— Я узнал об акции совершенно случайно примерно в середине апреля, — рассказал корреспонденту «МК на Дону» Игорь К. — И практически сразу начал обзванивать авиакомпании, чтобы достать билеты на самолет. Оказалось, далеко не все компании предлагают рейсы в любую точку земного шара, а также не все дают льготные билеты сопровождающим. Наконец я дозвонился в компанию, где мне сказали, что положенные мне и моему сопровождающему льготы — билеты в Благовещенск — я получу. Однако, чтобы их взять, необходимо приехать непосредственно в офис компании, которая находится в Москве.
Поскольку самым заветным желанием ветерана было встретиться с сослуживцами, военная судьба которых сложилась так, что они живут за несколько тысяч километров друг от друга, инвалид войны решил рискнуть и полететь в Москву за желанными билетами.
Он с женой прилетел в Москву. Причем рейс был ночной и ждать утра пришлось на скамейках…
— К тому же за обещанными билетами нам с женой пришлось ехать из Домодедово во Внуково, потратив 2 000 рублей, — говорит Игорь К. — И каково было наше разочарование, когда уже непосредственно в офисе компании нам сказали, что для сопровождающего «льготный» билет будет стоить около 8 тыс. только в одну сторону. Пришлось опять тратить деньги на проезд до аэропорта Домодедово, чтобы улететь домой в Ростов.
Кстати, билет и до Москвы не был бесплатным для сопровождающего, как обещали всевозможные СМИ, а в некоторых авиакомпаниях даже превышал обычный тариф.
— На сопровождающего в одной компании билет стоит более 5 000 в Москву в один конец, хотя улететь можно и за 3 700 — без таких вот «подарков к 9 Мая», — рассказывает ветеран. — В других компаниях даже за 2 000 рублей. Особенно запомнилась компания, которая везет сопровождающего «всего» за 8 с небольшим тысяч в один конец — в Москву. Видимо, чтобы узнав цену, не приставали больше со своими льготами…
Кому писан закон?
Кстати, многие компании разделяют само понятие «инвалид войны», чем и мотивируют отказ в предоставлении льгот в мае. Насколько это правомерно, можно понять, обратившись непосредственно к федеральному закону о ветеранах. И видно сразу, что в законе разделений таких нет.
В Федеральном законе №5 «О ветеранах» от 12 января 1995 года в обновленной редакции, действительной с 1 февраля 2011 года, говорится о том, что инвалид любой войны — уже считается ветераном, которые относятся к категории ветеран Отечественной войны. То есть это и те, кто служил в Афганистане, и те, кто стал инвалидом в Чечне. К статье 4 закона относятся инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий, которые, согласно новой редакции, называются просто инвалиды Отечественной войны, то есть равнозначны.
— Многие компании отказывают именно потому, что считают ветеранами только тех, кто принимал непосредственное участие в военных действиях в 1941—1945 годах. Но не существует самого понятия «приравненные». Все инвалиды войны — равнозначны. В связи с этим, хочется сказать о том, что все эти громкие заявления о бесплатных полетах, зачастую просто пиар. А сотрудники либо не читают законы, либо им положено делать вид, что они правы…
Это вам не юбилей
Кстати, если в прошлом — юбилейном году — ветераны могли летать бесплатно целый май, то в этом году многие компании ограничились двумя неделями, а то и меньше.
— Уже 1 и 2 мая в офисах компаний говорили, что ни о какой акции речи быть не может, до последнего тянули. Говорили, может, будут, но приказы пока не подписаны или не дошли еще… — рассказывает инвалид. — Вообще при обращении в аэропорту в Домодедово к кассам разных компаний, одна из сотрудниц ухмыльнулась после вопроса о льготных билетах и сказала: «Приходите, когда вам будет 75 лет, мы перевозим только тех, кому за 75». Ряд компаний приходилось информировать о проводимой акции самому и поднимать соответствующие документы, после чего они извинялись и искали пути решения. И, кстати, я летал в прошлом году, и нас — инвалидов войны — встречали, кормили, все-таки была круглая дата… А в этом видел лишь пару-тройку отчаянных ветеранов, которые нашли в себе силы организовать поездку к сослуживцам, но никакого почета к ним со стороны авиакомпаний я не увидел. Каждый сам по себе.
Сложность еще заключается в том, чтобы подобрать маршрут. Многие компании предлагают конкретные маршруты, куда многим просто нет смысла ехать.
Заграница оказалась, видимо, за границей возможностей большинства компаний. Как рассказывает ветеран, только одна компания предложила несколько вариантов заграничных направлений.
Когда обратившийся к нам инвалид войны прилетел с женой в Москву, ему, видимо, предложили «утешительный» бонус — бесплатный проезд до 15 мая на трамваи, троллейбусы и автобусы по талонам, хотя из аэропорта эти виды транспорта не ходят. И автобус стоит дороже обычного — целых 100 рублей.
— А самое неудобное то, что чтобы взять билет, надо ехать непосредственно в представительство либо собственную кассу компании, которые находятся только в аэропорту, — говорит Игорь К. — К примеру, многие ли ветераны наездятся за билетами с села или деревни в Ростов или Краснодар? Не думаю. Это не только время и силы, которых и так осталось немного, но и деньги на междугородний проезд.