобы оставили дому этот кусочек земли, где старушка сажала свои нехитрые овощи, могла повесить бельё на верёвки. 65 лет она прожила в этой квартире, на этой земле, за которую проливала свою кровь. Обрабатывала её, выращивала цветы, фруктовые деревья. А сейчас ей всё это перегородили, оставили два метра до забора, как в камере «гестапо».
Курмаева 5 лет пыталась приватизировать землю, но преодолеть сопротивление властей ей не удалось. В ответ она встречает только грубость представителей администрации.
Маленькая квартирка, состоящая из кухоньки, прихожей и комнатки-клетушки, – вот всё, что есть у сухонькой женщины. Попытки обратиться к мэру Азова «его величеству» господину Бездольному закончились тем, что её просто вывели за руки, дабы не мешать созерцанию гениального градоначальника. Его секретарша постоянно спрашивает, зачем вы приходите?
«У них есть деньги и власть, а теперь им нужна и наша земля», – говорит бывшая партизанка, вытирая слезы.
Роза Мухтаровна через «Московский комсомолец» решила обратиться к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой посодействовать в решении этого простого и сложного одновременно земельного вопроса не в пользу «подлога», а в пользу «заслуг перед Отечеством».
Сейчас, спускаясь с крыльца, она сразу встаёт перед забором, а через какие-то несколько месяцев, если самоуправство властей не удастся предотвратить, будет печально смотреть на глухую стену.
PS: Разговаривая с местными, мы пытались понять, что же испытывают эти люди, у которых вот так, запросто, не спросив их мнения, поставили под носом забор, отгородив солидную часть их придомового пространства. Всё оказалось просто. Понимая в глубине души, что местная администрация примерила на себя «кольцо всевсластья», многие из запуганных жителей Азова боязливо отворачивались и стыдливо говорили, мол, «это меня не касается». Но есть и те, кто понимают, что уступив натиску произвола, они лишают законных прав на эту землю не только себя, но и своих детей.
Сейчас речь идёт о том, что пока каждый боится говорить о городских проблемах, произвол будет продолжаться. На резонное возражение, мол, «никаких нервов не хватит», возникает ответный вопрос: может, есть такие вещи, которые стоят этих усилий, этих «нервов». Хочется надеяться, что кроме тех, кто из- за страха перед мэром скроется в своей каморке и притворит тихонько дверь, чтобы даже не знать, что происходит в городе, найдутся люди, готовые отстаивать своё право на собственность, а главное – на чувство собственного достоинства, когда человек может выйти с гордо поднятой головой, и открыто заявить: «Я – хозяин на своей земле».