Смуглый принц на белом коне
В то время молодым людям внушали: чтобы чего-то в жизни добиться, надо выучиться, желательно получить высшее образование. А 17-летняя Люда грызть гранит науки не собиралась. Яркая, красивая блондинка, вокруг которой роем вились кавалеры, мечтала о принце на белом коне. Семейное счастье она понимала так: дом — полная чаша, хороший муж и куча детей. Трудилась на одной из фабрик Ленинграда простой ткачихой, когда принц появился. Да еще какой! В 1962 году Людмила познакомилась с 20-летним Азизом, студентом 1-го курса архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института (ЛИСИ), гражданином Ирака. Они полюбили друг друга и решили пожениться.
Зарегистрировать отношения официально оказалось нелегко. Препоны Людмиле и Азизу чинили и советская сторона, и иракская. Длилось это не месяц, не год, а долгих 6 лет. И только в 1968 году, когда родился старший сын четы Набиль, государственные органы двух стран сменили гнев на милость. Азиз отправился в Москву, в посольство, и там наконец получил разрешение на брак с русской девушкой. Они обменялись кольцами в ленинградском Дворце бракосочетаний.
Азиз защитил диплом, уехал в Ирак и вызвал жену и сына к себе. Молодая женщина должна была получить визу. И снова препоны: вдруг выяснилось, что Людмила Рахтина — дочь врага народа.
О том, что существует семейная тайна, Людмила догадывалась давно. Ее воспитал отчим. А где родной отец? Алексей Рахтин якобы пропал без вести в начале войны. Но Люда-то родилась в 1945 году. Однажды девушка приперла мать к стенке: мол, признавайся, нагуляла меня? «Что ты, доченька? — смутилась Екатерина. — Я тебя от законного супруга родила! С ним встретилась в 1944 году!» Когда Людмила указала матери на нестыковки, та замолчала, и больше никакой информации дочь не получила.
Помнила Людмила и об одной странной встрече. В 1955 году, когда ей было 10 лет, в квартиру постучались двое: низенький военный и высокий человек в штатском без рук. Они хотели видеть мать, дожидаться не стали, отправились прямо на работу. А соседка по коммуналке шепнула девчонке: «Тот, который инвалид, — это твой отец».
Потом, сопоставив факты (мать ей так ничего и не объяснила), Людмила поняла вот что. Отец был в плену, в 1944 году его освободили. Алексей Рахтин приехал в Ленинград, где увиделся с женой. «Результатом» их свиданий стала Людмила. Затем отца как военнопленного отправили в лагерь, где он потерял руки. В 1955 году Рахтин разыскал жену и детей, но Екатерина была замужем, и Алексей решил не ломать ей жизнь. Что с ним стало — тайна, которую мать унесла в могилу. Но в 1968 году бумеранг вернулся к дочери. Целый год пришлось улаживать формальности. В конце концов Людмила стала жительницей Багдада.
Чужая страна
— У мусульман многоженство в законе, — рассказывает Людмила Алексеевна. — Поэтому мало кто верит, что я была единственной женой Азиза. Тем не менее это так. Страна нас встретила не с распростертыми объятиями. Супруг долго искал работу, его советский диплом в Ираке не котировался. Смог получить место только в глубинке, в 100 км от Багдада. Муж оказался талантливым архитектором, работодатель оценил его способности, так что карьерный рост Азизу был обеспечен. Он стал прилично зарабатывать. Я же всю себя отдала семье. В 1969 году родилась дочь Эмель, а в 1972-м — второй сын, Адель.
Что касается родственников супруга, то они, вроде бы, и не обижали Людмилу, и привечали ее, но общего языка с ними женщина не нашла. Не в прямом смысле — за 2 года она выучила арабский, знала его в совершенстве. Просто гордой, самолюбивой женщине не нравилось, что родня относится к ней как к служанке. Ей в голову не пришло, что таков у мусульман менталитет. Поэтому Людмила поставила Азизу условие: хочешь, чтобы у нас была полноценная семья, — снимай квартиру. В этот период благосостояние супругов позволяло им такую роскошь. Они стали жить отдельно от родственников. Иракский архитектор трепетно любил жену и детей. Он редко повышал на домочадцев голос, а физические наказания считал дикостью, недостойной цивилизованного человека. Возможно, Азиз и Людмила прожили бы долгие годы в любви и согласии и вместе состарились бы. Но в 1979 году в Ираке сменилась власть.
Президент Ахмед Хасан аль-Бакр ушел со своего поста, а новым правителем страны стал Саддам Хусейн. Наступили времена закручивания гаек. Начались гонения на оппозиционеров и всех подозрительных граждан. Испугавшись, что ему вменят в вину русскую супругу, Азиз аль-Абид с семьей уехал в Ленинград. Точнее, сбежал от предполагаемых репрессий.
Еще в Багдаде архитектор защитил кандидатскую диссертацию, а в СССР взялся за докторскую. Но в 1983 году свежеиспеченный доктор наук затосковал. Он заявил Людмиле, что хочет вернуться в Ирак. Мол, конечно, страшно стать жертвой режима, но еще страшнее потерять отчизну. Куда муж, туда и жена, как нитка за иголкой. Людмила собрала детей и вылетела на родину супруга.
Но это была уже другая страна. В обществе поселился страх. Любое инакомыслие выжигалось каленым железом. Шла война с Ираном, военные расходы росли из года в год бешеными темпами, а население стремительно беднело. Семья аль-Абид с трудом сводила концы с концами, другие же местные представители среднего класса, у которых было больше жен и детей, вообще перебивались с хлеба на воду. Людмила честно выдержала год. Но однажды сказала:
— Ты как хочешь, а я возвращаюсь в Россию!
— Мне нельзя уезжать! — испугался Азиз. — Саддам может объявить меня предателем и уничтожить всех моих родственников!
— А я чувствую, что если останусь здесь, то скоро сойду с ума! Решено, еду сама с детьми! Чтобы к тебе не было претензий со стороны властей, давай разведемся!
После развода Людмила, Набиль, Адель и Эмель улетели в Ленинград. Азиз продержался в Ираке еще несколько лет, но в итоге режим Саддама достал и его. Архитектор эмигрировал в Иорданию, где женился на местной женщине. У него родилась дочь, сестра детей Людмилы по отцу.
Родня по всему миру
После арабских страхов и неудобств семья аль-Абид (Людмила оставила фамилию мужа) наслаждалась жизнью в родном Питере. Набиль 17 лет трудился проводником на поездах, исколесил весь Союз. Сейчас он — дежурный депо. Адель работает путейцем в метрополитене. Что касается Эмели, то ее судьба сделала неожиданный финт, как когда-то произошло и у ее матери.
В 1988 году завершилась война Ирака с Ираном, и у девушки появилась возможность приехать в гости к отцовской родне (сам он уже жил в Иордании). В Багдаде Эмель познакомилась с молодым иракцем Хайдаром. Любовь вспыхнула, как костер, и юноша немедленно рванул в Ленинград, просить у матери руки любимой. Людмила повздыхала, поплакала, но благословила их на брак. После свадьбы молодые уехали в Ирак на постоянное место жительства. Сегодня у них трое детей. У Хайдара своя строительная фирма, он кандидат технических наук, поэтому семья не бедствует даже в стране, разоренной новой войной, затеянной США. Вносит свою лепту в семейный бюджет и Эмель, переводя медицинские книги (она медик по образованию) с европейских языков на арабский.
Всего у Людмилы Алексеевны пятеро внуков и уже есть правнучка Маргарита. Наша героиня прожила в Ленинграде — Санкт-Петербурге с 1984-го по 2004 год. Кем только ни трудилась: и ткачихой на фабрике, и продавцом в магазине, и верстальщиком в типографии, и поваром в столовой. В 2000 году вышла на заслуженный отдых. И скоро почувствовала, что в двухкомнатной квартире стало тесновато. Сыновья женились, у них родилось по дочке.
После развода с Азизом личная жизнь у Людмилы не сложилась. Супруг был ласковый, чуткий, внимательный, на его фоне русские мужчины выглядели грубыми и недалекими. Так и не нашла Людмила Алексеевна свою вторую половинку. А одинокий человек более мобилен, чем семейный. И коренная ленинградка вспомнила, что в Ростовской области, в х. Клевцово Красносулинского района, у нее живет двоюродная сестра. Людмила приехала в гости и... влюбилась в здешние места. Правда, приобрести дом в сельской местности горожанка до мозга костей не рискнула, купила квартиру в Красном Сулине. Не Санкт-Петербург, конечно, но все-таки город. Здесь пенсионерка проживает с 2004 года. Освободила питерскую квартиру для выросших детей.
Людмила Алексеевна очень скучает по сыновьям и внучкам. Поэтому на родину ездит каждый год, при первой возможности. А вот отправиться в Ирак к Эмели для нее дорого, женщина получает минимальную пенсию. Зато дочь с семейством навещает мать, им это по карману.
Остается добавить, что пару-тройку раз в год почтальон вручает нашей героине необычные конверты с заморскими марками. Из Иордании пишет бывший муж. На каждое письмо Людмила Алексеевна аккуратно отвечает. Азиз не освоил интернет, поэтому предпочитает доверять свои чувства бумаге. Когда женщина читает его послания, у нее слезы выступают на глазах. Несмотря на то что у родного когда-то человека другая семья, он любит ее, Людмилу. Эта любовь сквозит в каждой строке.
А ведь прошло 29 лет с тех пор, как они расстались...