Вводная часть
Отчет мэра был противоречив и пестрил неточностями. Уже во вступительной части доклада мэр обозвал Думу «городским советом депутатов». Оговорку мэра можно понять, вероятно, он очень устал. По словам мэра прошедший 2010 год был для города, как и для всей страны, трудным годом – годом очередных испытаний. В самом начале выступления в воздухе повис вопрос – знает ли мэр вообще о том, что представительный орган муниципального образования называется городской Думой, и по адресу ли он обращается? Скорее всего, вступительную часть мэрского отчета скопировали из Интернета.
Позитивным итогом прошедшего года мэр посчитал то, что городская экономика выдержала испытание кризисом и мы продолжили развивать город. Несмотря на сокращение доходов бюджета мы ни на день не сорвали выплату заработной платы в бюджетной сфере.
Какова заслуга города в своевременной выплате заработных плат в бюджетной сфере, для присутствовавших осталось загадкой.
Затем мэр ударился в противоречия – из-за отсутствия средств мы сократили или полностью прекратили финансирование по некоторым важным направлениям. Но тут же оправдался за все, уточнив, что основной задачей социально-экономического развития города в 2010 году было преодоление негативных последствий мирового финансового кризиса.
Анализ динамики
Анализируя динамику основных показателей за прошедший год, мэр сделал вывод о том, что экономика Батайска восстанавливается «неплохими темпами».
По данным мэра, рост промышленного производства в городе в 2010 году составил 112,9%, наметилась тенденция выхода из кризиса строительной отрасли, реальные денежные доходы населения – на 9,2% выше. Пенсии в реальном выражении возросли на 30%.
И если рост промышленного производства, и выход из кризиса строительной отрасли можно было бы как-то объяснить бездействием мэрии в этих сферах, то каким образом мэр Батайска поучаствовал в возрастании «реального выражения пенсий на 30%», стало для слушателей еще одной загадкой.
Экономика
Отчитываясь о показателях экономического развития, мэр запутал присутствовавших в цифрах: «Прибыль предприятий по итогам прошедшего года составила 269,52 млн рублей, убытки – 102,6 млн (что больше на 107,3 млн рублей, чем за аналогичный период 2009 года)».
Среди приоритетных направлений развития Батайска мэр выделил инвестиции (есть мнение, что «инвестиционное направление» мэру скопировали из доклада губернатора области).
Далее, возглавляющий Батайск на протяжении десяти последних лет Валерий Путилин рассказал о первых шагах (!!!) по формированию системы привлечения инвестиций…
В качестве примера мэр привел строительство Южного сортировочного центра «Почты России», речь о строительстве которого велась на протяжении последних трех лет. Среди прочих (пяти проектов) было упомянуто одно юрлицо (ООО «Донская мясная компания»), речь о котором так же идет в течение трех лет, и аквапарк, о строительстве которого мэр рассказывает уже девять лет.
Интересно, какие инвесторы придут в город, мэр которого просто никого туда не пускает? К примеру, бывший руководитель батайского хлебокомбината Валерий Путилин не пускает в город хлеб, произведенный не на его хлебозаводе.
Строительство в Батайске
В части строительства доклад мэра не стоит критики. Приведенные цифры говорят сами за себя: «Почти 90% введенного жилья приходится на долю индивидуальных застройщиков. 488 индивидуальных жилых домов введено в эксплуатацию в 2010 году».
Тот, кто чувствует разницу между понятиями «построено» и «введено в эксплуатацию», тот поймет, что администрация настоятельно позволила дачникам узаконить их дачные дома, даже те, которые построены довольно давно. В следующем году для сохранения положительной динамики и хорошей отчетности мэрии придется узаконить хозяйственные постройки и собачьи будки. При этом садоводческие товарищества остаются без электричества и транспортного сообщения, в том числе и для перевозки детей в школу.
Мэр озвучил проблемы, которые тормозят развитие жилищного строительства – дефицит электрических мощностей. В эксплуатацию вводятся новые дома, которые город не может обеспечить электричеством. Такая же проблема с водой. Ситуацию, когда в доме установлен насос, тянущий воду из городской трубы, жители частного сектора считают нормальным явлением.
О каких инвестициях может идти речь в городе, в котором не хватает энергетических мощностей и воды?
Говорят, что от спада в строительной отрасли города страдает и сам мэр. Город маленький, и людям известно, что по две квартиры в каждой из новостроек через подставных людей регистрируется на известного в Батайске администратора.
В городском строительстве, со слов жителей, исправно работает «откатная» система. С домов берут квартирами, с земельных участков и продаваемой муниципальной собственности – деньгами.
В своем отчете мэр не рассказал о том, как по пять тысяч рублей за квадратный метр продавалась муниципальная недвижимость.
Здесь же мэр коснулся вопроса предоставления жилья ветеранам, молодым семьям и сиротам. Но мэр не рассказал, что сиротам предоставляется законное жилье в Батайске после их обращения прокуратуру области и в приемную президента РФ.
Мэр не рассказал о массовом «точеном строительстве», которое производится в городе, и о многочисленных обращениях граждан в суд в связи с этим.
Мэр в своем отчете дипломатично обошел проблемы обманутых дольщиков из трех недостроенных домов. Посвященные указывают на то, что варианты разрешения ситуаций по дольщикам были, но городская администрация не бросилась помогать людям.
ЖКХ
Освещая вопросы жилищно-коммунального хозяйства, мэр совершенно обошел вопрос о том, сколько вообще составляет оплата за услуги ЖКХ, и как стоимость услуг ЖКХ в Батайске соотносится со стоимостью этих услуг в других областных городах. Мэр обошел острую тему формирования тарифов на услуги.
В качестве своеобразного оправдания мэр произнес такую фразу: «Действующая система расчетов за жилищно-коммунальные услуги не обеспечивает единых подходов и алгоритмов расчетов платежей граждан, прозрачность финансовых потоков».
Странно, но за прошедшие десять лет мэр мог бы добиться выработки единых подходов и прозрачности потоков хотя бы для того, чтобы владеть ситуацией в городе.
Городской транспорт и дорожное покрытие
Освещая транспортный вопрос, мэр рассказал о тротуарах, щебеночном покрытии дорог и о проездах к городском кладбищу, о ремонте и строительстве светофорных объектов. Упомянул о замедлении темпов обновления автобусного парка и о том, что доля автобусов, которые эксплуатируются свыше 10 лет, составляет порядка 40%.
Жители города с удовольствием добавили бы к этим словам мэра и то, что в городе нет культуры транспортного обслуживания, потому что на транспортном рынке нет конкуренции. Что автобусы монопольного перевозчика «АТП-1» горожане называют «скотовозами».
Утверждают, что в городе вот уже десять лет не проводилось конкурсов на предоставление транспортных услуг. Считают, что в создавшейся ситуации у мэра есть личная заинтересованность.
Социальная сфера
Рассказывая о социальном развитии города, мэр снова запутался в словах: «Город, пользуясь поддержкой губернатора, до сих пор не получил средства на строительство первой очереди терапевтического корпуса ЦГБ». По смыслу получается так, что без поддержки губернатора город давно получил бы вожделенные средства на строительство корпуса ЦГБ.
Далее мэр упомянул о строительстве множества объектов, о необходимости проведения капитальных ремонтов, как известно, приносящих до 30% откатных средств, а так же об обеспечении 470 дополнительных мест в детских садах. Указав при этом, что управление образования продолжит открытие дополнительных дошкольных мест на базе свободных площадей.
Очевидно, что город пошел по пути уплотнения в учреждениях. Это плохо сказалось на качестве предоставляемых услуг, дети стали чаще болеть. Нехватка мест в дошкольных учреждениях – болевая точка многих городов. При этом в Батайске в разное время были закрыты 16 детских садов и яслей.
Но и здесь мэр рассказал не все. Было бы интересно узнать, куда деваются деньги, которые родители вносят во внебюджетный фонд в счет оплаты за детские сады. Кем контролируется расходование этих средств, и на какие деньги был не так давно приобретен новый автомобиль для управления образования? Батайчан интересует и то, на какие средства начальник городского управления образования строит сразу три дома в поселке СКВО?
Есть подозрение, что не все собираемые деньги используются на цели, связанные с дошкольным детским образованием. А сумма этих средств составляет порядка 3–4 млн рублей в месяц.
Бюджет
От вопросов социальной политики мэр перешел к бюджету. Бюджетная часть доклада вызвала вопросы у представителей думской оппозиции. Были приведены данные о том, что администрация города задолжала своим подрядчикам за работы, выполненные в 2008–2009 гг., порядка 400 млн рублей. Работы были выполнены по указанию мэра города, но в реестры выполненных работ они не входили. Часть подрядчиков обратилась в Арбитражный суд, и суд удовлетворил их требования.
Известно, что администрация рассчитывается по возникшим долгам, но строки по этим затратам не было внесены в бюджет 2010 года. Возник вопрос – откуда взялись деньги для расчетов, и не является ли это нецелевым расходованием бюджетных средств? На этот вопрос мэр ничего не ответил. Заместитель главы администрации по бюджету и финансам Ирина Левина скромно сказала, что не знает, какая сумма была возвращена кредиторам, и не помнит, откуда взялись эти деньги.
Резюме
Далее следовали заготовленные вопросы, на которые мэр бодро отвечал. И неуверенно молчал в ответ на острые вопросы, содержащие критику. Мэр ничего не рассказал о коррупции в городе и о безопасности проживания батайчан.
В результате от депутата-единоросса Геннадия Окуневича последовало предложение – вообще не рассматривать вопрос об отчете мэра на заседании Думы, отправить его на доработку и вернуться к рассмотрению, когда в отчете будут правдиво отражены все составляющие деятельности мэра за 2010 год.
Но послушно благодарная батайская Дума решила утвердить отчет мэра г. Батайска, работу мэра в 2010 году признать удовлетворительной, обнародовать решение путем «опубликования в официальном печатном издании и в составе иных информационных ресурсов города».
Нам же понятно следующее – при более детальном анализе отчет мэра о его деятельности за прошлый год может стать одновременно планом работы для батайской прокуратуры, Счетной палаты Ростовской области и контрольного управления областной администрации.
В свою очередь наш материал, возможно, станет поводом для того, чтобы мэр Батайска задумался о том, как сделать управление городом более прозрачным, эффективным и честным.