Первым делом, первым делом…
В том же 2010 году были выбраны улицы, которые первыми будут приведены в порядок: пер. Газетный, Соборный, ул. Профинтерна, Портовая, Немировича-Данченко, Доломановский, Мечникова, Донская, Малиновского, Мурлычёва и Театральная площадь. Интересно, что ул. Шолохова, работы на которой начались ещё во время холодного апреля, в списке первоочередных точно нет. Зато есть Театралка, на которой ещё до 1 мая начались различные мероприятия, подъехать к которым из-за весьма неважных дорог многим проблематично.
На самом деле, возникает вопрос – каким образом выбираются улицы для реконструкции на конкретный промежуток времени? Нет, все отлично понимают, что по правилам специальная комиссия обязана ознакомиться со всеми городскими улицами, определить по стандарту серьёзность нарушения дорожного покрытия, в зависимости от этого выбрать реконструкцию, ремонт или строительство нового полотна, составить смету и представить её руководителю департамента. На основе этого определяется приоритетность распределения денежных средств. А не потому, что по каким-то конкретным улицам ездят какие-то конкретные люди, которым неудобно объезжать конкретные ямы.
Кто-нибудь видел на дорогах города людей со специальными измерительными приборами, которые бы выявляли серьёзность нарушения дорожного полотна? Вот лично я – нет. Может, мне, конечно, просто не повезло, и они работают по ночам, чтобы не нарушать автомобильное движение в городе? Наверное, даже получают за дополнительную ночную нагрузку специальную прибавку. В отличие от рабочих, которые проводят ремонтные работы днём – им ночная прибавка не нужна, а автомобилисты как-нибудь всё-таки объедут строительные машины.
Кому и что... прощают
Итак, первый вопрос, на который когда-нибудь хотелось бы услышать ответ – это по какому принципу выбираются приоритетные для закатывания денег в асфальт дороги? Кстати, по программе развития улично-дорожной сети на 2011–2015 годы звучат уже совсем другие названия улиц (видимо, чтобы у окружающих оставалась хоть какая-то надежда). До 2015 года департамент автодорог и организации дорожного движения обещает провести строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 28 основных объектов, среди которых реконструкция дороги по ул. Орбитальной (от перехода через балку «Темерник» до ул. Добровольского с выходом на ул. Космическую), строительство соединительного участка автодороги по ул. Орбитальной, реконструкция автодороги по ул. Таганрогской, капитальный ремонт ул. М. Горького, реконструкция пр. Нагибина, реконструкция пр. Стачки со строительством транспортных развязок на ул. Зорге и ул. Малиновского и других. Жаль, что в этом списке нет строительства многоуровневых парковок в центре города…
Второй вопрос: как выбираются те улицы, которые будут облагорожены первыми? Опять по принципу – «Здесь еду я, мой друг, моё начальство» (а можно заранее маршруты, чтобы знать, где поездка будет максимально приятной), поэтому именно эти улицы будут отремонтированы первыми. Да, вопрос, почему на Шолохова меняют хороший тротуар на хороший, вместо того чтобы отремонтировать очередное дорожное полотно, меня волнует до сих пор. Кстати, ведь это тоже кто-то финансирует… Кому, зачем и за что выделяются бюджетные средства? И почему департамент кого-то наказывает штрафами, а другие подрядные организации «попадают на деньги» только после проверки контрольно-счётной палатой (надеялись, что не найдут?).
Когда в 2010 году контрольно-счётной палатой была проведена выборочная проверка исполнения функций администратора доходов МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону» в 2009 году, то было выявлено, что по 6 муниципальным контрактам департаментом была взыскана неустойка не в полной сумме – не досчитались почти 190 тыс. рублей. А по двум муниципальным контрактам подрядными организациями были нарушены сроки исполнения работ. В соответствии с условиями указанных муниципальных контрактов сумма неустойки за 2009 год составила около 180 тыс. рублей, при этом департаментом за несоблюдение сроков производства работ штрафные санкции по данным муниципальным контрактам не применялись.
Метро или автобан?
Казалось бы, какой дальнейший выход для несчастных автомобилистов может быть, если из одного района города в другой становится всё сложнее доехать, припарковать машину практически негде (особенно в центре, где располагаются основные бизнес-центры), да ещё и бензин всё дорожает и дорожает. Но, как всегда, надежда умирает последней, и вот нам её подают в виде метро.
Согласитесь, если есть возможность добираться до работы за 15 минут, минуя все пробки, то кто же откажется от такого счастья? А автомобиль можно оставить для вечерних поездок в супермаркет и выходных – за город. Правда, вопрос строительства метро пока остаётся открытым – слишком давно в Ростове пытаются его построить. Зато уже обсуждается другая глобальная стройка – платный туннель, который, по сути, должен заменить автомобилистам метро.
Предпосылки, по мнению департамента, весьма значительны: транспортное направление «Север – Юг» является в Ростове наиболее напряжённым с точки зрения пропускной способности. При этом количество автомобилей в городе вообще и транспортная нагрузка в этом направлении в частности продолжают увеличиваться темпами, опережающими развитие дорожного комплекса.
Строительство туннеля протяжённостью в 2,5 км и шириной в 4 полосы увеличит пропускную способность улично-дорожной сети между центром и Северным жилым массивом города, а также северо-восточными районами Ростова.
Стоимость такого масштабного мероприятия оценивается в 7,5 млрд рублей, но никто не собирается выдёргивать их все из городского бюджета. Зачем, если можно сделать частно-государственное партнёрство, провести конкурс и получить деньги от инвестора? Правда, после мегамасштабного мероприятия «Азов-Сити», после которого инвесторы до сих пор пытаются прийти в себя и получить свои деньги, далеко не все могут рискнуть связаться с новым проектом.
Впрочем, прибыль заманивает своими перспективами: обещанная проходимость туннеля – 60 тыс. машин в сутки, планируемая плата – 30 рублей с легкового автомобиля, 60 – с грузового. Даже если за сутки пройдёт только половина задуманного и это будут лишь легковые авто, то в день получается почти миллион (900 тыс. рублей в сутки). Сколько можно заработать за месяц и за год, я думаю, каждый может посчитать сам. Причём эти цифры приведены на данный момент, тогда как через 7–8 лет (ориентировочный срок строительства туннеля) суммы могут радикально измениться. И опять одни вопросы: начиная с того, «кто вообще будет платить за проезд?» (ну не привыкли наши люди к такой системе) и заканчивая «насколько это реальный проект?». То есть как всегда, одни перспективы и вопросы, на которые мы будем ждать ответов. Но вот дождёмся ли?