МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

«Прогибы» и «перегибы» энергетиков

Как выгода для одной отрасли порождает множество проблем для других

Помните телерепортажи из 90-х? О том, как в операционных и реанимационных отделениях больниц отключали электричество, в детских яслях зимой – отопление, как резкий скачок цен на электроэнергию приводил к очередному витку гигантской инфляции во всех сферах экономики? Думаете, это безвозвратно ушло в прошлое? Вовсе нет.

Причина прошлых бед и сегодня никуда не делась, только мимикрировала, приспособившись оптимально решать свои задачи в духе времени.

Сегодня проблемы ЖКХ волнуют всех и каждого. В прессе много говорится о качестве услуг и росте тарифов. Однако есть еще одна немаловажная проблема и касается она стратегической безопасности России. Один высокопоставленный федеральный судья охарактеризовал ее примерно так: Россия борется с внешними врагами и шпионами, а здесь внутри России творится узаконенная диверсия.

Заключается эта проблема в том, что энергетикам удалось добиться того, что они могут фактически прекратить энергоснабжение любого стратегического жизненно важного предприятия России.

В 2006 году государство с целью соблюдения внутренней безопасности, сохранения здоровья, жизни и благополучия людей постановлением Правительства РФ №530 утвердило правила и перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Справка "МК"

<p>Рост тарифов приходится на распределительные сети и на сбыт. Здесь, по мнению главы государства, особенно вызывающе ведут себя сетевые компании.</p>

При этом изначально под уровнем аварийной брони понимался такой уровень, чтобы указанные в перечне организации по минимуму могли поддерживать свой производственный технологический цикл и не создавать угрозу жизни и безопасности людей.

Чтобы понять важность вопроса, публикуем этот перечень в полном объеме.

1. Объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии.

2. Объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий, метрополитен.

3. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

4. Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.

5. Объекты Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

6. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.

7. Объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.

8. Питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности.

9. Объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Согласно пункту 168 Правил № 530 в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.

При этом порядок ограничения режима потребления электроэнергии, величины аварийной и технологической брони установлен в пунктах 188 и 189 Правил № 530, а перечень данных потребителей приведен в Приложении №6 к упомянутым Правилам.

Объекты водоснабжения и канализации относятся к числу таких потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Справка "МК"

<p>&quot;По моей информации, уже сегодня &mdash; прежде всего для малого и среднего бизнеса &mdash; цены на электроэнергию превышают все возможные пределы. В январе 2011 года предприятия, которые работают на низком уровне напряжения, в Курской области оплачивали 6,5 рубля, то есть 15 евроцентов за киловатт/час. Даже в Италии, которая является самой проблемной с точки зрения электроэнергетики страной Западной Европы, этот уровень составляет 11 или 11,5 евроцента. Курская область у нас, видимо, богаче, чем большинство европейских стран. Рост цен, например, в Калуге по сравнению с январем прошлого года составляет около 50 процентов, причем почти весь объем этого роста приходится на тарифы, регулируемые на региональном уровне. Видимо, у многих уже возникло устойчивое ощущение, что мы гораздо более богаты, чем наши европейские партнеры&quot;. <br /> Дмитрий Медведев.</p>

Поскольку прекращение энергоснабжения предприятия может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, то основания таких действий могут быть предусмотрены исключительно законом или принятыми во исполнение данного закона иными нормативно-правовыми актами и не могут быть расширены или изменены по усмотрению сторон.

Также вышеназванными правовыми нормами запрещено полное ограничение подачи электроэнергии объектам водоснабжения. Таким образом, очевидно, что полностью остановить технологический цикл водоканала или другой стратегической организации невозможно.

Однако принятый энергетиками на федеральном уровне нормативный акт перечеркивает смысл всех вышеприведенных норм права:

1. изменениями в п.189 Правил №530, согласно которым уровень аварийной брони устанавливается не по требованию потребителя;

2. Приказом Минпромэнерго РФ №124 от 18.03.2008г. были утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.

В соответствии с п.58 Правил аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Таким образом, вместо защиты жизни и здоровья всех людей, проживающих на территории, обслуживаемой водоканалом, энергетики свели вводимое ограничение подачи электроэнергии к безопасности жизни и здоровья персонала одного предприятия, который безопасно должен покинуть его при свете горящей лампочки, чтобы не споткнуться. При этом технологический процесс полностью прекращается.

При подготовке указанного приказа утрачен здравый смысл и добросовестность. Ведь если не смогут работать сооружения канализации или водного хозяйства, то как может быть обеспечена безопасность жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.

Такое порочное понимание уровня аварийной брони приведет к тем самым неблагоприятным последствиям, против которых изначально были направлены Правила №530.

Кроме того, подразделения МЧС лишаются возможности в обезвоженных населенных пунктах брать воду для тушения пожаров, которые превратились в настоящее бедствие для России, поскольку энергетики «облагодетельствовали» водоканалы таким уровнем аварийной брони. Этот уровень полностью остановит технологический процесс и приведет к отсутствию воды в пожарных гидрантах. Принятое энергетиками толкование понятия аварийной брони ведет к полному прекращению энергоснабжения социально значимого производства, стратегических предприятий.

Таким образом, ставится под угрозу нормальное функционирование систем водоснабжения и водоотведения, что в дальнейшем приведет к их разрушению и последствиям, при которых возникает угроза жизни и здоровью населения. А это значит, что в летний период больницы, детские сады, школы, стратегические объекты, население могут остаться без воды, а в зимний период – и без тепла. В свою очередь сторона, ограничивающая электроснабжение, в сложившейся ситуации будет прикрываться приказом Минпромэнерго, который позволяет обесточить любое жизненно важное и стратегическое предприятие.

Энергетикам не важно, что задолженность перед ними может возникнуть не по вине их должника, а по вине крупных злостных неплательщиков. Им неважно, что из-за этого могут случиться экологические и техногенные катастрофы, их не заботит судьба людей. Далеко ходить не надо: в Ростовской области в такую ситуацию попадали добросовестные поставщики услуг, которым энергетики, пока, увы, не идут на встречу.

Куда смотрит власть, спросите Вы? В подобных ситуациях власть предпочитает видеть лишь спор хозяйствующих субъектов.

К этому нужно добавить, что перед своим уходом из РАО ЕЭС и его ликвидацией Чубайс добился изменения в тарифном законодательстве. Теперь все предприятия ЖКХ должны рассчитываться с энергетиками не по тарифу, а по свободным рыночным ценам, действующим на рынке покупки электроэнергии. При этом сами предприятия ЖКХ действуют исключительно в рамках жестко установленного тарифа.

Как тарифная служба узнает, какими будут конкретные цены на свободном рынке электроэнергии в следующем году, если тариф устанавливается в предыдущем? - спросит читатель. И это самый интересный вопрос. Отвечаем - по принципу "пальцем в небо". Умными учеными в секретных лабораториях разработаны специальные формулы, чтобы вывести сценарную (прогнозную) цену на электроэнергию в будущем году.

Однако ничего общего с реальной ценой, которая складывается на свободном от нас с Вами рынке электроэнергии в течение тарифного года, по факту эти цены не имеют.

Возьмём, для примера, одно из предприятий-поставщиков услуг в сфере ЖКХ в Ростовской области и на основании его данных за 2010 год произведём точный расчет. Выпадающие доходы по электроэнергии за 2010 год из-за фактической стоимости электроэнергии выше, чем установлено в тарифах РСТ РО на 46 миллионов 134,02 тыс. руб.

На 2010 год средняя стоимость электроэнергии по тарифу для предприятия, исходя из прогнозных цен, заложенных РСТ РО в тарифе, составила 2 руб. 29 коп./квт. ч, фактически цена за электроэнергию сложилась – 2 руб. 69 коп./квт. ч. При фактическом расходе электроэнергии в количестве 115 402, 87 тыс. квт. ч. и стоимости 1 квт. ч. - 2,29 руб., расходы должны были составить 264 миллиона 242,52 тыс. руб., при стоимости 1 квт. ч. - 2,69 руб., фактические расходы составили 310 миллионов 376,53 тыс. руб., т.е. отклонение в стоимости электроэнергии равно с НДС - 54 миллиона 438,14 тыс. руб.

Таким образом, сумма убытков за неучтенное в тарифах на 2010 год отклонение стоимости электроэнергии составила 54 миллиона 438,14 тыс. руб. с НДС. Эта сумма РСТ РО не учтена в тарифе на 2011 год, поскольку действующее тарифное законодательство позволяет учитывать эту сумму только через год, т.е. в тариф 2012 года.

Естественно, в 2011 году это предприятие ожидают убытки в размере около 100 млн. руб за неучтенное в тарифах на 2011 год отклонение стоимости электроэнергии, при том, что в результате проводимой модернизации предприятию существенно удалось снизить энергозатраты. Эти убытки, как понимает читатель, будут компенсированы только в течение 2013 тарифного года. Все это ляжет на наши с Вами плечи, однако виноват в этом не водоканал, а тот «энергичный» реформатор, который смог добиться принятия такого абсурдного законодательства. Энергетикам впору ставить ему золотой памятник при жизни.

Имеются и другие несовершенства в тарифном законодательстве, из-за которых, например, водоканалы вынуждены работать в убыток. Однако это уже совсем другая история. К сведению: Южный водоканал Сочи, Архипо-Осиповки, Тамани смог добиться компенсации из бюджета Краснодарского края убытков из-за установления экономически необоснованного тарифа на сумму около 1 млрд. рублей (информация открыта к доступу на сайте арбитражного суда).

Этот опыт очень полезен и для предприятий в Ростовской области. Думаю, им должны воспользоваться юристы пострадавших хозяйствующих субъектов для того, чтобы выправить возникшую не по их вине сложную ситуацию. Когда, как в нашем примере, предприятие поставляет свой товар – воду – в долг, осуществляя социально значимую деятельность и, думая прежде всего о жителях, которыми прикрываются крупные недобросовестные неплательщики, да к тому же действующее тарифное законодательство для водоканалов и для энергетиков должно быть существенно пересмотрено, так как является де факто, одной из причин проблемы..

Однако это мало заботит энергетиков, у них свои корпоративные интересы и можно понять их руководителей, желающих как можно дольше продержаться на заветном месте, для чего нужно только обеспечить наибольшую собираемость всеми возможными методами. А для этого все средства хороши и они у них есть. Даже если для этого придётся остановить социально значимое стратегическое предприятие. Да и что можно ожидать конструктивного и социального для потребителей от предприятия, которое до последнего времени фактически контролировалось из-за границы.

Основными акционерами ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» до января 2011 года являлись четыре западные компании: Patbury Ventures Limited (24,9%), Platinus Investments Limited (18,9%), Prasino Enterprises Limited (17,5%) и Integron Investments Limited (22,3%). В январе из состава акционеров ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» вышли четыре иностранные компании, владевшие в совокупности более 83% акций общества. По данным контролирующего проблемные донские сбыты концерна «Росэнергоатом», новым собственником компании стало московское ООО «Транснефтьсервис С», о котором известно, что оно тоже принадлежит единственному владельцу «Санфлейк лимитед» (Sunflake Ltd) зарегистрированному на Кипре.

Не кажется ли власти подозрительным, что за энергетическую безопасность одного из самых густонаселенных регионов страны, Ростовской области, отвечают «наши друзья из-за бугра». Интересно, как они там переживают, в своих теплых странах, наши холодные зимы. Тяжело, наверное, собственникам кипрских компаний, болит сердце за Россию-кормилицу. Но вот вопрос, как руководство страны сможет повлиять на действия или бездействие кипрской компании. Негативных примеров масса. Тот же аэропорт «Домодедово». Только после совершения там теракта и по прямому указанию президента России смогли с трудом выяснить хозяев компании, управляющей крупнейшим стратегическим транспортным объектом. Не хотелось бы даже представить себе последствия «ледяного дождя» у нас на Дону, если уж в Подмосковье боролись с этой проблемой под присмотром всего правительства, и было сложно, то здесь до сих пор, наверное, готовили бы на кострах.

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» – поётся в популярной песне «Машины времени». Энергетики, надо отдать должное, поднаторели в «прогибании» экономики под себя. Однако государство, если оно действительно представляет интересы общества, а не только одной отдельно взятой отрасли, должно позаботиться о том, чтобы эти «прогибы» не перегнули палку. Экономика должна вернуться в русло здравого смысла, и общественной пользы, а не подстраиваться под интересы пусть и очень важной, но всё же не единственной отрасли.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах