Умение стоять на одной ноге – важное условие работы звонаря

Фестиваль колокольного звона стартовал в эти майские дни в Ростове в рамках Ⅺ Межрегиональной ярмарки-выставки «Православная Русь»

Умение стоять на одной ноге – важное условие работы звонаря

Фестиваль колокольного звона стартовал в эти майские дни в Ростове в рамках Ⅺ Межрегиональной ярмарки-выставки «Православная Русь». На него приехали 32 звонаря из Ростовской-на-Дону, Волгодонской и Шахтинской епархий. Это пилотный проект, запущенный ростовскими организаторами и еще не имеющий аналогов в других регионах страны.

Раньше звонить в колокола считалось сугубо мужским делом, и, хотя сейчас появляются и женщины-звонари, это явление, скорее, исключительное. Но для ростовчанки Ольги Шевчук колокола стали уже привычным инструментом: она не только каждый день звонит вот уже больше двух лет, но и другим помогает постигать азы этого искусства.

Будучи руководителем ростовской школы церковных звонарей прихода св. Георгия Победоносца, Ольга – одна из участниц фестиваля колокольного звона «Православная Русь», который прошел в рамках крупнейшей на Юге России православной выставки. С наставлениями Ольги попробовать себя в роли звонаря мог любой желающий: девушка провела серию мастер-классов по колокольному звону.

- Ольга, расскажите, где вы учились?

- Я училась у нас на приходе и в московской школе звонарей. Да и сейчас тоже продолжаю учиться, потому что это такое дело, в котором нельзя останавливаться. Мы постоянно чему-то новому учимся, совершенствуемся. И вот такие фестивали тоже помогают звонарям обменяться опытом и получить новую информацию друг от друга. Когда ты звонишь, – особенно мне нравится звонить перед литургией – ты понимаешь, что сейчас есть ты, Бог и колокола. И больше никого не существует в этот момент!

- Насколько сложно учиться на звонаря?

- Кто-то скажет, что очень легко, кто-то – что очень сложно. У нас у всех есть какие-то врожденные таланты. Одним дан талант петь и танцевать, другим - писать стихи, третьим - гениально решать уравнения. Кому-то Господь дает такие способности, как чувство ритма и умение слышать мелодичность колоколов. Если человек этим обладает, он очень быстро схватывает, потому что колокольный звон в основном – это как раз-таки ритм. Если человек никогда в жизни не занимался музыкой и у него нет чувства ритма, то, конечно, ему будет намного тяжелее. Но все эти барьеры преодолеваются.

- Принцип работы колоколов похож на работу обычного музыкального инструмента?

- И да, и нет. Колокола считаются в какой-то степени музыкальным инструментом, но это совершенно особенный инструмент. Колокол не «заточен» под какую-то определенную ноту. У него есть основной тон, но каждый колокол издает целую гамму звуков. Есть разные ритмические рисунки. И если я буду звонить все то же самое, но на другой звоннице, это будет уже совершенно другой звук. При игре, допустим, на фортепиано, звучание везде будет практически одинаковое. Здесь же будет абсолютно другое звучание. Поэтому колокол - музыкальный инструмент особенный и отдельно стоящий в ряду других. Колокола бывают зазвонные, подзвонные, благовестники. Звонить в них – это все равно, что управлять целым оркестром или хором.

- Значит, если есть разные группы, то и подход к ним тоже разный?

- Конечно. Мы на зазвонных звоним с помощью правой руки. На подзвонных – левой рукой. Ее движения происходят уже совсем в другой плоскости. Благовестники управляются через педаль, на них мы звоним с помощью ноги. Звонить может один звонарь, но, бывает, что звонят вдвоем - дуэтами.

- Как удается сохранить ритм и не сбиваться, если вы в паре?

- Из того, с чем я сталкивалась, есть два варианта. Либо это какой-то уже разученный звон, который им уже известен. Есть и другой вариант, когда ты уже настолько умеешь прислушиваться к другому звонарю, что возникает импровизация. Вы слушаете и понимаете, насколько гармонично звучит этот звон и когда надо, например, замедлиться.

- А насколько разнообразен диапазон звонов?

- Наверное, нет ни одного звонаря, который бы знал абсолютно все звоны. Во-первых, есть звоны, которые сохранились еще с дореволюционных времен. Они к нам перешли, бережно хранятся и уже считаются традиционными. Во-вторых, имеется большое количество авторских звонов.

- Расскажите о правилах, которые существуют для звонарей и которым вы следуете перед звоном.

- Перед богослужением мы должны помолиться, что мы и делаем. Так, в повседневной жизни, звонить в колокола считается делом мужским. Сейчас уже появляются женщины-звонари. Мы таким образом тоже служим Богу и внести свою лепту, направить свой дар на то, чтобы рассказать людям о нем. Но в первую очередь важна молитва, благоговейный настрой, тогда и звон будет светлым.

- А кроме богослужений и вот таких фестивалей, где еще люди могут послушать звонарей?

- В прошлом году в честь годовщины нашей школы звонарей мы организовали концерт колокольного звона. В России есть разные фестивали, где выступают звонари. Мне удалось в прошлом году поучаствовать в концерте, где звонил симфонический оркестр. Играли кантату «Александр Невский». В том месте, где по партитуре положен колокольный звон, мы звонили. Две звонницы у нас было. Как видите, мы по-разному можем показать красоту колокольного звона. Но в основном, конечно же, это богослужения.

Учителя колокольного звона занимаются и с детьми, и со взрослыми. Понятно, что осваивают это мастерство все на разном уровне, потому что у всех изначально разные таланты и способности.

Как выяснилось из беседы с девушкой, существуют свои критерии отбора в школу звонарей. Основной – наличие чувства ритма у человека, а также крепкое физическое и психологическое здоровье. Если у него имеются какие-то серьезные психические расстройства, научить его не получится. Хорошее здоровье важно потому, что звонарю приходится довольно долгое время стоять, причем и на одной ноге тоже. Если человек способен хотя бы минут десять простоять на одной ноге, то он сможет звонить нужное время перед службой.

По словам Ольги Шевчук, колокольный звон действует по–разному на людей. Если у человека внутренний кризис и дисгармония в душе, эти звуки могут казаться раздражающими. Если же человек тянется к Богу, то он настраивается на самые радостные нотки. Были и такие случаи, когда человеку, впавшему в уныние, приходили в голову самые страшные мысли, но колокольный звон давал надежду на лучшее. И он находил в себе силы изменить жизнь и взгляды на нее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру