МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

Разрешите возразить!

С 2014 года чуть более 6 % жителей Ростовской области воспользовались записью к врачу через интернет

На прошедшем расширенном совещании комиссии Совета Федерации РФ и департамента информационных технологий и связи Минздрава России были подняты вопросы внедрения программы информатизации здравоохранения, которую давно уже не критикует разве что ленивый. Государство и регионы вложили в создание государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) огромные деньги, оснастили все медицинские учреждения страны компьютерами, проложили сети и создали центры обработки данных. IT-компании получили заказы на создание медицинских информационных систем (МИС) разного уровня — от отдельных учреждений до региональных управлений и министерств здравоохранения. Но отсутствие единых требований и нормативных документов привело к хаосу — отдельные фрагменты будущей единой системы созданы подчас по взаимоисключающим принципам, и сложить этот пазл воедино похоже уже не под силу даже для федерального центра. 

3 апреля газета «Республика Татарстан» со ссылкой на республиканское Министерство информатизации и связи сообщила, что «за первый квартал этого года электронной услугой «Запись на прием к врачу» жители Татарстана воспользовались более 1,2 млн раз».

2 апреля ИА «ВолгаИнформ» на своем сайте поместило следующую информацию: «В Минздравсоцразвитии Чувашии подчеркивают, что возможность записи на прием к врачу через интернет является одной из самых востребованных услуг в электронном виде. В Чувашии сервис «Электронная регистратура» функционирует с 2009 года и входит в систему медицинского портала Чувашии, с его помощью жители республики могут записаться к врачам всех поликлиник республики. В целом через электронную регистратуру на прием к врачу записываются 32,1% пациентов (от общего числа обращений)».

18 марта министр здравоохранения и социального развития Республики Карелии Ерванд Хидишян провел заседание коллегии, посвященное результатам работы министерства в 2014 году, на котором отметил, что сервисом электронной записи на прием к врачу в прошлом году воспользовались более 29 тысяч человек (это менее 5% численности населения республики. — Прим. автора).

В Ростовской области в прошедшем году, услугами электронной записи на прием к врачу воспользовались 262111 человек, что, как вы понимаете, составило чуть более 6% населения донского края. Это не может не радовать, во всяком случае, мы не замыкаем список аутсайдеров.

С 2012 по 2014 гг. на развитие услуг электронной записи на прием к врачу в ростовском регионе из федерального и регионального бюджетов было потрачено более 400 миллионов рублей. Много это или мало и почему мы, жители донского края, чуть ли не позади планеты всей? С этим вопросом мы обратились к заместителю министра здравоохранения региона Станиславу Беседовскому.

Отдавая должное Станиславу Григорьевичу, следует сказать, что во время детального разговора он обрисовал, что называется, всю картину в целом. Дорога к исполнению цели, то есть к успешной работе системы, оказалась отнюдь не проста, резюмировал он. Во-первых, сроки, поставленные правительством, были слишком малы для реализации поставленной задачи. В связи с этим Минздрав Ростовской области принял решение разделить работу на несколько этапов. На первом же этапе возникла проблема: оказалось, что ни одна из местных фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения для медицинских учреждений области, не имела опыта работы с подобными системами. При этом изначала при создании РС ЕГИСЗ все оборудование для работы системы закупалось каждым медицинским учреждением самостоятельно, что влекло за собой проблемы как в учете закупленного оборудования, так и в контроле бюджетных средств. Поэтому было принято решение централизовать закупки и провести ряд аукционов, чтобы определить уже конкретного исполнителя.

К 2013 году большинство организационных вопросов уже было решено, но появилась иная проблема: банальная нехватка финансовых средств на реализацию и поддержку работы системы записи на прием к врачу. С этим и связаны основные задержки в выполнении определенных этапов работ. Со слов замминистра, даже по изначальным подсчетам (еще на первом этапе) для правильной и отлаженной работы РС ЕГИСЗ потребуется около полутора миллиардов рублей.

Что касается технической стороны вопроса, то свои комментарии добавил заведующий программно-информационным сектором министерства Александр Мельников.

По его словам, на данный момент в 126 учреждениях уже закуплены все необходимые компоненты для работы РС ЕГИСЗ. В остальных же еще нужны некоторые средства защиты или серверное оборудование. Как говорит Александр Леонидович, главное в системе — это защита персональных данных, а ее обеспечение — удовольствие недешевое. Он также подтверждает слова г-на Беседовского о том, что проблема в основном техническая, а вопросы по организации почти все уже улажены. Тормозит весь процесс только нехватка средств для закупки оборудования и программного обеспечения. Если эти средства выделить, то все станет на свои места и система успешно заработает. Только вопрос о количестве необходимых средств остается открытым — точного ответа нет.

В от веет на вопрос о том, что будет с учреждениями, в которых уже работают локальные системы, и будет ли интеграция с ними, я получила недоуменные взгляды. Куда пойдут данные и пойдут ли — непонятно. Но деньги выделять надо, и очень много. Только на первый взгляд может показаться, что все хорошо и план выполняется как надо, однако при тщательном разборе в голову приходит четкая мысль: на сегодняшний день в работе над созданием и поддержкой РС ЕГИСЗ вопросов больше, чем ответов.

«Разложим по полочкам».

Начиная с 2012 года по заказу Минздрава области был проведен целый ряд аукционов на реализацию и функционирование РС ЕГИСЗ в Ростовской области. Суммы, выделенные на эти аукционы, более чем приличные: восьми- и девятизначные.

Аукцион 2012 года. Контракт на оказание услуги по созданию РС ЕГИСЗ. Победитель — ОАО «Ростелеком». Сумма — 362 170 489 рублей.

Аукцион 2013 года. Победитель — снова ОАО «Ростелеком». Сумма — 71 852 809 рублей. Подано лишь две заявки. Одна из заявок была отклонена из-за несоответствия требованиям аукциона.

С аукционом 2014 года дело обстоит уже несколько иначе: деньги на аукционы начали выделяться из средств Фонда обязательного медицинского страхования, т. е. в дело пошли деньги, предназначенные непосредственно для самих лечебных учреждений. Каждое из 44 медицинских учреждений проводило свой аукцион. Предмет контракта — поддержка функционирования уже созданного РС ЕГИСЗ.

«Сухой остаток».

По итогам проведения Минздравом области в первой половине 2014 года аукционов, предметом которых являлся комплексный сервис в целях обеспечения функционирования РС ЕГИСЗ, очевидно, что они состоялись по факту лишь на четверть: 43% закупок отменены решением Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), 35% не состоялись, а оставшийся «кусок», то есть 22%, достался опять же ОАО «Ростелеком».

По данным того же портала госзакупок, центральная районная больница Миллеровского района заключила договор на создание и обслуживание РС ЕГИСЗ по результатам аукциона, вопреки решению УФАС. Решением комиссии Ростовского УФАС заказчику (ЦРБ Миллеровского района) было выдано предписание № 665/03, согласно которому заказчик должен был аннулировать указанную закупку. Однако данное предписание заказчиком выполнено не было. Более того, заказчиком был заключен контракт в нарушение ч. 23 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ. Данные о заключении договора находятся на том же сайте госзакупок.

А вот и еще любопытная деталь: несмотря на то что ОАО «Ростелеком» является чуть ли не единственной компанией, способной выполнить госзаказы по части обслуживания РС ЕГИСЗ, эта компания уже была уличена в незаконном завышении цен на свои услуги. 25 июня УФАС признало ОАО «Ростелеком» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» из-за установления монопольно высокой цены на подключение к интернету. Как-никак косячок для абсолютного фаворита.

После упомянутых выше результатов проведенных аукционов, состоявшихся в первом полугодии лишь на четверть, во второй половине 2014 года последовала куда более неординарная ситуация: 100% закупок, проведенных для медицинских учреждений области в рамках электронной записи на прием к врачу, были вообще отменены (3 — по решению УФАС, 9 —по результатам рассмотрения жалобы, поступившей в УФАС).

От теории — к практике

Давайте попробуем записаться на прием к врачу через интернет сегодня. На все запросы в поисковых системах типа «запись на прием» во главе списка стоит www.gosuslugi-rostov.ru».

На «Госуслугах» можно записаться на прием чуть менее чем в половину лечебных учреждений Ростовской области (65 из 174). И то не всегда и не к каждому врачу.

Статистика записей на сайте госуслуг ведется с 2011 года, и на сегодняшний день уже более 585 тысяч человек воспользовались этой услугой. На вид цифра впечатляет, если не брать в расчет то, что общая численность населения Ростовской области — более 4 миллионов человек, а за три года жители донского края в первичное звено здравоохранения обратились более чем 20 миллионов раз. Получается, что чуть более 2% жителей области воспользовались записью на прием к врачу через интернет. А ведь численность абонентов, имеющих доступ в интернет, по области уже перевалила за отметку в 40%.

Что еще? Например, сайт «записьнаприем.рф» тоже не блещет — лишь 13 активных учреждений.

Еще одна интересная деталь: судя по «грандиозным» аукционам 2014 года, даже те 13 «активных» учреждений получили доступ к региональному сервису ЕГИСЗ только за дополнительные средства (около 16 миллионов рублей). Откуда деньги? Из Фонда обязательного медицинского страхования. Как итог: медицинские учреждения могли бы использовать эти финансовые средства на тот же ремонт, повышение зарплат персоналу, на лекарства, наконец.

Самая большая активность записи на прием в первичное звено здравоохранения отмечена среди педиатрических учреждений. О передовых технологиях в лечебных учреждениях и не менее передовых пациентах рассказал главный врач детской городской поликлиники № 45 Андрей Сергеевич Евдокимов:

— Конечно же, время не стоит на месте и родители все чаще используют все нововведения себе во благо. В том числе и электронную запись на прием. Мы, в свою очередь, стараемся максимально оправдать ожидания наших клиентов, делая весь процесс наиболее простым и удобным. В системе электронной записи на прием поликлиника вместе с филиалами работает с 2014 года, причем вполне успешно.

«К новогоднему столу»

29 декабря (!) 2014 года ЦГБ г. Азова в интересах 74 муниципальных лечебных учреждений проводила аукцион на право обслуживания РС ЕГИСЗ в 2015—2017 гг. Цена вопроса — чуть более 288 миллионов рублей. Было подано пять заявок, где ОАО «Ростелеком», исполнитель всех предыдущих заказов, снова оказалось фаворитом, несмотря на то что 3 других участника предложили одинаково минимальную цену.

Заявки абсолютно всех участников, кроме ОАО «Ростелеком», были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. В частности, причина несоответствия заявки ООО «Связинформ-Ритейл» состоит в том, что один из документов в заявке не был заверен нотариально, хотя ни в требованиях аукционной документации, ни в законе № 44-ФЗ об этом ничего не сказано. Тем более что аукцион проводился в режиме онлайн, поэтому о нотариальном заверении не могло быть и речи.

12 февраля 2015 года при рассмотрении в Управлении ФАС по Ростовской области жалобы ООО «Связинформ-Ритейл» на действия комиссии по проведению аукциона, где мне удалось принять участие, ОАО «Ростелеком» снова отличилось. По правилам проведения аукционов участники и заказчики вообще не имеют права общаться между собой до заключения контракта. А вот представители ОАО «Ростелеком» принимали активнейшее участие в обсуждении вопроса на стороне заказчика — Центральной городской больницы г. Азова. Со стороны складывалось впечатление, что победитель аукциона чуть ли не сам писал техзадание для лечебного учреждения. Казалось, что между заказчиком и участником был некий своеобразный «подготовленный» диалог. По ходу рассмотрения жалобы стало очевидно, что обе стороны были в курсе того, что будет говорить каждый.

На пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Юг» 3 февраля 2015 года министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин заявил, что система будет функционировать в штатном режиме только к 2018 году. Тем более непонятно, что вообще будет с РС ЕГИСЗ в 2018 году и сможет ли сам г-н Лопаткин в 2018 году подтвердить вышесказанное. 

После всех этих слов уже кажется, что на саму идею функционирования РС ЕГИСЗ можно махнуть рукой, не говоря уже обо всем остальном. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах