А где же доктор?

Новый порядок оказания скорой медицинской помощи оставит больного без врача и спасительного «золотого часа»

Согласно документу, размещенному на сайте минздрава Российской Федерации, с 1 января 2014 года вступает в силу приказ «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». Суть нововведения состоит в следующем: по вызову к больному теперь будет выезжать не врач, а двое фельдшеров, один из которых выступит одновременно в роли водителя.

Новый порядок оказания скорой медицинской помощи оставит больного без врача и спасительного «золотого часа»

Сентябрьский материал «МК на Дону» «Помогите "Скорой помощи"» приобрел неожиданный резонанс. На газетную публикацию откликнулся врач ростовской «скорой» и предложил рассказать о проблемах выездных медбригад с точки зрения самих медиков. Центральной темой нашей беседы стал пресловутый приказ Минздрава РФ, определяющий новый порядок оказания скорой медицинской помощи населению.

Санитары — прохожие

— Согласно действующему с брежневских времен регламенту выездная скорая бригада должна состоять из пяти человек — врача, двух фельдшеров и двух санитаров. В обязанности врача входят осмотр пациента и назначение медпрепаратов. Фельдшеры проводят лечебные мероприятия. В случае необходимости госпитализации транспортировку пациента в карету «скорой помощи» на носилках призваны осуществлять санитары. Но на практике все обстоит совсем иначе: по вызову, как правило, выезжают двое — врач и фельдшер, не считая водителя. Прописанная регламентом бригада из пяти человек — нечто из области фантастики. В итоге эвакуацию больного в карету «скорой помощи» зачастую осуществляют сами родственники. Если по какой-то причине они не могут этого сделать, то организация транспортировки пациента перекладывается на плечи медперсонала. Как правило, сами врач и фельдшер больного в машину не заносят. В день случается по 18 вызовов, и если каждого пациента медики станут переносить самостоятельно, то очень быстро надорвут спину. Поэтому родственники больного или сами врачи призывают на помощь «подкрепление» — обращаются к соседям или прохожим на улице с просьбой помочь донести больного на носилках до машины. По прибытии в больницу дальнейшая транспортировка пациента возложена на санитаров медучреждения, — рассказывает «МК на Дону» врач «скорой помощи» с двадцатипятилетним стажем под условным именем Валерий. Опасаясь репрессий со стороны руководства, доктор попросил не называть его подлинного имени.

— Спецоборудования «скорой помощи» хватает исключительно на то, чтобы оказать только первую необходимую медпомощь, — продолжает Валерий. — О московских регламентах ростовской «скорой» мечтать не приходится: в распоряжении столичных скоропомощных бригад дорогостоящие медпрепараты и оборудование. Вопрос оснащения полностью зависит от местного бюджета.

Зарплаты донских специалистов «скорой помощи» и их столичных коллег также мало сопоставимы. Квалифицированные медики скоропомощных бригад с многолетним рабочим стажем с учетом всех надбавок получают в Ростове около 20 тысяч рублей. Начинающий специалист — намного меньше.

По стопам Запада

Между тем, по словам самих медиков, вскоре они и вовсе могут остаться без работы. Вступление в силу нового порядка оказания скорой медпомощи предусматривает резкое сокращение штатных единиц: бригадного врача и даже водителя кареты «скорой помощи» планируют заменить на двух фельдшеров, оставив доктора лишь в реанимационной бригаде.

— Предполагается, что в силу своей квалификации фельдшеры смогут оказать только элементарную медпомощь и довезти пациента до больницы, — рассказывает врач «скорой помощи». — Полагаю, что все эти нововведения почерпнули за границей несведущие в медицине чиновники. На Западе, действительно, скоропомощная система работает по другим принципам, в корне отличающимся от российских. В зарубежных странах существуют так называемые парамедики — низший медперсонал, в обязанности которого входит оказание элементарной первичной медпомощи, к примеру прямой массаж сердца, искусственное дыхание. Но главная задача парамедиков — как можно быстрее довезти пациента в ближайшую больницу.

Между тем, по мнению эксперта «МК на Дону», подобная система не приемлема для нашей страны.

— У нас изначально работа «скорой помощи» структурирована совершенно иначе. Во-первых, далеко не каждого больного нужно госпитализировать. Во многих случаях врач способен оказать нужную помощь на месте. Во-вторых, не каждая ростовская больница готова принять пациента по «скорой». Для этой цели существуют специальные медучреждения. А следовательно, пока фельдшеры доберутся до нужного стационара, больной без оказанной ему квалифицированной помощи может попросту погибнуть. В медицине существует понятие «золотой час», когда врачу необходимо немедленно принять нужное решение и оказать грамотную помощь пациенту. И чем быстрее он это сделает, тем больше у больного шансов выжить. А фельдшер уже в силу своей квалификации не обладает необходимой призмой знаний, — утверждает доктор «скорой помощи».

По словам Давида Иоселиани, члена-корреспондента РАН, директора Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии, главного специалиста Москвы по рентген-эндоваскулярной диагностике и лечению, если восстановить кровообращение в течение часа после начала приступа, то последствий инфаркта можно вообще избежать.

Любой укол за ваши деньги

Что же в итоге делать пациенту? Обращаться в платную «скорую помощь»? Но, как показывает практика, и здесь есть свои плюсы и минусы.

— Как правило, в муниципальной и платной «скорой» работают одни и те же специалисты. Зарплаты повсеместно невысокие, а потому врачи вынуждены работать «на два фронта», — продолжает свой рассказ врач ростовской «скорой».

Существенная разница лишь в том, что медики частной компании работают по системе сдельной оплаты. А это значит, что они финансово заинтересованы найти у пациента как можно больше заболеваний и выписать максимальное количество лекарств, причем порой и не нужных.

— Впрочем, одно преимущество платной «скорой» очевидно — по вызову пациента медики прибывают гораздо быстрее своих муниципальных коллег, — рассказывает ростовский медик. — И дело здесь не в расторопности платных специалистов и даже не в пробках на дорогах. С последними обе бригады сталкиваются в равной степени. Вопрос в востребованности и технической оснащенности службы. Платная «скорая» пока мало популярна у ростовчан, а потому часто простаивает, а значит практически всегда имеет в запасе свободные машины. Муниципальная служба загружена полностью, свободных машин не бывает. Исходя из сегодняшней численности городского населения, автопарк специализированных карет муниципальной «скорой»должен быть процентов на 70 выше. В резерве всегда необходимо иметь несколько единиц техники на случай экстраординарных ситуаций. А пока что медики муниципальной «скорой» выезжают к больному, только отработав предыдущий заказ, и теряют тем самым драгоценное для пациента время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру