МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

Энергетик всегда прав?

Как правило, мы оплачиваем услуги естественных монополий, не задумываясь над тем, что по факту получаем далеко не полный объём заявленной услуги

И уж точно не обещанного качества. Особенно часто это справедливо в отношении продукта энергетиков.  Как же узнать, сколько на самом деле «весит» киловатт-час и насколько качество тока в наших проводах соответствует стандартам, установленным в государстве?

Не додали – докажи

Тарифы растут, подтягивая за собой вверх и прочие цены. И нам с вами, рядовым потребителям, становится всё труднее справляться с этой экспансией. Тем не менее, большинство из нас являются добропорядочными гражданами и оплачивают эти услуги вовремя и в полном объёме. А вот взаимностью компании-поставщики электротока отвечают далеко не всегда и не всем.

Между тем, электрическая энергия – тоже товар, и к ней, как и ко всем прочим товарам применимо понятие качества. Её качество определяется совокупностью свойств, делающих её пригодной для обеспечения нормального функционирования различных технических и электронных средств. Нормы качества электроэнергии установлены в ГОСТ 113109–97. В этом стандарте сказано, что показатели качества электрической энергии (ПКЭ) должны вноситься в договор электроснабжения и в технические условия на присоединение потребителей. Статья в ГК РФ обязывает энергоснабжающие организации подавать продукт, соответствующий требованиям Госстандарта и условиям договора энергоснабжения. Если эти условия нарушаются, абонент вправе отказаться от оплаты такого товара. В этом пункте мы сталкиваемся с первой сложностью: с одной стороны, закон защищает потребителя, с другой, поди докажи, что ты не верблюд и твои лампы накалывания тлели тусклее лучин, телевизор сгорел, а компьютер то и дело перезагружался, теряя важные данные. Тот факт, что он получил услуги ненадлежащего качества, абоненту самому необходимо доказывать, как и размер ущерба.

Найти слабое звено

Отправляясь на поиски справедливости, нужно всегда помнить о том, что качество электроэнергии зависит не только от режимов работы регулирующих устройств напряжения энергоснабжающей организации, но и от характеристик оборудования потребителя, а также от состояния, например, проводки внутридомовых сетей. Дело в том, что большая часть многоквартирного жилого фонда, а впрочем, и частного сектора, построена в 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годах – то есть значительно больше 20 лет назад. Объёмы потребления электроэнергии с тех пор значительно увеличились – сказался бум приобретений населением компьютеров, телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. А вот проводка и мощность подстанций к такому росту суммарно потребляемой единовременно электроэнергии в СЖФ сегодня совершенно не приспособлены. Так что для того, чтобы окончательно быть уверенными в своей правоте, стоит убедиться, что по этим параметрам с вашими приёмными мощностями всё в порядке и претензии к скачкам напряжения и иным «радостям» некачественного энергоснабжения вам стоит предъявлять именно поставщикам. В противном случае требуйте устранения неполадок с ТСЖ и УК, или устраняйте сами.

Договор дороже денег

Прикрыв тылы и вооружившись знаниями об установленных законом нормативах в области качества поставляемой потребителями электроэнергии, нужно переходить к следующему этапу, а именно – к составлению договора.

В него в обязательном порядке должен быть включён пункт об обязательствах энергоснабжающей организации поддерживать качество поставляемой электроэнергии по всем показателям, установленным ГОСТ 13109-97, с указанием пределов отклонения частоты, длительности провала напряжения, установившегося отклонения напряжения, дозе фликера (мерцания света, воздействующего на психику человека) и так далее. Неустойки при поставке электрической энергии пониженного качества по вине энергоснабжающей организации и ухудшения качества электрической энергии по вине потребителя могут быть установлены в договоре по соглашению сторон. Для применения неустойки в договоре обязательно должен присутствовать ряд пунктов, устанавливающих, например, перечень ПКЭ, точки коммерческого контроля качества электроэнергии, периодичность и продолжительность измерений, на основе которой определяют сторону, виновную в нарушении норм стандарта, и так далее. Для того, чтобы правильно составить договор, стоит воспользоваться услугами квалифицированного юриста.

Стучите, и отворят вам

Контроль за соблюдением требований стандарта энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии должны осуществлять органы надзора и аккредитованные испытательные лаборатории по КЭ.

Собрав в своём распоряжении данные измерений, проведённые этими организациями, можно обратиться в суд, Общество по защите прав потребителей или попытаться решить проблему непосредственно с организацией-поставщиком: возможно, спор удастся разрешить в досудебном порядке, хотя это и достаточно редкий случай.

В случае, если, как обычно, сетевая организация не признаёт свою ответственность за ненадлежащее качество электрической энергии и причинение ущерба имуществу потребителя, вопрос решается в судебном порядке.

После определения в установленном порядке ответственности за причинение ущерба имуществу потребителя компенсация должна быть выплачена энергосбытовой организацией в 10-дневный срок.

Для информирования потребителей о порядке подачи жалоб и перечне необходимых документов «Памятка о действиях при повреждении бытового электрооборудования из-за низкого качества электроэнергии» должна быть размещена на интернет-сайте энергокомпании, а также в местах приёма клиентов.

Нужно помнить, что пассивность и спускание на тормозах – верный способ никогда не получать по-настоящему качественные услуги. В вас должны признать равноправного участника экономических взаимоотношений, а не безликого потребителя, который стерпит всё.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах