МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

Мэр украинского Свердловска приехал просить помощи

Город Свердловск Луганской области находится почти сразу за Гуково. От городской черты до границы меньше 10 километров. Сейчас там уже не стреляют, линия фронта сдвинулась на запад. Вот только пенсий там тоже никто не получает, да и зарплаты платить получается не всегда — ведь уголь, который всегда обеспечивал благосостояние региона, лежит на складах.

Сепаратисты в квадрате?

— Наш город находится на юго-востоке молодой Луганской Народной Республики. Линия ее границы с Российской Федерацией составляет 34 километра. Мы — ваши самые близкие соседи, — пояснил в самом начале встречи Андрей Сухачев. До войны он был обычным предпринимателем, занимался строительством. Теперь его называют исполняющим обязанности городского главы. Ну, или попросту мэром.

Вместе с ним на пресс-конференции присутствовал так называемый командующий юго-восточного направления Казачьей Национальной Гвардии Александр Гайдей. У него весьма громкое звание — генерал-майор казачьей гвардии, и он, как нетрудно догадаться, подчиняется скандальному атаману Козицыну. Тому самому, который, по слухам, заявлял об отделении от ЛНР и создании новой — Донской Казачьей — республики.

— Просто произошло недоразумение, — пояснил этот случай Гайдей. — У нас в Луганской Народной Республике есть свое МВД. МГБ, КГБ — много появляется министерств. И они, не предупредив, приехали в Антрацит. Естественно, когда казаки заметили никак не обозначивших себя вооруженных людей, ситуация вышла плохая. Но потом мы все вместе обсудили и договорились о полном взаимодействии. Никакого отсоединения и объявления своей республики не было.

Что ж, значит, здравый смысл все же сохраняется.

Граница не спасает

Казалось бы, гуманитарная обстановка в самом близком к российской границе городе ЛНР должна быть хотя бы немного лучше. Но это, к сожалению, не так. И дело здесь в российской таможне — она, по словам Андрея Сухачева, не пропускает машины с гуманитарной помощью от частных лиц, называя их товарными партиями. Мол, где доказательства, что это не попытка провезти продукты на продажу без оплаты таможенных пошлин? Ну, а государственные гуманитарные конвои, как легко узнать из теленовостей, бывают нечасто, да и едут они преимущественно в Луганск и Донецк. А значит, единственный выход для людей — ехать в Россию и покупать продукты самим. Понятно, что для многих пенсионеров такой вариант оказывается попросту невозможен.

— С нашей стороны контроль за границей берет на себя Александр Петрович Гайдей, — заявил Сухачев. — Мы же просим правительство Ростовской области рассмотреть вопрос об открытии таможенных постов именно для гуманитарной помощи. Если есть опасения, что границу будет пересекать незаконный груз, мы обещаем организовать досмотр автомобилей.

— К сожалению, у нас еще нет собственной таможенной службы, — взял слово Александр Гайдей. — Но постепенно мы наладим и ее работу. По всей линии границы у нас находится несколько подразделений. В настоящее время наша задача — перекрыть поток оружия и наркотиков в Ростовскую область. Мы уже обнаружили одну организацию, которая занималась поставками оружия, задержали ее участников и изъяли около 12 автоматов, а также много гранат.

— Нам нужны торгово-экономические отношения с бизнесом Ростовской области, — немного сменил тему Андрей Сухачев. — Нам нужно находить рынки для реализации наших продуктов, завозить вашу продукцию. Ведь продажа продукции — это и зарплата шахтеров, и закупка горючего и удобрений для посевной следующего года.

Главная надежда Свердловска — это Новочеркасская ГРЭС. Она закупала здесь уголь еще до Майдана. Больше не закупает. Во-первых, потому что с юридической точки зрения это было бы воровством ресурсов, принадлежащих Украине. Во-вторых, потому что «молодой республике» не на чем этот уголь везти. Откуда у них могут взяться железнодорожные составы и топливо? Так что, как это ни печально для свердловчан, скорее всего, их уголь так и останется лежать на складах.

Тем не менее, по словам Александра Гайдея, в районе Свердловска работают все шахты, которые работали до войны. Зарплату шахтеры получают, но сильно урезанную — кто 70%, кто 50%, а кто и 30%: «чтобы рабочие не разбежались».

— У нас сейчас такая ситуация, что один шахтер кормит сразу нескольких человек, — пояснил Андрей Сухачев. — Жену, детей, маму, тещу.

Но много ли можно купить на 50% и без того небольшой шахтерской зарплаты? Оставим этот вопрос открытым.

За пенсиями — к врагу

15 ноября президент Украины Петр Порошенко приказал прекратить выплату любых пенсий и пособий на территориях, подконтрольных сепаратистам ДНР и ЛНР. Банковская система там тоже отключена, поэтому осуществление каких-либо безналичных операций технически невозможно. Даже отделения Ощадбанка (украинский вариант «Сбербанка»), которые раньше хоть как-то спасали жителей непризнанных республик, закрыты. Такая обстановка оставляет пенсионерам лишь один — последний — шанс. Это ехать на подконтрольную Киеву территорию и переоформлять пенсию там. А потом ездить туда каждый месяц и получать заветные гривны наличными. И хотя такой поступок выглядит не слишком патриотично для жителя независимой республики, мэр Свердловска относится к этому с пониманием, ведь в ЛНР ситуация с пенсиями еще хуже.

— Финансовые возможности у республики небольшие, поэтому руководство только начинает по частям выплачивать социальную помощь пенсионерам и работникам бюджетной сферы, — сказал мэр. — Но до нашего города очередь на выдачу еще не дошла. Поэтому люди пытаются, и у нас нет моральной возможности запретить им пытаться выжить. Кто-то кооперируется с живущими на подконтрольной Киеву территории родственниками, какие-то предприимчивые люди уже придумали, как делать на этом деньги (известны случаи организации платных «пенсионных туров», когда молодые люди на машинах отвозят пенсионеров «куда надо» и помогают получить все нужные бумаги. — Прим. автора). Но получают ли они деньги потом, я не знаю.

Примерно в таком же положении — на грани выживания — в Свердловске находится бизнес. Но ему тоже стараются по крайней мере не мешать. Ведь именно он создает хоть какое-то движение живых денег.

И наконец —— спасибо

Вместе с мэром Сухачевым и генерал-майором Гайдеем на пресс-конференции присутствовала женщина — уполномоченный представитель Марина Ляшенко. Она зачитала список лиц, которым жители Свердловска выражают благодарность за содействие в такое трудное время. Некоторые имена в этом списке мне показались достаточно неожиданными. Оказывается, помощь оказывали очень многие.

— Мы очень благодарны Игорю Александровичу Гуськову, к которому мы обращались, Виктору Петровичу Водолацкому, который помогал нам как казак казакам. Мы благодарны ректору ДГТУ Бесариону Чохоевичу Месхи, Александру Васильевичу Попову — депутату Госдумы, который помогает нам настроить товарообмен, и редседателю местного отделения «Единой России» Александру Нечушкину, который также делает много для нашего бизнеса.

Вместо заключения хочется сказать, что при всем сочувствии к несчастным людям, живущим в условиях гуманитарной катастрофы, каждое слово их так называемых местных властей указывает лишь на то, что эти новоиспеченные политики понятия не имеют, что делать с городом, особенно в режиме почти полной автономии. А потому никакого другого выхода, кроме как стоять с протянутой рукой на границе с Россией, у них нет. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах