Маршрут закрыт

Жертвами подковерной борьбы донских транспортных компаний становятся пассажиры

В течение последних десяти лет жители села Пешково Ростовской области добирались до донской столицы прямым маршрутом Пешково-Ростов-Пешково. Но летом нынешнего года столь популярный среди сельчан маршрут неожиданно попал в опалу регионального Министерства транспорта: вначале его не включили в майский конкурс автоперевозок по Ростовской области. а потом и вовсе объявили закрытым, не продлив договор с работающей многие годы на маршруте транспортной компанией. в итоге с лета нынешнего года жители Пешково вынуждены добираться до Ростова двумя транспортами с пересадкой в Азове.

Жертвами подковерной борьбы донских транспортных компаний становятся пассажиры

Впрочем, и самим азовчанам повезло не намного больше. В результате передела рынка пассажирских автоперевозок привычную для горожан маршрутную остановку в районе Часового завода донской столицы перенесли на территорию ростовских вокзалов. Добраться без пересадок до центра Ростова азовчане могут теперь только на такси — восьмиместных газелях, часть из которых еще недавно называлась маршрутками, обладала большей вместимостью и стоила на 15 рублей дешевле.

На такси в булочную

Официальным началом дорожных перемен стали конкурсные торги на право выполнения пассажирских автоперевозок по маршрутам Ростовской области, проведенные в мае нынешнего года региональным Министерством транспорта. В результате непростой конкурсной борьбы тендер на автоперевозки выиграли транспортные компании, предложившие к услугам новую автотехнику — несколько десятков купленных в кредит современных «Пазов» с кондиционерами. Впрочем, как утверждают представители проигравшей тендер азовской транспортной компании «Золотая Нива», победители конкурса так и не выполнили свои договорные обязательства и не предоставили к услугам пассажиров обещанное количество новой автотехники. На основании этого «Золотая Нива» даже потребовала от Министерства транспорта отменить итоги майского конкурса и расторгнуть заключенные по его результатам договоры. Объективности ради стоит заметить, что и сама «Золотая Нива» не спешила пересадить пассажиров в новые авто. Как пояснила теперь уже бывшая директор транспортной компании Нонна Нестеренко, «Пазы» слишком дорого обходятся в ремонте и обслуживании, долго окупаются, а потому нерентабельны для предприятия.

Тем не менее, проиграв майский конкурс, «Золотая Нива» понесла немалые убытки: из-за того что компания лишилась одного из своих главных маршрутов Азов-Ростов-Азов, львиная доля ее транспорта оказалась не у дел, пришлось увольнять водителей, механиков. Чтобы хоть как-то свести концы с концами и спасти семейный бизнес, на создание которого ушли годы, Нонна Нестеренко зарегистрировала индивидуальное предприятие по работе такси, не влекущее за собой договорных обязательств перед Министерством транспорта. С этой целью, по ее собственному признанию, она закупила ряд специализированной техники, а часть уже имеющихся тринадцатиместных «Газелей» переоборудовала в восьмиместные такси. В итоге плата за проезд возросла для пассажиров сразу на 30 процентов, поднявшись с 45 рублей до 60. Свой шанс воспользоваться транспортом бесплатно потеряли льготники. Восьмиместные такси начали перевозить всех желающих по старому маршруту с конечной остановкой у Часового завода. В то время как выигравшие майский конкурс автоперевозчики, согласно предписанию регионального Министерства транспорта, перенесли конечную остановку в район двух вокзалов — пригородного железнодорожного и автовокзала, но продолжают возить людей по старому тарифу в 45 рублей с поправкой на бесплатных льготников. Между тем вокзальный маршрут не пользуется в народе популярностью.

— К месту работы в Ростове я предпочитаю теперь добираться на попутках. Уехать в утренние часы на общественном транспорте практически невозможно: восьмиместные такси не в состоянии довезти всех желающих в центр города, к Часовому заводу. А остановки на вокзалах крайне неудобно расположены, добраться по пробкам до центра Ростова крайне сложно, — рассказывает «МК на Дону» жительница Азова Екатерина.

Между тем выигравшие конкурс, но так и не получающие желанной прибыли транспортные компании сочли виновным в своих убытках ИП Нестеренко, полагая, что такси оказались в более выгодном по сравнению с маршрутками положении и отбирают у победителей хлеб насущный.

Пешковское жертвоприношение

На чьей стороне в этой ситуации оказалось донское Министерство транспорта, мы можем только догадываться. Но, по словам предпринимательницы Нонны Нестеренко, ее восьмиместные такси чиновники обложили ежедневными проверками. И все же, пожалуй, главными пострадавшими в войне транспортных компаний оказались пешковские жители: прямой маршрут в Ростов им в итоге отменили.

— На маршруте Пешково-Ростов-Пешково «Газели» «Золотой Нивы» работали много лет, и никаких претензий не было. Существовал стандартный договор с Министерством транспорта, который периодически продлевали. Когда в мае нынешнего года мы убедились, что маршрут Пешково-Ростов-Пешково по какой-то причине не включен в конкурсную программу, то сразу же обратились в Министерство транспорта с вопросом, почему так произошло, а также с просьбой продлить договорные отношения по данному маршруту и выдать нам маршрутные карты, — рассказывает бывший директор «Золотой Нивы» Нонна Нестеренко. — В ответ Министерство транспорта заявило, что маршрут Пешково-Ростов-Пешково дублирует аналогичное азовское направление, а потому не был включен в конкурсные лоты. При этом о закрытии маршрута ни нас, ни жителей села никто не уведомил. А 2 июля нынешнего года в адрес «Золотой Нивы» неожиданно поступило представление Минтранспорта с указанием на незаконность пассажирских автоперевозок. На устранение правонарушения давался один месяц. Но уже в тот же день вопреки представлению Министерства транспорта на компанию был наложен крупный административный штраф.

Чем жители села Пешково так не угодили Министерству транспорта Ростовской области — большая региональная загадка. Между тем транспортная компания «Золотая Нива» была вынуждена в срочном порядке ликвидировать пешковский маршрут. И теперь сельчане могут добраться до донской столицы только двумя транспортами, с неминуемой пересадкой в Азове.

Что касается самих автоперевозчиков, то и здесь мы вряд ли найдем победителей. В битве за донских пассажиров финансово пострадали все транспортные компании — и те, кто взял в кредит новую автотехнику, а теперь с большим трудом погашает займы; и те, кому пришлось переквалифицироваться в такси и потерять годами проторенные маршруты.

Комментарий эксперта

Ситуацию комментирует директор НП «РРАПП» Наталья Крайнова:

— Рынок автоперевозок как в Ростове, так и в Азове находится под достаточно сильным административным давлением и контролем. Это допустимо, коль скоро именно муниципалитеты являются заказчиками данной услуги.

Посмотрим на ситуацию глазами получателей, потребителей данной услуги. Нравится нам то, что сегодня происходит на дороге? Нет. Есть хоть малейшие основания полагать, что завтра будет лучше? Нет. Дальше классика: кто виноват и что делать? Совершенствовать механизмы проведения конкурсов и торгов? Возможно. Только качественная конкурсная процедура не увеличит количества автомобильных дорог, парковок, другой инфраструктуры, необходимой для организации безопасной, стабильной и регулярной работы по перевозке пассажиров. Качественная конкурсная документация не изменит профессиональный и культурный уровень других участников дорожного движения, не решит ни одного вопроса не по модернизации, а по замене всего парка автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров. Для нормальной конкуренции нужна среда, в которой конкуренция возможна. Такой среды сегодня нет. Это сложная, комплексная задача. Но решать ее необходимо. Иначе транспортный коллапс перечеркнет любые другие программы и проекты муниципальной власти как в экономической, так и в социальной сферах.

Комментарий Министерства транспорта РО

  • Остановка пригородного пассажирского транспорта с пр. Ворошиловского на пл. 1-й Русской Революции перенесена в августе прошлого года. Это связано с большой нагрузкой на улично-дорожную сеть города в указанном районе и необходимостью снижения количества транспорта, въезжающего и выезжающего через Ворошиловский мост. Кроме того, перенос остановки необходим в связи с началом реконструкции моста.
  • Областной комиссией по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом (протокол от 01.02.2013 № 1-13) Министерству транспорта Ростовской области при проведении конкурсов на право заключения договора о выполнении пассажирских перевозок поручено оптимизировать маршрутную сеть Ростовской области. Во исполнение указанного поручения Министерством транспорта Ростовской области были сформированы лоты с учетом оптимизации маршрутной сети Ростовской области. Пригородный внутриобластной маршрут с. Пешково — г. Ростов-на-Дону — с. Пешково не включен в конкурсные лоты, так как дублирует маршруты г. Азов — г. Ростов-на-Дону — г. Азов и с. Пешково — г. Азов — с. Пешково.
  • ООО «Золотая Нива» не признано победителем конкурса по лотам, на которые были поданы заявки, поэтому договор между Министерством транспорта Ростовской области и ООО «Золотая Нива» не заключался. Действующий договор с ООО «Золотая Нива» истек 12.05.2013.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру