Уникальные картины трагически погибшего ростовского живописца Олега Гойдина пылятся в подвале

В этом году исполняется 30 лет со дня смерти ростовского художника: Олег Гойдин трагически погиб 8 августа 1987 года в автокатастрофе. Машина, в которой супруги ехали в Калмыкию, врезалась в КаМАЗ — смерть живописца наступила мгновенно.

Олегу Гойдину погиб, когда ему было 50. Его картины имели успех на Всесоюзных и Всероссийских выставках, он стал членом Союза художников СССР, но добиться широкой известности не успел. Живописец написал более 300 картин и этюдов. Среди них портреты, пейзажи, натюрморты, но главной темой его творчества стали дети войны.

— Олегу исполнилось четыре года, когда началась война. Отец ушел на фронт, трое детей с матерью остались в Капустином Яре в Астраханской области, — рассказывает вдова художника Раиса Гойдина. — Мать взяла детей и поехала к сестре в Воронеж, чтобы вместе пережить тяжелые времена. Добрались туда с большим трудом, еле остались живы, да и в Воронеже пережили немало.

Воспоминания буквально жгли Гойдина изнутри. Ему хотелось рассказать, что переживают ребятишки в то время, когда взрослые воюют. Олег Иванович перенес на холст свои воспоминания военного детства. Так появилась серия картин «Трудные годы». Он написал их в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века. Это не просто картины — это документы эпохи, настолько точно и реалистично в них воспроизведены мельчайшие детали.

— У Олега в памяти часто всплывали картинки из тех лет. Врезался в память такой эпизод: когда они жили в селе, кормили дворовую собачонку из фашистской каски. Он начал писать этюды, но саму картину написать не успел, — говорит Раиса Ивановна.

Главной работой своей жизни художник считал созданный им квадриптих — четыре большие картины о детях военного времени. Первая носит название «Школьная перемена». Худенькие ребятишки во время перемены в холодном классе сгрудились возле печурки и греют руки. Рядом с ними изможденная учительница. На печи размораживаются чернильницы-непроливайки и пузырьки с чернилами. Эту картину после Всесоюзной выставки в Москве сразу же приобрел художественный музей в Ульяновске. Там она сейчас и находится.

В серию входили еще «Дети Сталинграда», «Военный хлебушек» и «Нянюшка».

— «Дети Сталинграда»... На картине изображены играющие на улицах разгромленного города ребятишки, одетые в обноски. Они увидели на стене плакаты Кукрыниксов с изображением Гитлера в платочке, остановились и хохочут. Этой картины у нас нет, ее купили ценители искусства из Финляндии, — вздыхает вдова.

Две сохранившиеся картины хранится в подвале дома, где живет сын Гойдина с семьей. На фоне подвальных стен «Военный хлебушек» смотрится особенно печально. На картине в длинной очереди за хлебом по карточкам среди частокола взрослых ног, обутых в чуни, старые солдатские сапоги и калоши стоит мальчик лет шести-семи. На нем пальтишко « на рыбьем меху», хлопчатобумажные чулки с резинками, в которые тогда одевали маленьких детей, сапоги не по размеру. Он прижимает к груди паек — кусочек черного хлеба. По глазам мальчика видно, как хочется ему съесть хотя бы самый маленький кусочек, но он не трогает его, несет домой семье.

Здесь же, в подвале находится «Нянюшка». На ней девочка, которая дежурит в госпитале возле постели раненого. Посмотришь на нее и сразу понятно: отец девчушки ушел на фронт, когда она была совсем маленькой, она почти не помнит его. Раненый чем-то напоминает ей отца...

Подвальное помещение не приспособлено для хранения картин, написанных малом. Они покрываются пылью, краски могут поблекнуть. И дети войны, написанные с такой любовью, просто исчезнут! Большие полотна размером 150 на 175 см не повесишь просто в квартиру — им нужен простор.

Вдова художника переживает, что пропадет без следа часть истории, которую уже никто не сможет отразить так, как художник — очевидец событий. Портреты детей войны могли бы занять достойное место в одном из музеев Ростовской области. Раиса Гойдина обращалась в ростовские музеи, но ей отвечают, что у них мало места. В лучшем случае картины могут поставить в запасники, где их никто не увидит и где они погибнут. А ведь лица детей войны должны видеть люди. И Раиса Ивановна не теряет надежды, что картинами заинтересуется один из донских музеев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру