Стороны в лице представителей истца – пострадавшей сети ресторанов и представителей обидчика – «Донской вещательной корпорации» встретились на первом этаже суда в кабинете под счастливым номером 103. Истца олицетворяли представитель по доверенности и один слушатель, интересы «Донской вещательной» защищали представители юридической конторы «Ювенал».
Первым ходатайством представителей сети ресторанов «РИС» стало ходатайство о разрешении использования диктофона… Суд уточнил, будет ли ООО «РИС» уточнять свои требования в отношении физического лица – автора статьи, представители «РИСа» пояснили, что не будут уточнять исковых требований, поскольку иск предъявлен и к «Донской вещательной корпорации».
Рисовая каша
Далее истец кратко изложил суть своих сумбурных требований. Они заключались в том, что в соответствии со статьей 152 и 1101 ГК он просил взыскать c ответчика компенсацию за моральный ущерб. Моральный – то есть репутационный, который истец якобы понес в связи с публикацией статьи «Питаться в «РИСе» опасно и противно». Истец просил опубликовать статью-опровержение, текст которой был приложен к исковому заявлению.
Интересны основания, по которым определялся размер так называемой «компенсации». Истцы – руководство «РИСа» – определили его, почитав статью и придя к выводу, что нанесенный юридическому лицу ущерб оценивается в один миллион рублей. По словам представителя «РИСа» ущерб был оценен в соответствии с тиражом и с тем, какой определенный вред был нанесен сети ресторанов «РИС», которая насчитывает уже почти тридцать заведений…
По мнению представителей «РИСа» порочащий характер сведений, приведенных в статье, выражается в частности строками: «кто-то жаловался на грубость к посетителям, кто-то – на таракана, бегавшего по принесенным роллам…»
Ссылаясь на лингвистическую экспертизу, проведенную выпускницей Педагогического института Лилит Месроповной Месропян, представители «РИСа» заявили, что экспертизой установлено, что высказывания автора статьи о грубости в ресторанах «РИС» и тараканах, бегающих по роллам, являются собственным мнением автора…
По поводу близости сети ресторанов «РИС» к сети минимаркетов «Империя продуктов» представитель «РИСа» указал, что упоминание об этом носит порочащий характер и не соответствует действительности. «Никто не ходит в «Империю продуктов», чтобы покупать какие бы то ни было недостающие продукты», – резюмировала представитель «РИСа».
Наш бульон
В своем отзыве представители «Донской вещательной корпорации» указали, что все так называемые высказывания автора и о грубости, и о тараканах, а также о том, что в «РИСе» доедают все то, что не продалось в сети минимаркетов «Империя продуктов», являются ссылками на мнения третьих лиц, высказанные ими вслух или на интернет-форумах. Все приведенные предложения могут быть проверены на предмет достоверности, и люди, посещающие данный ресторан, в процессе обсуждения и общения высказывали соответствующие суждения. Об этом и говорилось в статье. И ссылки, сделанные на интернет-пользователей, присутствовали в статье.
Мы предложили представить доказательства того, что все приведенные высказывания были взяты из Интернета. В завершение обоснования наших доводов мы сослались на Постановление пленума Верховного суда, где указано, что мнения и взгляды не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности. То же касается и приведенной неумелой экспертизы.
Автор статьи выступил с разъяснением, в котором показал, что негативную информацию несет в себе само название сети «РИС», в котором буква «И» стилизована под букву И краткое, а также наличие в названии сети ресторанов слова из трех букв, которое вешают на каждом углу. Он пояснил, что публикация о том, как в сети ресторанов «РИС» противно и опасно питаться, явилась рефлексией на то, как в «РИСе» относятся к своим посетителям. Рефлексия, возникшая из диалога двух разных культур – автора и владельцев ресторана.
После чего журналист выразил готовность моментально выложить деньги и разойтись с миром в случае, если «РИС» сможет пояснить, где в законодательстве прописан «моральный, то есть репутационный» вред, причиненный юридическому лицу.
Далее мы выразили наше намерение обратиться в правоохранительные органы по поводу наличия в действиях руководства сети ресторанов «РИС» признаков преступления, предусмотренного статьей 144 УК РФ: воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов с целью склонить их не освещать на страницах своих изданий актуальную общественную тему опасности и противности питания в указанной сети закусочных…
Рисовая приправа
Ближе к окончанию заседания представители «РИСа» выложили свой последний козырь – указали на то, что описывая ситуацию с пожаром в одном из ресторанов и высказывая сожаление о том, что ресторан не сгорел, автор статьи выглядит настоящим злодеем.
И, кстати!
Прокуратура Ленинского района г. Ростова-на-Дону совместно с пожарными на 90 дней приостановила деятельность ростовского Дворца спорта, в котором на моей памяти пожаров не было. Почему бы прокуратуре Ленинского района и другим районным прокуратурам Ростова и области не проверить на пожароопасность заведения сети закусочных «РИС», особенно находящихся в жилых домах. Ведь, как показала практика, они горят…
Ситуацию с пожарами в сети «РИС» прокомментировал и совладелец сети далеких от «РИСа» продуктовых магазинов «Империя продуктов» Ашот Хбликян. Правда, в своем комментарии Хбликян ушел от «РИСа» совсем недалеко. «Больше всего меня может разозлить злорадство по отношению к человеку, попавшему в беду — когда журналист или блоггер, например, радуется, что сгорел какой-то ресторан. А если бы там люди сгорели? Вот этого злорадства я не понимаю», – заявил бывший коллега Дмитрия Островенко («Каена») по ростовской городской Думе.
Судебное заседание отложено до 23 августа – периода окончания летних отпусков.