МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ростов-на-Дону

Когда чиновник во главе артистов…

В Азове продолжается противостояние руководителей творческих ансамблей и местного руководства.

Бдительное внимание городского отдела культуры к работе самодеятельных коллективов с каждым годом принимает всё более причудливые формы.

Азов смело может претендовать на звание второй в Донском крае (после Ростова-на-Дону) культурной столицы. Творческая история основных коллективов насчитывает от 10 до 50 лет. Артисты, посвятившие свою жизнь сцене, пользуются популярностью не только в родном городе и области, но и за рубежом. Прославляя своим искусством свой город, некоторые из них заслужили немало наград на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Дворец культуры Азова — удивительное место. Здание кипит от ежедневных занятий творческих коллективов — репетиции ансамблей для взрослых и детей расписаны по дням и часам. Вот только решать, кто из них сможет выйти на сцену, чтобы показать виртуозный номер, или поедут ли артисты со своей программой по приглашению на фестиваль, они больше не могут. Есть люди, которые считают себя более компетентными в вопросах искусства.

Мы уже писали о злоключениях Азовского народного ансамбля донских казаков, которому с огромным трудом удалось подтвердить свое звание в марте этого года. Так вот, несмотря на то, что коллектив блестяще прошёл аттестацию, его выступления по-прежнему зависят от воли и личного вкуса руководителя отдела культуры и искусства администрации Азова Андрея Кляндина.

На городском концерте, посвящённом Дню Победы, казакам так и не позволили поздравить со сцены ветеранов. Господин Кляндин заявил, что работать на концерте может только танцевальная группа, а хор выступать не будет. Руководитель коллектива Людмила Николаевна Голикова отмечает: «В представляемом номере на первом плане — танцоры, а на втором — хоровое сопровождение. Разорвать их выход — всё равно что разделить ансамбль на «Донских» и «Казаков». Мы предложили взять другой номер, но в итоге, компромисс так и не был найден».

Аналогичному преследованию подвергаются и другие коллективы. Галина Николаевна Калабухова руководит образцовым хореографическим коллективом «Орнамент» 40 лет — с момента открытия азовского Дворца культуры. По неясным причинам она оказалась единственным руководителем самодеятельного коллектива, которому не повысили квалификацию после успешного прохождения аттестации. Ей в лицо заявили, что она не умеет работать с детьми.

Чтобы уследить, как объяснили, за качеством работы, компетентное начальство установило камеры видеонаблюдения по всему Дворцу культуры, превратив его в режимный объект. Можно, конечно, предположить, что эта крайняя мера связана с обеспечением антитеррористической безопасности.

Вот только непонятно, зачем устраивать слежку в залах, где проходят репетиции, и, по причине отсутствия раздевалок, артисты переодеваются? Это уже, простите, нарушение простых моральных и этических норм.

Руководители творческих коллективов, имевшие сомнительное удовольствие неоднократно беседовать с чиновником по долгу службы, отмечают, что ни о какой элементарной корректности речи не идёт. В общении с ними Кляндин однозначно даёт понять, что он в культурной жизни города решает всё.

Ещё в 90-е годы действующий на тот момент мэр Виталий Певнев принял решение о финансовой поддержке ансамблей. Каждый коллектив при этом мог распоряжаться средствами, выделяемыми азовской администрацией, по собственному усмотрению. Например, казачий ансамбль использует средства на развитие коллектива (оплата поездок, обновление костюмов и другие нужды), руководитель ансамбля «Гуляй, россияне!» выплачивает своим артистам небольшую зарплату.

Ранее ансамбль «Гуляй, россияне!» был оформлен как подведомственное городскому отделу культуры юридическое лицо. Танцоры зарабатывали профессиональный стаж и могли свободно гастролировать. После того как Андрей Владимирович возглавил муниципальный отдел, ансамбль лишился своего статуса. При этом артисты балета, которые проработали в коллективе по 14 лет и могли через 6 лет уйти на пенсию, теперь должны будут работать до 60 лет. И дело не в том, что эти люди не хотят вкладывать свои силы в процветание своей страны и мечтают поскорее предаться многолетнему отдыху, а в том, что у артиста балета физическая нагрузка сопоставима со спортивными тренировками олимпийца, в результате чего профессиональные заболевания дают о себе знать уже к 40 годам.

К тому же это оказалось очень удобно для администрации: под крыло муниципалитета пришёл ансамбль с готовой программой, костюмерной и всем необходимым реквизитом, а чиновники ох как любят, когда приём высоких гостей в их городе идёт под песни и пляски местной «самодеятельности». Никого при этом не интересует, что парни и барышни в костюмах, которые по срочному «звонку сверху» отпросились с постоянной работы, ждут своего выхода где-то в тесном коридорчике или на душной кухне азовского кафе. Причём выступления на банкетах не считаются рабочим выездом, а значит, не оплачиваются — так, захотелось артистам потешить городское руководство, на людей посмотреть, себя показать.

О том, сколько длится этот междоусобный конфликт азовских творческих коллективов и местной администрации, можно судить по тому, что ещё год назад руководители четырёх крупнейших азовских коллективов («Гуляй, россияне!», «Надежда», «Благовест» и «Донские казаки») лично передали мэру города Сергею Бездольному письмо. В своём обращении они просили оградить их от самоуправства начальника отдела культуры А. В. Кляндина. В числе намеченных вопросов значилось, что руководитель препятствует участию творческих коллективов в фестивалях, конкурсах, мастер-классах; организует проведение аттестации коллективов с грубыми нарушениями, итогом которых стали безосновательные увольнения многих их участников и снижение заработной платы.

Кроме того, руководители ещё тогда жаловались мэру на неуважительное, бестактное поведение начальника по отношению к своим подчинённым. Например, для него, как говорят, в порядке вещей использование нецензурных выражений, повышение голоса и другие некорректные формы общения.

Стоит ли упоминать, что ответа на письмо, переданное непосредственно в руки мэра, так и последовало? За этот год враждебное отношение к коллективам только усилилось. Кляндин получил полную свободу действий и активизировал свою политику выживания непокорных. Кто-то не выдержал, ушёл, но большая часть руководителей, без всякой поддержки извне, продолжает бороться за своих людей и за нормальные условия работы. Руководитель «Надежды» Д. В. Чернавский вскоре после этой акции протеста был уволен. Он и его бывшие коллеги считают это возмездием за выступление против власти.

Отметим, что зарплаты участников ансамблей поистине смешные — от 2 200 до 3 600 рублей (это потолок), то есть в среднем — в два раза ниже прожиточного минимума. Они работают не за деньги, а за возможность выступать на сцене, гастролировать. Как отмечает Людмила Голикова, в Восточной и Западной Европе люди с особым трепетом относятся к живому исполнению народных коллективов. Они уже давно ушли от фонограмм и научились ценить настоящее искусство.

Недавно в Азове был показательный, с точки зрения культурного воспитания, случай: когда в зале выступала группа «Бутырка», зал был набит битком; на следующий день выступление Санкт-Петербургского музыкального театра не состоялось — билеты остались в кассах нераскупленными. Ведь для того, чтобы дети, молодёжь понимали, душой чувствовали красоту, их нужно воспитывать, прививать им с детства чувство прекрасного. А шансон? Он липнет сам, его ещё попробуй остановить!

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах