Имя Ивана Удодова вошло в летопись мировой и отечественной тяжелой атлетики, но в маленьком донском поселке Глубокий, где Ваня родился, такого успеха никто даже представить не мог. Судьба будто испытывала его на прочность. Он рано потерял родителей, попал в детдом. Война началась, когда ему исполнилось 17, потом на Дон пришли оккупанты — и донского пацана отправили вместе с другой молодежью на принудительные работы в Германию. Характер у Ивана оказался упрямый. Он попытался сбежать то ли с авиационного завода, то ли от немецкого помещика (есть разные версии) и угодил в один из самых страшных концлагерей смерти — Бухенвальд.
«Каждому своё» — начертано на воротах этого концлагеря. Здесь Удодов провел два года и лишь чудом с Божьей помощью остался жив. К моменту освобождения узников Иван весил всего 29 килограммов, от истощения не мог двигаться, и из концлагеря его вынесли на руках. «Скелет, кожа да кости. Не жилец», — таков был вердикт медиков.
Всем смертям назло дончанин выжил. И не просто выжил. По совету медиков стал укреплять здоровье регулярными занятиями спортом. Иван выбрал штангу и гири. Днем он учился на курсах автовождения, работал водителем, а по вечерам ходил «качаться» в зал тяжелой атлетики.
ПЕРВОПРОХОДЕЦ
Здесь он встретил тренера Марка Баева, который в кратчайшее время помог Ивану стать лучшим «мухачом» не только в Ростове-на-Дону и в области, но и сначала в России, а вскоре и в СССР. «Мухач» — так тогда называли боксера, выступающего в самом легком весе.
Уже в 1948 году, спустя три года после Бухенвальда, ростовчанин занял второе место на Спартакиаде Юга России в Махачкале. На следующий год стал пятым в стране в своей легчайшей весовой категории.
Выпускник Ростовского техникума физической культуры в 1951 году первым в стране преодолел в сумме троеборья заветный рубеж в 300 килограммов и стал чемпионом СССР, войдя в сборную. Редкостный характер, поистине уникальный взлет! После стольких пережитых страданий — успех на тяжелоатлетическом помосте.
В 1952 году первый серьезный триумф Удодова — победа на Олимпийских играх в Хельсинки. Наша страна впервые участвовала в Играх. В тот год метательница диска Нина Ромашкова (Пономарева) тоже выиграла «золото». Многие до сих пор считают ее победу первой олимпийской наградой высшей пробы, завоеванной советскими спортсменами. Но репортеры и любители статистики установили, что на несколько минут раньше Ромашковой успеха добился донской штангист Удодов на тяжелоатлетическом помосте.
И все же эта олимпийская хронология не так уж и принципиальна. Куда важнее, что Иван доказал впоследствии: та победа была не случайной. Ростовский «динамовец» стал чемпионом мира, дважды чемпионом Европы, устанавливал мировые рекорды, четырежды побеждал на чемпионатах СССР, был лучшим на Всемирном фестивале молодежи и студентов.
ИЗ ОЛИМПИОНИКОВ В МЯСНИКИ
«Простой, незвездный, настоящий мужик», — так говорили об этом уникальном человеке его современники после окончания блистательной спортивной карьеры Ивана Удодова.
В то время подходящей должности среди спортивных чиновников в Ростове ему не нашлось. Подался олимпийский чемпион на рынок в мясники, рассказывал, что его дед и прадед тоже рубили мясо. Работал и в тире в ростовском парке отдыха недалеко от Областного дома физической культуры, где иногда поддерживал спортивную форму. Не чурался с товарищами-боксерами и представителями других видов спорта и крепких напитков. В последние годы жизни Иван Васильевич вернулся к любимому виду спорта, был тренером.
В октябре 1981 года Иван Удодов скончался. Ему было всего 56.
НАГРАДА ДОЛЖНА НАЙТИ ГЕРОЯ
В память о замечательном штангисте на Дону проводятся турниры. В 2013 году на Ворошиловском проспекте в Ростове установили именную «звезду» в честь Ивана Васильевича Удодова.
Но есть один крайне обидный факт в биографии Ивана Удодова, о котором не упоминают. Например, та самая метательница диска Нина Ромашкова (Пономарева) за спортивные победы была удостоена орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Так уж было принято в советские времена, что все олимпийские призеры даже за бронзовую медаль удостаивались тех или иных государственных наград. И только Ивана Удодова по каким-то причинам эта честь миновала.
Тогдашние власти не жаловали людей, находившихся на оккупационной территории, тем более в плену или в концлагерях. Возможно, в этом кроется главная причина того, что Удодова обошли с наградами. А может, все намного проще — какой-то чиновник регионального или союзного уровня забыл вовремя подать наверх необходимые данные…
Но допущенную несправедливость можно исправить. Прецедент уже был. Известно, что за олимпийскую победу в 1956 году футболист сборной СССР Анатолий Исаев по каким-то причинам не получил госнаграду, в отличие от всех своих товарищей по той команде. Скромный футболист-ветеран молчал почти полвека, но его коллега по олимпийской сборной Алексей Парамонов обратился к Дмитрию Медведеву и спустя несколько месяцев Исаеву вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Хаджимурат Акаев, призер двух олимпиад, двукратный чемпион мира и чемпион Европы, заслуженный мастер спорта, президент федерации тяжелой атлетики Ростовской области сказал:
— Легенда отечественного спорта — Иван Удодов достоин государственной награды, как никто другой. Мы готовим обращение во Всероссийскую федерацию тяжелой атлетики и соответствующие документы с ходатайство о награждении донского спортсмена.
Заместитель министра по физической культуре и спорту Ростовской области Виталий Криводод поддерживает эту идею.