МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

И все-таки - через «и»!

На карте Ростова есть несколько названий, которые явно нуждаются в корректировке

Название нового района донской столицы и название остановки электрички следует писать так же, как и название одноименного археологического памятника — «Ливенцовский», и никак иначе.

Можно не сомневаться, что благими намерениями руководствовались чиновники департамента архитектуры и градостроительства в 2007 году, подав на подпись 7 мая бессменному мэру донской столицы постановление, где унифицируются названия и раз и навсегда предлагается писать «Левенцовский» в соответствующем склонении. Унификация, конечно же, была нужна, только в правильную сторону.

И никогда бы не задумался, постоянно проезжая эту остановку на таганрогской электричке, «е» или «и» нужно писать в ее названии, если бы не известный донской археолог Людмила Михайловна Казакова. Довелось услышать в той же электричке, как возмущалась она буквой е, увидев ее на табличке, установленной на перроне. Кандидат наук Людмила Казакова рассказала о встрече с учительницей истории одной из школ Советского района, чьи ученики установили происхождение этого названия. А потом, порывшись в ростовских газетах, она поняла, что не один ростовский журналист пытался поднять эту тему. Но стоило появиться очередной такой статье, как из ростовской мэрии следовал окрик с указанием на вышеуказанный документ за номером 455. И СМИ покорно печатало поправки со ссылкой на неграмотное постановление. И все-таки ради исторической справедливости приходится написать о происхождении этого названия снова.

Имя человека, в честь которого была названа сначала остановка на железной дороге, затем найденная рядом древняя крепость, а потом уже и строящийся жилой район, — Андрей Петрович Ливенцев. Его потомки живут в поселке Ливенцовка до сих пор. Ранее это место называлось хутор Семерников.

Казак Андрей Ливенцев родился примерно в 1860 году. Он воевал с турками, причем вернулся из этого похода вовсе не бедным человеком. Так что были у него средства, на которые можно было возвести свой дом. Стоит этот дом, построенный из кирпича, до сих пор.

Когда мимо хутора прошла железнодорожная ветка, стали просить хуторяне, чтобы проходящий мимо поезд пригородного сообщения останавливался и возле Семерникова. Условие железнодорожников было одно — постройте станцию. Как водится, нужно всем, а строит один — Андрей Ливенцев. Камень для фундамента брал тут же. Правда, не знал тогда казак, что разбирает стены древнейшей в Европе крепости, которую в 1960-х годах будет исследовать известнейший археолог Братченко, о чем и напишет книгу. А коллегам его же раскопы придется засыпать землей опять, так как не будет возможности тогда устроить здесь заповедник, как, впрочем, не будет такой возможности (а может, и желания!) и гораздо позже.

Фундамент появившейся станции был каменный, а само здание — деревянное. Когда в управлении Владикавказской железной дороги стали придумывать название новой остановке, долго не размышляли. Правда, ударение у станции получилось на третьем слоге, а не на первом, как у ее создателя. Дочь строителя стала кассиром на этой станции, название которой в быту скоро заменило название хутора. Он, кстати, потом разделился на два — Ливенцовку и Первомайку.

Нынешний остановочный павильон стоит на том же фундаменте, что и первая деревянная станция Ливенцовская.

На карте Ростова есть несколько названий, которые явно нуждаются в корректировке. К примеру, район Пролетарский, к пролетариям отношения не имеющий. А вот если бы поменять это безликое название на Нахичеванский, то на уровне топонимики осталась память об исчезнувшем городе.

Так же обстоит дело и с названием района Левенцовский. Право же, этот казак заслужил замены злосчастной буквы е на и.

А сами ученые до сих пор пишут название крепости, которая, как выяснилось, гораздо старше Трои, — Ливенцовская.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах