10 сентября 2011 года в Таганроге произошел несчастный случай на территории «Тагмета». В старом цехе при демонтаже плиты перекрытия с крыши высотой 17 метров упал 45-летний Александр Кривошеев и погиб. Строительно-монтажные работы вело ООО «Монтажспецстрой» («МСС»).
— Человека, который работал сварщиком, посылают как расходный материал на крышу, где через час он погибает, — рассказала его жена Елена.
Самое ужасное — что сотрудники предприятия, на котором работал погибший, утверждали, что он сам виноват в случившемся.
Отправил Кривошеева на этот объект Владимир Лобойко, его бывший сослуживец. Он же и привел Александра на это предприятие и по иронии судьбы был еще и его начальником — бригадиром участка.
После выяснилось, что на этом объекте была масса нарушений техники безопасности. Понятно, что руководство хотело это скрыть. Только выбрало оно один из наиболее кощунственных способов — переложило вину на пострадавшего.
По технике безопасности крышную конструкцию, которую разбирали рабочие, нужно было укрепить стальными тросами. Их должен держать кран. Под демонтируемые плиты необходимо было проложить деревянные подмости (так называемые леса, просто толстые доски), а они проходили только вдоль стен. Рабочие обязаны были быть пристегнуты страховочными поясами. За последнее, как за соломинку, уцепилось руководство завода, утверждая, что Кривошеев отстегнул пояс, из-за чего и упал с провалившейся плиты.
Комиссия по расследованию несчастного случая под руководством инспектора областной Инспекции труда Александра Гробовского провела проверку несчастного случая. Вдова, присутствовавшая на заседаниях, была уверена, что акт был составлен с учетом интересов руководства предприятия.
В 2012 году Елена Кривошеева обратилась в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Ростовская областная инспекция по труду провела повторное расследование и установила, что выводы предыдущей комиссии были сделаны неверно: не были учтены факты, повлиявшие на итоговый результат. В ходе расследования были выявлены другие причины несчастного случая и сделан вывод: пострадавший не нарушал никаких правил безопасности. В июне 2012 года был составлен новый акт, на основании которого семья погибшего получила все положенные выплаты.
Трудовой договор — гарантия защиты работника
Цифры и факты
<p>Статистика несчастных случаев в Ростовской области</p> <p>2013 год. За 3 первых месяца: групповых — 9, тяжелых — 30, смертельных — 11.</p> <p>2012 год. Всего 233 случая, за 3 первых месяца: групповых — 9, тяжелых —38, смертельных — 9.</p> Похожий несчастный случай произошел тоже в Таганроге в 2010 году, но финал у него иной.Работник, не имевший трудовых отношений с «Тагметом», разбился насмерть, упав с высоты. Трудовой договор был оформлен только с бригадиром, тот пригласил подработать своих знакомых. У погибшего в этот день был отгул по основному месту работы. Когда он переодевался, приехавший прораб видел только бригадира. После рабочие приступили к покраске трубы с двух сторон, во время которой человек попал под высоковольтное напряжение, упал с высоты и погиб. Комиссия не смогла связать несчастный случай с производством, потому что мужчина не был допущен к работам законным представителем фирмы-заказчика. Если бы прораб с ним хотя бы виделся и общался, этого можно было добиться. В итоге семья погибшего лишилась государственных выплат.
— Если люди не оформляют отношения по Трудовому кодексу, то они работают на свой страх и риск, — пояснил руководитель Государственной инспекции труда Николай Федянин. — На тех, кто не оформлен по трудовому договору, не распространяется действие Трудового кодекса, поскольку по закону у них отсутствуют трудовые отношения. Трудовой договор не только дает работнику соцпакет, но и является гарантией получения государственных выплат и лечения при несчастном случае.
Правда, в ТК РФ есть статья, которая говорит, что если несчастный случай произошел при фактическом допуске к работе работодателем или его представителем, то есть основания связать его с производством. Можно привлечь свидетеля, но по закону он должен быть официально оформленным на предприятии, где произошло несчастье. Естественно, такой человек вряд ли пойдет давать показания против своего работодателя.
— Важно понимать, что выплаты пострадавшему производит не предприятие, а государство из фонда социального страхования, — уточнил Николай Федянин. — Каждое предприятие платит взнос в фонд соцстраха от несчастного случая независимо от того, есть ли несчастные случаи. Его размер зависит от того, в какой отрасли предприятие работает, то есть насколько эта отрасль травмоопасна.
Выплаты производятся при тяжелых, групповых и смертельных травмах. Лечение оплачивается по окончании расследования несчастного случая. Далее работник имеет право на выплаты социального характера, если у него наступает профессиональная утрата трудоспособности — только тогда есть право получения выплат — то есть если из-за увечья он не может работать по профессии. Бывает, инвалидность есть, а утраты трудоспособности нет — выплат тоже. Бывает наоборот, например пианист лишился пальца, это потеря трудоспособности при отсутствии серьезной болезни. Как только человек излечивается и приступает к работе, выплаты прекращаются.
— Часто работодатели не хотят оформлять несчастный случай как происшедший на производстве, — говорит руководитель Государственной инспекции труда. — Скорее всего, здесь действует инерция, связанная с устаревшими представлениями. Сегодня закон таков, что он абсолютно четко гарантирует выплаты, если оформлены трудовые отношения.
Более того, в ТК РФ отсутствует понятие срока давности. Так, Госинспекция труда расследовала случай, происшедший в 1944 году во время выполнения работ на железной дороге. Составленный иск был отправлен в суд. В документах обратившегося было четко указано, что заболевание возникло после полученного на работе обморожения. Даже спустя много лет пострадавший может доказать, что его здоровье было подорвано на работе.
К сведению
Статья 145 УК предусматривает наступление уголовной ответственности за действия, приведшие к смертельному или групповому несчастному случаю.
Самые травмоопасные профессии:
— строители (падения с высоты);
— работники сельского хозяйства (трагедии на комбайнах и тракторах, особенно в период уборки);
— работники торговли (ДТП с участием торговых представителей);
— обрабатывающие производства (металлургическое, пищевое, машиностроение).
Если случилась производственная травма:
— Работодатель обязан взять заключение врачей о степени тяжести увечья. На его основании квалифицируется степень тяжести травмы.
При тяжелых, смертельных и групповых несчастных случаях:
— В расследовании принимают участие госинспекция труда, фонд соцстраха, администрация предприятия, независимые профсоюзы (областной профсоюз), администрация муниципального образования.
— Пострадавший и члены его семьи имеют право принимать участие в расследовании, присутствовать при рассмотрении на месте происшествия.
— Срок расследования — 15 дней, при необходимости получения дополнительной информации — 30 дней.
— Сроки рассмотрения смертельных случаев могут быть увеличены из-за получения выводов судмедэкспертизы — до получения экспертных заключений.
— В течение 3 дней после окончания расследования работодатель обязан выдать акт формы Н-1 на руки пострадавшему.
При легких травмах
Работодатель расследует ее производственной комиссией, пострадавший также имеет право принимать в этом участие. Срок — 3 дня.
Это важно знать
Если работник поначалу согласился квалифицировать травму как бытовую, он имеет право на дальнейшее расследование. Если травма сокрытая (то есть расследование не проводилось или нарушен его порядок), родственники погибшего могут обратиться в Госинспекцию труда независимо от срока давности.
Если работодатель легкую травму расследовал необъективно, а также в случае несогласия с результатами расследования работник имеет право обратиться в Госинспекцию труда, которая проведет дополнительное расследование.
В актах формы Н-1 указывается тот диагноз, который ставится пострадавшему при поступлении впервые в лечебное заведение. Выводы остальных медучреждений не влияют на расследование несчастного случая, но учитываются при выплате возмещения вреда, если речь идет об осложнениях.
Акт формы Н-1 дает пострадавшему право на получение выплат. Это право наступает, если работник получает профессиональную утрату трудоспособности. Если этого не случится, оплачивается только больничный. При этом акт следует хранить пожизненно — возможно, через несколько лет последствия травмы скажутся на здоровье, тогда этот документ и выводы врачей могут стать поводом для установления утраты профессиональной трудоспособности.
Пострадавший имеет право на выплату морального вреда при любом виде травм. Получить ее можно только через суд.