Хотите окунуться в трагедию- слушайте Шостаковича, хотите легкости - вальсы Штрауса

Дирижер Алексей Рубин о том, как изучить язык классической музыки

16 марта в Ростове должна была состояться творческая встреча с художественным руководителем и главным дирижером Ростовского академического симфонического оркестра Валентином Урюпиным. Но он заболел. Несмотря на это, и встреча, и концерт в большом зале филармонии, на котором звучала немецкая музыка разных эпох, состоялись: своего друга подменил известный российский дирижер Алексей Рубин.

Дирижер Алексей Рубин о том, как изучить язык классической музыки

Алексей родом из Санкт-Петербурга, но последние два года живет в Москве и работает в Академическом симфоническом оркестре Московской филармонии. Он учился в Хоровом училище имени М.И. Глинки, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по двум специальностям — хорового и симфонического дирижирования. Он лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров симфонических оркестров имени И.А. Мусина и II Всероссийского музыкального конкурса.

Рубин — молодой, амбициозный, открытый, общительный, веселый. Он рассказывает истории создания классических музыкальных произведений вперемешку с анекдотами. Ни минуты не сидит спокойно, то и дело подскакивает к фортепиано, играет, поет по-немецки, читает русский перевод. А еще вспоминает своих педагогов и дирижеров-тиранов прошлого, рассказывает по секрету, что иногда на концертах классической музыки засыпают сами музыканты — что уж говорить о простых слушателях!

Он согласился прилететь в Ростов за несколько дней до большого концерта. Как решился взять на себя такую ответственность?

— Валентин Урюпин (с ним мы в очень хороших отношениях) написал мне, что произошло ЧП, что на следующий день запланирована репетиция. И я сказал: «о’кей, я приеду». Если бы на моем месте был, к примеру, дирижер Юрий Темирканов, то он бы ни за что не согласился. С возрастом мера ответственности повышается. Ему нужно четыре-пять полноценных репетиций. А в молодости к этому относишься проще. Дайте только подирижировать! Ростовский академический симфонический оркестр очень доброжелательно отнесся ко мне. Музыканты понимают, в какой ситуации я оказался. За ночь подготовил партитуры. От оркестра самые лучшие впечатления.

Знаменитый пианист Илья Рашковский, который недавно дал в Ростове свой первый концерт, сказал тогда: «Очень часто дирижеры мешают солистам у них свой взгляд на произведение, у нас — свой». Рубин считает, что совместная работа дирижера и солиста заключается в том, чтобы две разные точки зрения соединились в одну общую.

На вопрос, какой современный композитор любимый, отвечает, не задумываясь: «Бетховен», улыбается. А про современную музыку говорит: «Ее не все понимают и любят, но она должна быть. А иначе что будет через сто лет?.. Все будут исполнять Баха и Бетховена?! Надо погружаться в нее с точки зрения ученого-исследователя, пытаться понять концепцию».

По словам Алексея, музыка классиков прекрасна и невероятно сложна. Чтобы полнее воспринимать ее, нужно понимать ее язык, исторический контекст создания произведения. Если оно написано для голоса, надо познакомиться с текстом. Когда ты не знаешь текст, трудно понять произведение. Когда знаешь, музыка приобретает особые краски.

— Музыка — это воплощение идей, живая речь композитора. Хотите окунуться во все трагедии прошлого столетия, слушайте Шостаковича. Хотите легкости — слушайте вальсы Штрауса. Ищите в музыке интонацию, пытайтесь почувствовать, каким человеком был композитор, — советует Алексей Рубин и подчеркивает. — На концерты нужно приходить готовыми вникать и получать. Надо настроиться на работу. А еще лучше — провести дома подготовку. Не каждый знает, что такое вообще возможно. Настрой реально влияет на восприятие. Я максималист, романтик и склонен считать, что после концерта люди должны становиться лучше и добрее. Музыка облагораживает, объединяет людей и несет массу положительных эмоций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру