«Боже, царя храни!»
Оркестр грянул «Боже, царя храни!», и ощущение, что ты присутствуешь не на торжественной линейке в общеобразовательном учебном заведении 18 мая 2013 года, а на съемках исторического фильма, только усилилось. В какой-то момент даже показалось, что вот-вот на плац выедет на белом коне сам государь император в исполнении Никиты Михалкова, как в нашумевшей некогда картине «Сибирский цирюльник». Но нет, это было не кино и не модные нынче исторические реконструкции.
Всего каких-нибудь четверть века назад в эти же майские дни по этой самой площадке перед школой-интернатом маршировали пионеры. А ныне воспитанники Второго Донского имени императора Николая II кадетского корпуса выстроились на главном своем празднике, посвященном дню рождения императора — небесного покровителя корпуса. В программе дня — торжественный молебен, вручение погонов лучшим воспитанникам, грамот — педагогам, затем концерт, и в заключение — вечер-портрет святого государя императора страстотерпца Николая Александровича Романова.
Признаться, это было красиво: пацаны-старшеклассники в кадетской форме все смотрелись красавцами-удальцами, девчонки-первоклассницы, старательно вышагивающие в общем строю, выглядели и забавно, и трогательно. Восхищению родителей не было предела, они охотно рассказывали, почему отдали детей в кадетский корпус и как довольны своим выбором. Большинство мам не скрывало, что сами они «не то чтобы сильно верующие» и в церковь без особого повода не ходят, но тот факт, что их дети читают шесть молитв в день (после утреннего построения и окончания учебного дня, до и после трапез), нисколько родителей не смущает.
— Пусть хоть какие-то устои у них будут! — сказала мне одна из мамаш. — А то в обычной школе ни порядка, ни дисциплины, и нравственности никакой!
Рядом со мной стоял худенький бледный мальчик — как оказалось, тоже кадет, учится в шестом классе, но в празднике не смог принять участия: проболел две недели и пропустил репетиции. На вопрос, чему его в первую очередь научили в корпусе, он ответил не по-детски серьезно: «Глубокому патриотизму!» И объяснил, что такое глубокий патриотизм: это когда ты по-настоящему любишь русский народ, который «во многих случаях был справедлив и честен», и готов защищать Родину.
«От кого же надо защищать Россию?» — спросила я юного патриота. «От террористов!» — ответил он мне.
Как раз в эти минуты ребята, получившие красные погоны, целовали икону и крест в руках батюшки. Так было заведено еще девяносто лет назад, когда в Сербии офицерами Белой Армии, бежавшими из России с частями генерала Врангеля, был создан Второй Донской кадетский корпус императора Николая II. Он прекратил свое существование в 1964 году, а через тридцать лет бывшие воспитанники привезли из Сербии знамя корпуса и передали его ростовским кадетам.
Поднявшись на второй этаж, я невольно замерла: в холле стоял огражденный тяжелыми коваными цепями большой — в полный рост — портрет царя Николая II, а перед ним небольшие пушки. Школьный мемориал последнего русского царя впечатляет: даже если ты не монархист, в этом месте вдруг начинаешь ощущать, как в душе рождается некий благоговейный трепет.
Что же рассказывают детям учителя (по школьной программе или нет) об императоре Николае II, весьма противоречивой фигуре в отечественной истории, и о российском самодержавии? Директор кадетской школы полковник Козловский — военный дипломат, человек блестяще образованный, но явно не либерал по убеждениям, иначе праздники в кадетском корпусе проходили бы по другому сценарию.
Впрочем, родителям кадетов это не особо интересно — что там втолковывают детишкам про русскую историю. Они честно признаются, что «политикой не интересуются», а уж в такие идеологические дебри, как цари и революции, вообще не вникают. Главное — что детишки у них «приучаются к дисциплине и порядку» ну хотя бы до 17:00 — в этом кадетском корпусе спальных корпусов нет, вечером все расходятся по домам.
...Наконец наступает кульминация праздника: командование корпуса сдает рапорт своему новому командиру — ректору ДГТУ Бесариону Месхи. Это последняя метаморфоза кадетской школы: Второй Донской корпус в отличие от других кадетских корпусов не был казачьим и не находился в ведении Облминобразования. Это федеральное учреждение, и, как все такие заведения, по приказу Дмитрия Медведева оно должно было войти в состав высшего учебного заведения. У полковника Козловского был выбор из трех вузов, и он решил, что слияние с ДГТУ — самый лучший вариант. Теперь кадетский корпус — одно из подразделений университета, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ректор Месхи уже пообещал содействие при поступлении в ДГТУ всем кадетам, которые не пойдут в военные училища.
«А вы зачем приходили, только заметку написать или у вас личная просьба есть? — спросил меня на прощанье полковник Козловский. — У меня полный карман записок с этими просьбами». Оказывается, полковника буквально штурмуют родители будущих первоклассников и ребят постарше, желающих перейти в кадетскую школу.
Нет, личных просьб у меня не было.
Жизнь с Торой
Последний звонок в еврейской гимназии «Ор Авнер» (свет Авнера — по имени отца создателя одноименного фонда Льва Леваева) прозвенел нынче для десяти выпускников. Во всех еврейских школах СНГ, финансируемых этим фондом, небольшие классы. А гимназия на улице Ульяновской у самого Дона, очевидно, самая элитная в Ростове школа, в которой дети занимаются бесплатно. Тут учатся всего сто учеников, это школа продленного дня, и за трехразовое кошерное питание родители тоже не платят. Раньше гимназия располагалась в арендованных помещениях, но потом на Дон приехал главный раввин России Берл Лазар и во время своего визита попросил у губернатора Владимира Чуба вернуть ростовской общине здание, где до революции располагался хесед — еврейская школа для мальчиков. Кстати, школа входила тогда в один комплекс зданий с главной хоральной синагогой, где с послереволюционных времен и по сей день находится областной кожвендиспансер.
Школу еврейской общине вернули, на деньги благотворителей здание прекрасно отремонтировали, но в старых стенах хеседа все равно тесно, так что принять всех желающих тут учиться просто невозможно. Тем более что, следуя нормам галахи (свод древних законов и установлений, традиционное иудейское право), в гимназию на Ульяновской принимают только детей, которые являются евреями по матери. Прежде брали всех — и по папе, и по бабушке, и по дедушке, а нынче такие вот строгости. Говорят, что их ввел новый раввин, человек строгих правил, однако на самом деле такие же порядки во всех школах России и стран СНГ, созданных и финансируемых фондом «Ор Авнер».
Сам создатель фонда Лев Леваев — из бухарских евреев, родился в Ташкенте, откуда в 1971 году в пятнадцатилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Израиль. Талантливый и удачливый бизнесмен, он создал целую бизнес-империю и, что характерно, делится заработанными миллионами со своим народом. У него самого девять детей, но он тратит деньги и на обучение и воспитание других детей. Главная особенность его школ — это сочетание современного образования с традиционным воспитанием. Дети учат тут два иностранных для них языка: английский и иврит, штудируют историю, культуру и традиции еврейского народа (и в рамках этого курса — конечно же, Тору). В «Ор Авнере» работают опытные и высококвалифицированные педагоги, проводится большая внешкольная работа. Скоро дети бесплатно поедут в летний лагерь.
О таком образовании можно только мечтать. И родители, и дети школу свою очень хвалят — и за знания, и за воспитание. Ребята-выпускники объяснили мне, почему на голове мужчины всегда должна быть кипа: она символизирует, что с тобой всегда Бог. Что же касается слабого пола, то покрывать голову должны только замужние женщины (поэтому их учительница иврита ходит в парике), а на девчонок это правило не распространяется. А еще ребята сказали, что не курят и не пьют, даже пиво и слабоалкогольные коктейли, которыми увлекаются их сверстники.
Директор гимназии Евгения Васильевна Быкова пожаловалась мне напоследок, что ее одолевают молодые мамаши из новых элитных высоток, что построены на другой стороне улицы. «Новые русские» (в таких домах бедные люди квартиры не покупают) готовы заплатить любые деньги, чтобы только их чадо приняли в еврейскую гимназию. «У вас тут порядок, нам это нравится, да и к евреям мы хорошо относимся», — так объясняют они свою необычную просьбу.
Тут уж, как говорится, хоть смейся, хоть плачь. Но в еврейскую школу их детей все равно не берут, так что придется им читать не Тору, а Библию, если в обычной школе, куда они придут учиться, будут преподавать «Основы православной культуры».
Все равны, но кто-то все-таки равнее...
Гимназия «Ор Авнер» — единственная в Ростове средняя общеобразовательная школа с национальным компонентом. В Ростовской области к таким учебным заведениям можно отнести только школы Мясниковского района, где факультативно преподается армянский язык и армянских детей приобщают к национальной культуре. Если, конечно, не считать отдельным народом казаков. Как сообщает сайт правительства Ростовской области, система казачьего образования включает в себя уже более 200 учреждений. Это кадетские корпуса, профессиональные училища, школы, детские сады.
Такие учреждения, где учится и воспитывается больше 30 тысяч детей, находятся в 43 муниципальных районах и городских округах. В Таганроге планируется открытие Морского казачьего кадетского корпуса, в Новочеркасске будет переоборудовано здание 5-й городской школы под Мариинскую гимназию, в которой, как когда-то до революции, будут обучаться только девочки. Еще три кадетских корпуса будут открыты в Азовском и Боковском районах и в Цимлянске. Законодательное Собрание Ростовской области приняло специальный закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области».
В Ростове, городах и районах области проживают люди разных национальностей. По последней переписи населения, у нас вторыми по численности после русских являются сейчас армяне. По итогам предыдущих переписей населения второй по численности национальностью на Дону были украинцы, которые двести лет назад организованно переселялись на пустующие донские земли по повелению российских государей.
Почему же украинцы ушли со второго места? Да просто очень многие стали писать в графе национальность «русский».
Не странно ли, что именно украинцы стали объектом нападок «русских патриотов»? Атаман казачьего общества «Ростовская станица» Фаустов и еще семь казаков написали в прокуратуру области заявление с просьбой «дать правовую оценку провокационной активности» руководителя украинской национально-культурной автономии Владимира Макарчука и «при наличии состава преступления привлечь к установленной законом ответственности». Заключалась эта «провокационная активность», по мнению авторов письма, в том, что Макарчук якобы «создает в школах классы украинского языка, завозит учебную литературу, напечатанную на Украине», и вообще, ведет скрытую украинизацию Ростовской области. Тут же появились обличительные статьи на эту тему на интернет-сайтах.
Весь сыр-бор разгорелся после того, как в школу № 7 имени Алексея Береста в День города Ростова-на-Дону приехала делегация украинского города Донецка и привезла в подарок буквари, которые хранятся сейчас в школьном музее. А еще в школе был театральный кружок, который выучил специально к приезду гостей песню «Маленькая страна» на украинском языке. Вот и вся украинизация. Прокуратура установила, что на самом деле ни в одном учебном заведении Ростовской области нет в учебной программе украинского языка. Национальных обществ в Ростовской области несколько десятков, многие из них называются национально-культурными автономиями, это всего лишь юридическая форма существования общественной организации.
Толерантности нам пока еще очень не хватает. Вот чему надо учить наших детей — умению понимать и уважать людей вне зависимости от их веры и национальности... Хотя дисциплина, почитание старших и любовь к Отечеству тоже, конечно, очень нужны. Чтобы привить детям все хорошее, чему нас когда-то учили, родителям надо очень постараться самим, а не только надеяться «на дядю» в военной форме или кипе.
...На «тетенек»-учительниц уже давно никто не надеется.