Технопарковое движение в России – это движение к ее инновационной экономике

С 1990 года высшая школа нашей страны начала создание технопарков при ведущих вузах

18.01.2011 в 11:31, просмотров: 4699

Тогда в технопарках мы видели эффективный механизм коммерциализации и передачи результатов научных исследований вузов, НИИ, КБ в экономику. В технопарках мы видели ту среду, тот благодатный климат, которые способствовали бы бережному взращиванию малых и средних инновационных фирм – сильных ростков инновационной экономики.

Технопарковое движение в России – это движение к ее инновационной экономике

Развитие в России технопаркового движения явилось мощным толчком к осмыслению в научно-образовательном сообществе сущности инновации (нововведения), инновационной деятельности, инновационного процесса, национальной инновационной системы, национальной инновационной способности и т. п.

Глубоко изучив деятельность технопарков в самых различных странах, мы поняли, что они представляют наиболее эффективную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, а именно: производство малых и средних инновационных фирм, «выращивание» предпринимателей для инновационного научно-технического бизнеса, производство инновационных технологий и техники; диверсификацию экономики в регионах, коммерциализацию интеллектуальной собственности (новшества), технологический трансферт, интеграцию образования, науки, производства, власти с целью насыщения региональной экономики инновациями.

Вот почему 20 лет назад мы, инициаторы технопаркового движения, энергично начали решать проблему создания технопарков, прежде всего в системе высшей школы. Позже эти инновационные структуры послужили прототипом создания инновационно-технологических центров, инкубаторов бизнеса, центров трансферта технологий, центров коммерциализации результатов научных исследований. А еще позже на их основе создавались учебные научно-инновационные комплексы. Университетские технопарки принесли в вузы дух инновационной деятельности, дух новаторства, требования к ученым, преподавателям, студентам не останавливаться только на полученных результатах научных исследований, а добиваться их превращения в конкретную инновацию, востребованную экономикой, социальной сферой.

В 1990 году в нашей стране были созданы первые технопарки: в Томске на базе вузов и Томского научного центра СО АН СССР и в Зеленограде на базе Московского института электронной техники, а затем – в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Уфе. В этом же году была учреждена Ассоциация научных и технологических парков высшей школы, в дальнейшем – Ассоциация содействия созданию и развитию технопарков, инкубаторов бизнеса, инновационных центров (сокращенное название – Ассоциация «Технопарк»).

Ассоциация «Технопарк» взяла на себя инициативу:

– по организации и проведению ежегодных международных научно-практи-ческих конференций по проблемам создания и управления технопарками с участием известных зарубежных ученых и специалистов в этой области;
– по разработке концепции российских технопарков;
– по разработке Положения о российских технопарках, научно-методических и организационно-экономических основ создания и развития отечественных технопарков;
– по привлечению зарубежных специалистов к обучению команд менеджеров, предпринимателей в научно-технической сфере, подготовке российских преподавателей в области инновационного менеджмента, маркетинга для обучения инноваторов в российских условиях;
– по оказанию практической помощи вузам и регионам по созданию технопарков, формированию механизмов поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства на базе технопарков и инкубаторов бизнеса;
– по формированию механизмов финансовой поддержки технопарков как федеральными, так и региональными органами власти и управления;
– по формированию научно-технических программ поддержки технопарков и других инфраструктурных элементов в системе высшей школы.

Ассоциации «Технопарк» в 1993–1996 гг. удалось привлечь финансовые средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), фонда «Ноу-хау» при правительстве Великобритании, программ «ТАСИС» и «ТАСИС-БИСТРО» Евразийского фонда для выполнения международных образовательных проектов, направленных как на обучение 8 команд менеджеров российских технопарков-лидеров, так и на обучение четырех молодых, начинающих технопарков.

За 20 лет, начиная с 1990 года, в системе высшей школы России создано 70 технопарков, 21 из которых получил государственно-общественную аккредитацию.

Бесспорно, подавляющее большинство из созданных и действующих технопарков не являются масштабными и эффективными. Они еще не выполняют ту роль, которую играют, например, исследовательские университетские парки США и Канады, научные парки Великобритании, технопарки и инновационные центры Германии, Франции, Финляндии, КНР. Однако ряд российских технопарков за это время нашли свои ниши в инновационном комплексе страны, сформировали среду поддержки инновационного предпринимательства и обеспечивают хороший уровень ее функционирования. Они установили прочные связи с партнерами, органами власти и управления, учредителями, фондами поддержки малого иннова-ционного предпринимательства, имеют кадры, прошедшие специальную подго-товку в области инновационного предпринимательства, коммерциализации и трансферта технологий, участвуют в решении социально-экономических задач регионов.

В вузах России действуют свыше 2 000 структур, включая малые инновационные и сервисные фирмы, обеспечивающие инновационную деятельность. Это позволяет создать более 20 000 рабочих мест, две трети которых заняты профессорско-преподавательским составом и научными работниками вузов. Причем, 50% научно-технической продукции производится вузами и технопарками на собственной опытно-производственной базе и 50% – в кооперации с промышленными предприятиями.

Ассоциация «Технопарк», исследовав деятельность 22 университетских технопарков, составила их «портрет», который складывается из следующих со-ставляющих:
– количество малых предприятий в технопарке;
– численность работающих в технопарке;
– площадь земельного участка, занимаемого технопарком;
– площадь производственных и офисных помещений технопарка;
– объем продукции, выпускаемой предприятиями в год.

Какие можно сделать выводы из проведенных исследований?

1. Подавляющее число российских университетских технопарков так же не имеют переданной им в пользование земли. Исключение составляют: технопарк МГУ – 3,2 га, зеленоградский научно-технологический парк (МГУЭТ) – 3 га, технопарк Санкт-Петербургской лесотехнической академии – 2,9 га, алтайский научно-технологический парк «Алтайский технополис» – 1 га и научно-технологичес-кий парк «Университет» Кубанского государственного университета – 0,2 га.

По этому показателю российские университетские технопарки не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к зарубежным технопаркам.

2. Подавляющее число университетских технопарков занимают скромные по размерам помещения. Исключение составляют: зеленоградский научно-технологический парк (МГУЭТ) – 56 тыс. кв. м; технопарк МГУ – 11,7 тыс. кв. м; технопарк «Волга-техника» (Саратовский ГТУ) – 10,4 тыс. кв. м; технопарк СПбГЭТУ («ЛЭТИ») – 4,2 тыс. кв. м; технопарк «Орел-парк» (Орловский ГТУ) – 9,6 тыс. кв. м; технопарк «Университет» (Кубанский ГУ) – 7 тыс. кв. м; техно-парк МЭИ – 3,8 тыс. кв. м.

По этому показателю российские университетские технопарки не в пол-ной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к зарубежным технопар-кам, за исключением зеленоградского технопарка (МГУЭТ), технопарка МГУ, технопарка «Волга-техника» (Саратовский ГТУ) и технопарка «Орел-парк» (Орловский ГТУ).

3. Российские университетские технопарки создают мало новых рабочих мест для лиц, которые хотели бы развивать свой инновационный бизнес в технопарке. Только в 12 из 22 технопарков число рабочих мест составляет более 200. Это, прежде всего, зеленоградский технопарк (МГУЭТ) – 2 700 человек, технопарк МГУ – 2 500 человек, технопарк МЭИ – 700 чел., технопарк «Волга-техника» (Саратовский ГТУ) – 600 чел., томский технопарк – 450 чел., технопарк в Москворечье (МИФИ) – 350 чел., технопарк «ЛЭТИ» – 360 человек.

4. Объем выпускаемой продукции и услуг, предоставляемых населению малыми фирмами технопарков:

– 22 технопарка, которые относятся к числу успешных российских университетских технопарков, обеспечивают суммарный годовой объем продукции, равный 11 млрд рублей. При этом основной вклад в этот объем вносят пять технопарков: технопарк МГУ – 4,8 млрд руб., зеленоградский технопарк (МГУЭТ) – 3 млрд руб., технопарк МЭИ – 1 млрд руб., технопарк в Москворечье (МИФИ) – 0,5 млрд руб., технопарк «ЛЭТИ» – 0,45 млрд руб.
Это – неплохие показатели пятерки университетских технопарков.

По совокупности показателей деятельности российских университетских технопарков можно выделить сектор технопарков-лидеров:
– технопарк МГУ;
– зеленоградский технопарк (МГУЭТ);
– технопарк «МЭИ»;
– технопарк в Москворечье «МИФИ»;
– томский технопарк;
– технопарк «ЛЭТИ» (Санкт-Петербург);
– технопарк «Волга-техника» (Саратовский ГТУ);
– технопарк «Идея» (Татарстан).

Именно эти технопарки имеют все основания в случае их финансовой и материально-технической поддержки со стороны правительства РФ и регио-нальных властей за 2–3 года получить энергичное развитие и пополнить ряд известных зарубежных технопарков, стать крупнейшими технопарками России.

Я убежден в том, что в России необходимо одновременно создавать и развивать технопарки как в промышленной сфере, так и в системе высшей школы. Университетские технопарки – это способ более полного и эффективного использования внушительного научного, образовательного и инновационного потенциала университетов в интересах формирования инновационной экономики в нашей стране. Университетские технопарки – это катализатор формирования вокруг университетов инновационных поясов. Они помогают университетам создавать малые инновационные фирмы как преподавателями, так и выпускниками и студентами вузов, разрешенные федеральным законом. Как известно, начинающие малые инновационные фирмы в самостоятельном «плавании», без поддержки со стороны технопарка или инкубатора бизнеса, «доплывают» до цели (становление за 3–5 лет на ноги и достижение уровня устойчивого развития) всего лишь 50–60%. Технопарки, инкубаторы бизнеса обеспечивают выживаемость малых инновационных фирм в период их становления до 90–98%.

Важно отметить, что технопарки, как это определено Ассоциацией «Технопарк» 20 лет назад и как это нами реализуется на практике, должны не дублировать деятельность университетов, НИИ, КБ в части проведения научных исследований, разработки инновационных технологий, а предоставлять им возможность превращать научные результаты, технические и технологические разработки в коммерческий продукт, способствовать технологическому трансферту, маркетингу и реализации инноваций (нововведений). Образно говоря, университет, НИИ, КБ производят новшества, а технопарки – нововведения. Основная роль технопарка состоит в превращении новшества в нововведение.

Таким образом, разделение функций в едином инновационном процессе между университетами, НИИ, КБ (генерация новых научных знаний, разработка инновационных технологий и т.п.) и технопарками (коммерциализация новых научных знаний и технологий, технологический трансферт путем инкубации малых инновационных фирм, путем подготовки инновационных предпринимателей) заключается в том, что созданные университетами, НИИ и КБ новшества технопарки превращают в инновации (нововведения). Именно технопарки должны обеспечить нахождение наилучшего пути для быстрой передачи нового научного знания, интеллектуальной собственности в экономику страны, региона.
Опыт, который накоплен в высшей школе России по развитию, функционированию и управлению университетскими технопарками, обязательно необходимо использовать правительством РФ, министерствами, ведомствами, региональными администрациями при решении проблем создания новых технопарков. Ассоциация «Технопарк», технопарки-лидеры открыты для сотрудничества, они обладают внушительными разработками научно-методического и организационно-методического обеспечения создания, функционирования и развития технопарков и опытом подготовки команд менеджеров для технопарков.

Трудно понять, почему в нашей стране делается вид, что только сейчас, в последние 3–4 года, началось создание технопарков, почему, как всегда, мы игнорируем опыт тех специалистов, которые еще в 90-е годы XX века шли через тернии к отечественным технопаркам, почему мы начинаем с нуля. 19-летний опыт технопаркового движения в России нельзя не принимать во внимание.

Ассоциация «Технопарк» настаивает на приоритетном развитии университетских технопарков, без которых высшая школа, университеты не смогут играть важную роль в переводе российской экономики с «сырьевого» на «инновационный» путь развития.

Высшая школа в России и Ассоциация «Технопарк» стали первопроходцами в создании технопарков и не только создали более 40 действующих технопарков, но и подготовили команды менеджеров для них, обеспечили привлечение финансовых средств и высококвалифицированных зарубежных специалистов в качестве экспертов и консультантов, которые дали серьезный импульс к развитию университетских технопарков.

Перспективу развития технопарков в России я связываю с тем, что 5–10 наиболее продвинутых университетских технопарков должны стать объектами внимания правительства РФ, Минобрнауки России, Минэкономики и Минфина России, региональных властей, а также венчурных фондов с точки зрения создания для этой группы технопарков современной материально-технической базы, оказания помощи в оснащении их современным оборудованием путем инвестиций государства через конкурсы на поддержку вузов, активно развивающих университетские технопарки, малые и средние инновационные фирмы, вовлекающие ученых, студентов, преподавателей, молодых специалистов в научно-техническое предпринимательство, как это было сделано для вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Это с учетом их опыта, наличия грамотных команд менеджеров, отработанной технологии взращивания малых и средних инновационных фирм, воспитания инновационных предпринимателей позволило бы в течение 3–4 лет превратить эти технопарки в мощные среды развития инновационного предпринимательства в высшей школе. В то время как для создания тех-нопарка с нуля потребуется 10–15 лет.

Те результаты, которые достигнуты в нашей стране за 20 лет создания университетских технопарков, конечно, являются скромными. Это в большей степени объясняется тем, что развитие университетских технопарков проходило практически без всякой поддержки федеральными и региональными властями, использовались очень незначительные финансовые и материально-технические средства университетов и собственные средства. А этого мало для получения серьезного влияния технопарков на социально-экономическое развитие регионов, на диверсификацию экономики, на формирование зон высоких технологий, на превращение регионов в зоны инновационного развития.

Не подвергаю сомнению, что Россия обязательно пойдет по инновационному направлению в своем развитии, потому что у нее нет другого пути. Мировой финансово-экономический кризис показал, что он хлестко бьет по тем странам, экономика которых по своей сути является «сырьевой», экономика с неразвитой обрабатывающей промышленностью, экономикой не производящей, а импортирующей товарную продукцию.

Кризис обрушился на те страны, которые отстали в создании своей инновационной экономики. К таким странам относится и Россия. Именно сейчас, в момент финансово-экономического кризиса, наша страна должна сделать прорыв, рывок в решение проблем становления инновационной экономики, ибо если мы этого не сделаем сейчас, то следующий кризис мы не переживем. А это значит, что мы обязаны начать формировать иную, чем сейчас мы имеем, национальную инновационную систему; разрабатывать иное законодательство, стимулирующее и ученых, и бизнес создавать и производить инновационную продукцию, иную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности.

Мы должны создать в стране не менее 150 технопарков, столько же инновационно-технологических центров и инкубаторов инновационного бизнеса.

Инновационный путь развития отечественной экономики не появится сам по себе, его нужно выстроить и включить в число самого главного приоритета государственной политики, нужно мучительно и кропотливо воспитывать у россиян инновационное мышление, инновационную культуру, инновационный менталитет и терпение в доведении любых начинаний до конца.

Подчеркну еще раз, что кризис снова заставляет нас радикально пересмотреть, прежде всего, экономическую политику. Абсолютно ясно, что эпоха «сырьевой» экономики и финансовых пирамид ушла в прошлое – это подтверждается многочисленными банкротствами компаний мирового масштаба. Нам нельзя упустить время выхода из «сырьевого» тупика и активного перевода российской экономики в инновационное русло. Для этого у нас есть еще многое: научные традиции, высококвалифицированные кадры, есть подвижки в создании инновационных технологий и формировании инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, прежде всего, наличие опыта создания и развития университетских технопарков.

Валентин Шукшунов
президент Ассоциации «Технопарк»,
лауреат Государственной премии РФ,
Заслуженный деятель науки и техники РФ,
доктор технических наук, профессор