С тех пор повелось, что каждый верующий и знающий историю храма путешественник, бывая в Аксае, просит у этой иконы светлой дороги и заступничества. Делают это странники потому, что испокон веков икона Божией Матери «Одигитрия» (в переводе с древнегреческого — путеводительница) считается покровительницей путешественников. Они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, болезней и бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. Помогает икона и во времена тяжких эпидемий. В истории донской земли последнее сыграло особую роль. Подтверждают это и архивные документы, и бесчисленные свидетельства, которые до сих пор передаются из уст в уста.
Как «Одигитрия» попала на Дон?
Рассказать об этом нам поможет книга Светланы Чибисовой «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе». Впервые икону Божией Матери «Одигитрия» казаки привезли в Черкасск (ныне Старочеркасск) из польского города Вильно. Было это в 1656 году, и тогда же в главном казачьем городе выстроили деревянную Одигитриевскую церковь. Все бы хорошо, но, как пишут очевидцы тех событий, привезенная икона на нашей земле прожила недолго — Богородица многократно являлась во снах многим жителям Черкасска. И во снах этих требовала вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно. Казакам эти видения не нравились — везли святыню аж за несколько тысяч верст, а тут — на тебе, отправлять обратно! Вопрос решила война.
Спустя шесть лет с момента появления иконы в Черкасске на земли казаков с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Попавшие в окружение дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Битва была выиграна, и икону с большой честью отправили на родину. Но до этого с иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.
Есть и другая версия происхождения Аксайской иконы «Одигитрия». Связана она с именем святителя Тихона, епископа Воронежского, нетленные мощи которого хранятся в Задонском монастыре. Икона «Одигитрия» долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову.
«О Боже милостив! За все его труды
Блаженством, славою, бессмертьем награди!»
Об этом удивительном священнике стоит рассказать отдельно. В конце позапрошлого века Василий Петров благодаря своему особому душевному складу и благочестию был известен далеко за пределами родной станицы. Он был усердным молитвенником, носил вериги, власяницу и, думая о своей душе, не забывал и о душах прихожан. Благодаря ему в Аксайской при храме появилась первая школа для неграмотных казачат. С благословения и под руководством святителя Тихона отец Василий проводил миссионерскую деятельность среди раскольников. Старообрядцы охотно его слушали, многие присоединялись к православной церкви.
История сохранила немало любопытных фактов, связанных с его именем. К примеру, однажды к отцу Василию пришел наемный работник и жаловался ему на то, что хозяин его прогнал и денег не уплатил. Священник пытался вразумить обманщика, но когда результата не последовало, он приказал сторожу храма звонить по душе умершего.
— По ком звонит колокол? — спрашивали жители, не ведая, кто же умер.
— По правде звонит, — ответствовал отец Василий. — Правды больше нет.
Как свидетельствуют записи, хозяин испугался такого знака, раскаялся и расплатился со своим работником.
Но главную память о себе Василий Петров оставил в стенах нового Троицкого храма. Он строил его сам, дважды падал и дважды чудесным образом выживал — одеждой зацеплялся за леса. Третий раз стал для него последним. Случилось это в 1790 году, перед самым завершением строительства.
Смерть отца Василия окутана тайной. Священник жил один, но когда умер, тело его нашли уже чистым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело покойного. Похоронили отца Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой была устроена часовня, которая до наших дней не сохранилась. К счастью, уцелела надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви города Аксая. Надпись на плите гласит:
«Надменный пышностью, прельщенный суетой,
Познай ничтожество, познай век краткий свой.
Здесь человек лежит таков, как ныне он.
Исчезнут прелесть, честь, слава, мир, как сон.
Здесь погребен Отец Василий, сын Петров;
Порокам страшен был и пышности суров,
Сначала воин был и злость врагов губил.
За храбрость, мужество себе честь получил,
А в тысяча семьсот и шестьдесят восьмом году
Священства сан принял он по трудам.
Раскола семена старался истреблять,
Святейшей веры свет догматов утверждать.
В сем подвиге святом вся жизнь его прошла,
Свечей и вождем хромым, слепым была.
В надежде будущих блаженных райских дней
Рачением, трудом создал святый храм сей.
За честность, знания от многих был любим,
От злобы, зависти за истину был гоним.
Но в тысяча семьсот девять — десятом году,
В одиннадцатый день декабря скончал живот.
Всего лет шестьдесят он в жизни только жил.
Но церкви, обществу премного услужил.
О Боже милостив! За все его труды
Блаженством, славою, бессмертьем награди!»
После смерти отца Василия Петрова икона «Одигитрия» исчезла из его дома. О ней вспомнили во время погребения, поскольку батюшка еще при жизни не раз говорил о том, чтобы данная Тихоном святая икона сопутствовала ему в загробную жизнь. На поиски бросились все аксайцы (так ранее называли аксайчан), но найти икону не удалось.
Спустя сорок лет случилось чудо...
В августе 1830 года началась страшная эпидемия холеры. Каждый день в станице умирали люди, и нигде им не было спасения. Казаки стенали, молились и просили Богородицу о помощи. И она опять начала им являться во снах. Причем всем говорила одно и то же: найти заброшенный дом, в котором хранится икона «Одигитрия», от которой они и получат чудесное спасение. Тогда прихожане попросили священника Тимофея Попова пройти в указанный дом и поискать икону.
И пошли. И нашли. За печью под толстым слоем мусора лежал образ Божией Матери «Одигитрия». Отец Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.
Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году (во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет): «…я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу, и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою, и я сделался здоров и невредим».
Через три дня после обретения иконы холера прекратилась. Однако в соседних городах от той же болезни умирали люди. И икону отправили в Новочеркасск, где спустя несколько дней эпидемия тоже пошла на спад. А икона-спасительница осталась в Новочеркасске.
Спустя семнадцать лет холера вновь пришла в Аксай. В день умирало по сто человек. В это же время шло строительство Ольгинской дамбы, среди рабочих началась паника, они требовали расчета, но многие бежали, не получив заработанное, бросив и деньги, и паспорта. Для ликвидации паники прибыл начальник Войскового штаба генерал М. Г.Хомутов. Двенадцать выборных от станичного общества обратились к Хомутову с просьбой о возвращении Аксайской иконы «Одигитрия» в станицу. Когда икону с почетом везли домой, люди присоединялись к крестному ходу, молились и плакали навзрыд.
Образ принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли икону вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла. С разрешения Владыки Иоанна икону Божией Матери «Одигитрия» поставили в Троицкой церкви, где во имя нее был устроен в 1848 году придел в трапезной части, справа от главного алтаря. После холера вновь перекинулась на Новочеркасск. И снова икона спасла город. По окончании эпидемии святой Синод признал икону Божией Матери «Одигитрия», обретенную в Аксае, чудотворной. К ней прикладывались все путешественники, которые ехали через станицу Аксайскую (благо здесь была почтовая станция). Молились у образа и наследник цесаревича Александра Николаевича, и августейшие особы, и известные казачьи атаманы. И заступница путешественникам помогала.
В Новочеркасском соборе хранится точный список с оригинала
Не иссякал и поток паломников. Приношения иконе достигали огромных размеров. Хотя и сам образ был очень богато украшен. Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною. Икона находилась в золотом окладе 84-й пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников (7,4 кг.).
А 18 мая 1891 года на месте обретения Аксайской иконы был заложен храм. Владелец земельного участка сотник Лотошников пожертвовал его церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Через пять лет стройка была вчерне окончена, попечители обратились к архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году».
Престольный праздник был установлен 4 сентября и совершался в отсутствие иконы, перед списком с нее, поскольку в этот день согласно утвержденному расписанию икона находилась в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе.
Исследователь Светлана Чибисова пишет и о том, что поклонение аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Возможно, она была укрыта где-то на донской земле либо вывезена за рубеж. Не сохранились и чтимые списки с чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала.
Храм же, посвященный Аксайской иконе «Одигитрия» — один из немногих уцелевших в военное и послевоенное время. Сегодня здесь находится современный список, созданный с помощью найденных документов и изображений. Как мне объяснила служительница, верующие, как и прежде, приходят сюда за помощью и получают ее. И пусть в этом храме нет той самой иконы, о красоте и чудесной силе которой сегодня остались только легенды, войдя в церковь, вы почувствуете, что построена она здесь не зря. Здесь по-другому чувствуется время, по-другому дышится и по-другому воспринимается мир.
Я купила книжку об истории храма Одигитрии, села на лавку здесь же, в церкви, и начала читать. Пока глаза бегали по строчкам, я отчетливо слышала песнопения крестного хода, стук каблуков казачьих сапог, напитанные слезами молитвы матерей и шепот благодарения. Все было в этой церкви. И все осталось. В стенах, в книгах, в искусно выписанных ликах святых, взирающих на застывших под храмовыми сводами странников...